Кумыки
Кумыки
Кумыки – довольно многочисленный народ Северного Кавказа (более 500 тыс.), основное ядро которого проживает на территории Дагестана. Как все кавказцы, кумыки отличаются консервативностью, преданностью традициям и родному языку (в качестве такового 90% назвали кумыкский язык).
Эта консервативность, однако, у кумыков в пределах здравого смысла. Они не держатся до последнего за какой-нибудь обычай лишь в силу того, что это обычай, и допускают отступление от него, если того требуют реалии жизни. Будучи больше равнинным, чем горским народом, кумыки не смотрели на грабёж и набеги как на занятие, достойное молодого мужчины.
Они были сведущи в сельском хозяйстве, опытны в скотоводстве, искусны в ремёслах. Им незачем было заниматься грабежами. Изделия кумыкских оружейников и ковроделов, выращенные кумыками кони славились на всём Северном Кавказе.
Путешественники прошлого отмечали, что кумыки обладают развитым эстетическим чувством и интеллигентностью. Не столько кумыки проникались влиянием соседних народов, сколько соседи заимствовали у них хозяйственные и прочие практики, а кумыкский язык был «кавказской латынью» - выполнял функции языка межнационального общения для северокавказских народов.
История взаимоотношений кумыков с Россией богата и противостоянием (военные походы Черемисинова, Хворостинина, Бутурлина в XVI вв., русско-персидская война 1651-1653 гг., Кавказская война XIX в.), и военными союзами (участие в Первой мировой войне в составе Дикой дивизии, участие на стороне пророссийской чеченской оппозиции в самом первом неудачном походе на Грозный, ещё до официального начала первой чеченской кампании).
Кумыкский народ дал России много знаменитых имён – действительного статского советника, участника похода в Среднюю Азию Асельдер-бека Казаналипова, поэта Анвара Аджиева, Георгиевского кавалера, сторонника единой и неделимой России Нух-Бека Тарковского, драматурга и композитора, переводчика на кумыкский произведений Лермонтова, Пушкина, Лопе де Вега, Шекспира Темирбулата Бейбулатова, преподавателя факультета востоковедения Санкт-Петербургского Императорского университета Магомед-Афенди Османова и т.д.
Османов, преподаватель тюркских языков, призывал кумыков к сближению с русским народом, приобщению к русской культуре, которая выведет кумыков на просторы всемирной культуры. У кумыков, вообще, развит вкус к литературному творчеству, и не удивительно, что люди творчества оставили в истории этого народа заметный след.
Абдулхаким Исмаилов – этот кумык участвовал в водружении знамени над немецким рейхстагом. Участник финской и Великой Отечественной войны, Герой России (1996), Исмаилов запечатлён на знаменитой фотографии советского военного фотографа Евгения Халдея «Знамя Победы над рейхстагом». По словам Исмаилова, подтверждённым другими очевидцами события, фото Халдея – художественно-постановочное. Фотограф запечатлел водружение знамени уже после того, как над фашистским логовом реяло множество красных полотнищ. Для фото Халдея знамя непосредственно водружал киевлянин Алексей Леонтьевич Ковалёв (1925-1997).
Есть у кумыков и свой первопечатник – Абусуфьян Акаев. Своей деятельностью он способствовал распространению грамотности среди соплеменников и развитию кумыкского языка.
Считается, что кумыкский язык сформировался в период до XIII в.и больше всего близок к крымскотатарскому и карачаево-балкарскому. По-кумыкски могли изъясняться Л. Толстой и М. Лермонтов. В середине 1930-х Польша, реализуя проект «Прометей», продвигала идею независимости Кавказа с кумыкским языком в качестве межнационального. Проект предусматривал раскол Советского Союза, и России, в частности, на взаимно враждующие племенные осколки, а в образе «Прометея» Польша видела себя.
Осуществить этот план предполагалось с опорой на антисоветскую эмиграцию и националистