Победный май 45-го

Право, даже затрудняешься, что написать… 
Приходится повторять всё, что сказано когда-то другими, пересказывать виденное в фильмах и на документальных лентах…
Победа!
И этим всё сказано!
Всё ли?.. 
Обо всём рассказать, всё знать невозможно.
Потому по возможности коротко – о широко известном и чуточку подробнее – о том, о чём говорилось меньше. 
События в первые несколько дней мая развивались стремительно. И лично мне в том калейдоскопе событий, признаться, не всё и не совсем понятно.

Как известно, официальная версия гласит, что германский фюрер умер 30 апреля. 
Сомнения по этому поводу я уже высказал, однако не считаю нужным на них настаивать. Для данного обзора куда важнее, что преемником Гитлера на посту главы Германии стал гросс-адмирал Карл Дёниц, до этого командовавший германским Военно-морским флотом. 
Ну, казалось бы, адмирал, ты же военный человек! Ну объявляй сразу о капитуляции всех вооружённых сил обречённого рейха – спасай земляков, сколько ещё возможно! Так нет же!..
Оцените первое заявление, которое делает флотоводец, и первое распоряжение, которое он отдаёт первого мая!
В своём обращении к нации… Хотя – какая там уже «нация»!.. Под формальным началом «президента» остаётся горстка защитников (патриотов или фанатиков – каждый вправе принять термин, который считает более точным) Берлина, которые даже если бы и хотели его услышать, так не смогли бы – любую речь заглушала канонада. Думаю, что как раз приказ о капитуляции услышали бы – любое другое распоряжение навряд ли сильно волновало немцев… 
Так вот, Дёниц заявил, что Гитлер погиб, защищая Германию… Право, я сомневаюсь, что много нашлось людей, кто огорчился при этой новости! 
Ну а распоряжение… Дёниц свою деятельность начал с кадровых перестановок. Он сменил министра иностранных дел – этот пост вместо Иоахима фон Риббентропа занял министр финансов Иоганн Людвиг граф Шверин фон Крозиг! Как будто это уже могло хоть что-то изменить!..
На следующий день, второго мая, комендант Берлина Хельмут Вейдлинг приказал гарнизону сложить оружие и объявил о капитуляции. 
Как долго советский солдат шёл к этому событию!..
В слово «советский» в данный момент я не вкладываю ни грана идеологического содержания. В этом понятии – советский солдат – объединялись все представители всех национальностей, которые наступали под знамёнами Красной Армии. Это не только граждане СССР, но и представители многих других государств и народов. 
Это и союзные соединения, и отдельные части, которые воевали в составе советских фронтов. Это воины-интернационалисты, которые служили в Красной Армии в индивидуальном, так сказать, порядке. Вспомнилось мне, например, что каким-то образом в одной из танковых частей сражался американский солдат – и такое случалось. 
И вот уже на стене рейхстага появляется легендарное: «Дошли!»…

Но вернёмся на сутки раньше! Первого мая произошло событие, не слишком широко известное, однако ж хочется о нём рассказать. А может потому и хочется, что оно интересное, да не слишком широко известное.
В этот день с одного из прифронтовых аэродромов близ Берлина поднялась группа советских истребителей. На двух из них «сталинские соколы» везли с собой огромные красные полотнища с надписью «Победа!». Эти знамёна они задумали сбросить над рейхстагом.
Об этой акции рассказал один из самых известных советских асов Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин в книге «Под нами – Берлин». 
Итак, самолёты подлетели. А над Берлином стояла сплошная пелена дыма и копоти – сказывались почти две недели уличных боёв. Внизу горело всё: дома, подбитая техника, люди… Чадило всё, заволакивая небо непроглядным облаком густого жирного пепла. 
Как тут сверху разглядеть рейхстаг? И вдруг Ворожейкин, да и остальные лётчики, увидели над самым центром германской столицы большой круглый просвет в этом дыму. Оказалось, что там, на земле, продолжает клокотать бой, и там, внизу, настолько жарко, что восходящие потоки раскалённого воздуха уносят гарь и копоть вверх. И точно посередине этой воронки они увидели рейхстаг, очертания которого хорошо знали по фотоснимкам. 
В авиагруппе летели только асы. Они во время войны научились бить без промаха. Так что спускавшиеся на парашютах алые знамёна распахнули свои полотнища точно над крышей рейхстага. 
От самой Москвы, от Волги наш солдат мечтал водрузить Знамя Победы над ненавистным рейхстагом! И теперь каждый стремился сделать это, от себя лично, во имя всех, кто не дошёл… 
К слову, о Ворожейкине. За время войны он стал абсолютным «серийным» рекордсменом среди советских пилотов – по количеству вражеских самолётов, которые он сбивал за один день. В его формулярах значатся и по четыре победы в день, и по три, и по две… А всего он совершил 400 боевых вылетов, сбил 52 вражеских самолёта лично (шесть из которых ещё на Халхин-Голе), а также 14 – в группе. 
Конечно, человеческая память не в силах удержать в памяти подробности всех боевых вылетов. Но тот пролёт – без единого выстрела! – над центром Берлина запомнил на всю жизнь! Хотя…, наверное, палил он из всех стволов, устроив своеобразный салют в честь события, участником которого стал…

Однако же праздновать победу было ещё рановато. Бои продолжались – не все услышали о приказе, а кто-то не пожелал ему подчиниться – об этом речь ещё впереди.
Третьего мая новоявленный президент Германии, гросс-адмирал Карл Дёниц отдал приказ флоту, которым он командовал все эти годы: сдаться победителям! 
Дело в том, что до этого экипажи боевых кораблей получили распоряжение в случае безнадёжной ситуации затопить суда, чтобы они не достались победителю. В соответствии с этим приказом 215 подводных лодок уже ушли на дно Балтийского моря – моряки кригсмарине оказались людьми дисциплинированными. 
И вот приказ адмирала Дёница дальнейшую массовую гибель флота остановил. По всей видимости новый германский лидер спешил заработать баллы в глазах союзников-победителей. 
Четвёртого мая – новая капитуляция. Генерал-адмирал Ханс-Георг фон Фриденбург подписал документ о капитуляции остатков Вооружённых сил вермахта на северо-западе Германии, в Дании и Нидерландах. Хочу напомнить, что двумя месяцами ранее Гитлер распорядился затопить Нидерланды, однако его приказы уже не выполнялись неукоснительно. 
Ну а пятого мая произошло событие, о котором следует сказать особо и о котором сегодня мы вспоминаем не только с гордостью, но и с откровенной горечью… В этот день вспыхнуло вооружённое восстание в Праге – его подняло чешское Движение Сопротивления. 
Друзья мои! В связи с этим восстанием я хочу вспомнить о человеке, к которому отношусь с глубочайшим уважением, хотя так получилось, что мы с ним всю жизнь оставались идеологическими врагами, пусть даже и разнесёнными по времени. Я говорю о генерале Сергее Войцеховском. Я непременно при случае расскажу о нём подробнее. 
Дело в том, что Сергей Войцеховский был военным министром подпольного чешского правительства. Соответственно, он имел непосредственное отношение к данному выступлению чешских патриотов. 
Войцеховский зарекомендовал себя как один из самых талантливых «белых» генералов, воевавших под знамёнами адмирала Колчака. Именно он добился наибольших результатов во время наступления в 1818-1819 годах. Именно он наиболее успешно сдерживал наступление «красных» осенью 1919-го. Именно он лично застрелил генерала Петра Гривина за самовольное оставление фронта. Именно он повёл свою измотанную дивизию на Иркутск, чтобы отбить арестованного Колчака. Именно он сумел вывести остатки колчаковских войск из окружения в Забайкалье. Будучи командированным для связи в Крым, по просьбе барона Врангеля руководил эвакуацией остатков войск с полуострова.
После эвакуации и мытарств, он оказался в Чехословакии, где его приняли в армию, где он со временем стал командующим армией с чином соответствующим – генерал армии. Когда состоялся Мюнхенский сговор, он оказался одним из немногих военачальников, которые требовали от правительства не подчиняться, а принять бой – пусть даже и обречённый! Отстаивать свою позицию ему пришлось перед боевым товарищем по войне в Сибири – генералом Яном Сыровым. 
Однако капитулянты победили, и Войцеховский вышел в отставку. Проживал в Праге, состоял в подполье. Гитлеровцы его не трогали, по всей видимости, в память о его непримиримой борьбе с большевиками. 
Когда война уже катилась для гитлеровцев к пропасти, Войцеховскому предложили возглавить «Русскую освободительную армию» вместо генерала Власова, которого Гитлер хотел сменить на более авторитетного военачальника. Тут-то Сергей Николаевич и произнёс историческую фразу:
– Большевиков ненавижу, но против русского солдата воевать не буду!
Вот не удержался – отвлёкся. Чтобы рассказать об этом человеке…

Но вернёмся к Пражскому восстанию. 
Казалось бы: Германия пала, Берлин капитулировал – сдавайтесь, фрицы! Нет же! В Праге разгорелись ожесточённые бои. Германской группировкой командовал генерал-фельдмаршал Фердинанд Шернер, который приказал подчинённым войскам СС непременно подавить повстанцев – и те постарались выполнить приказ со всей яростью обречённых. 
И они бы выполнили приказ – в том нет сомнения! 
Оказавшиеся в тяжелейшем положении повстанцы взывали о помощи. Остановившиеся не так далеко американцы строго соблюдали предварительные договорённости: территория Чехословакии входила в зону советских интересов, а потому в ситуацию не вмешивались. 
Шестого мая ряд соединений 1-го и 2-го Украинских фронтов получили приказ прорваться на помощь восставшей Праге. Предстояло преодолеть почти сто километров по разбитым войной дорогам, да ещё по горной местности…

Ну как не отвлечься ещё раз!
Казалось бы, война завершилась! Берлин пал! Победа! Ура!!!
А вместо праздничного ликования приходится разворачивать танки на юг, чтобы броситься навстречу новым сражениям, новому кровопролитию… Что испытывали наши солдаты во время этого марша? Конечно, за годы войны они привыкли к тому, чтобы выручать попавших в беду товарищей. Конечно, они не роптали – ибо привыкли к тому, что на войне как на войне. 
Наверное, бойцов и командиров Красной Армии охватила – не могла не охватить! – ярость на врага, который не желал капитулировать, не позволял им насладиться заслуженным миром!.. 
Да, Красная Армия рвалась на помощь пражским повстанцам... 
Конечно, со стороны фашистской группировки эти бои можно расценивать как акт отчаяния. Немцы справились бы с повстанцами, но против прорвавшихся к ним частям Красной Армии устоять не смогли бы никак: уступали по всем показателям. Потому ничего удивительного не видится в том, что группировку разгромили буквально за несколько дней – официально операция завершилась 11 мая. Хотя реально бои с отдельными отходившими или окружёнными частями гитлеровцев продолжались ещё несколько дней. 
Показательный момент. Семитысячная группировка гитлеровцев, в которую объединились остатки разгромленных дивизий СС и которую возглавлял начальник Управления СС в Богемии и Моравии обергруппенфюрер СС граф Карл-Фридрих фон Пюклер-Бургхаус, пыталась прорваться на запад, чтобы сдаться американским войскам. Однако задумка не удалась: советские и американские войска совместно разгромили сводный отряд. Командир его застрелился, а полностью деморализованные уцелевшие солдаты и офицеры сдались в плен. 
В связи с этим эпизодом вспоминается художественный фильм «Неслужебное задание» – один из немногих современных фильмов о войне, который мне по-настоящему понравился. 
…Следует подчеркнуть, что в составе войск Красной Армии в освобождении чешской столицы принимали участие соединения румынские, польские, чехословацкие. За освобождение Праги отдали жизни более 50 тысяч военнослужащих. 
Я как-нибудь выберу время и расскажу об этой малоизвестной странице Второй мировой войны подробнее. 
А сейчас скажу только одно. Мне посчастливилось в своё время служить в 5-й гв. мотострелковой дивизии, некоторые части которой участвовали в том беспримерном марш-броске на помощь изнемогавшей в боях Праге. 
Как пражане отблагодарили нас за это буквально за месяц до 75-летия этого события, мы сегодня видим… 
Того же 6 мая произошло ещё одно знаменательное событие: город-крепость Бреслау, наконец, капитулировал.

А вот теперь – сложный отрывок. 
Есть такое затрёпанное выражение: все мы родом из детства. И в самом деле, ведь мы с малолетства усваивали какие-то истины. Вернее, то, что в момент усвоения считали истинами. А потом, постепенно, многое из этого усвоенного пересматривалось, трансформировалось, меняло смысловые оттенки и идеологические колеры. 
Так и я. С детства в моём представлении о взаимоотношениях с союзниками в годы Второй мировой войны укоренилось: мы уже побеждали, когда они вступили в войну, а потом они воспользовались победой для извлечения для себя максимальной пользы. Бессовестные такие!..
Конечно, я утрирую, но если предельно сконцентрировать, то примерно такое представление у меня и складывалось. 
Но вот факты из мая 1945 года. 
Конечно, немцы – что убеждённые гитлеровцы, что простые обыватели – боялись русских больше, чем западных союзников. Скажу даже больше. Наверное, и безобразий красноармейцы творили больше – не знаю, не владею статистикой, но, в принципе, могу допустить. Оно и понятно: война прокатилась по советской земле в одном направлении, потом в другом… А между ними здесь действовали и всевозможные зондеркоманды, и полицаи, и команды по вывозу продовольствия… 
Потому немцы старались сдаться западным союзникам, особенно те, кто особенно успел напакостить на территории СССР. 
Сдаётся мне, что Гитлер на завершающем этапе войны и в самом деле окончательно потерял разум. Ему бы, вообще, открыть Западный фронт, не устраивать союзникам Арденны!.. 
Ну да ладно, как говорится, проехали.

Шестого мая Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I обратился к пастве с пасхальным посланием. Надо ж так сложилось: в тот год Пасха пришлась на День св. Георгия-Победоносца! В Послании Патриарх призвал преклоняться «пред изумительными подвигами русских воинов, полагающих за наше счастье жизнь свою, и радуясь грядущей победе над исконным врагом русского народа».
Вспомним в связи с этим, что именно во время войны Сталин пришёл к выводу о необходимости внести коррективы во взаимоотношения Государства и Церкви в Советском Союзе. 
Седьмого мая во французском городке Реймс американский генерал Дуайт Эйзенхауэр принимал капитуляцию у руководства германскими вооружёнными силами. Двумя днями ранее сюда прибыл Главком ВМФ рейха генерал-адмирал Ханс-Георг фон Фридебург, который попытался выторговать у командующего западными союзными войсками капитуляции, так сказать, односторонней – все военнослужащие Германии сдались бы только американцам и англичанам, избежав плена советского. Эйзенхауэр предложение категорически отмёл: только всеобщая и полная капитуляция, без каких-либо дополнительных условий! Когда об этом узнал Дёниц, он срочно командировал на переговоры Главкома Сухопутных войск генерал-полковника Альфреда Йодля – с той же просьбой. Однако Эйзенхауэр остался непреклонен: либо капитуляция, либо американская авиация возобновляет бомбардировки оставшихся очагов сопротивления. 
Ну что, по-вашему? На мой взгляд, он поступил благородно! 
Только после этого представители германского командования подписали документ о капитуляции. Согласно документу в полночь 8 мая все боевые действия должны прекратиться. 
По большому счёту, формально война на этом завершилась. 
Под документом стояли подписи представителей армий Великобритании, Германии, Советского Союза, Соединённых Штатов, Франции… Но при этом среди подписей не стояли автографы первых лиц!
Вот потому официальный Акт о безоговорочной капитуляции подписали в ночь на 9 мая в помещении казино Военно-инженерного училища, расположенного в Карлхорсте. 
От Германии: генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, верховный главнокомандующий вермахта, а также генерал-адмирал Ханс-Георг фон Фриденбург (ВМФ) и генерал-полковник Ханс-Юрген Штумпф (ВВС).
От Великобритании: Маршал ВВС Артур Теддер.
От СССР: Маршал Советского Союза Георгий Жуков.
От США: генерал-лейтенант Карл Спаатс.
От Франции: Жан де Латр де Тассиньи. 
На следующий день главы Великобритании, США и СССР выступили с официальными сообщениями об окончании Второй мировой войны.

Ну и ещё следует отметить. 
1 мая покончили с собой министр народного просвещения и пропаганды рейха Йозеф Геббельс с супругой Мартой; предварительно они отравили своих детей. 
12 мая арестован генерал Власов. 
15 мая арестован Эрнст Кальтенбруннер, бывший начальник Главного управления имперской безопасности СС (мы его хорошо помним по фильму «Семнадцать мгновений весны»). 
23 мая покончил жизнь самоубийством Генрих Гиммлер, бывший рейхсфюрер СС – его поймали, когда он пытался скрыться. 
Многие бонзы рейха попали в плен, кто-то покончил с собой. Кому-то удалось скрыться, как, например, Мартину Борману и Генриху Мюллеру…

Ну и в завершение.
9 мая 1945 года была учреждена медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Она стала самой массовой медалью Великой Отечественной войны. Ею награждены почти 15 млн. человек. 
В этот же день во всех храмах Русской Православной церкви зачитывалось патриаршее поздравление паствы с великим Днём Победы. 
Великая Отечественная война завершилась.
Вторая мировая война продолжалась.
А значит, и мои обзоры событий 75-летней давности продолжатся.

 

Художники Владимир Памфилов, Пётр Логинов.

5
1
Средняя оценка: 2.72644
Проголосовало: 329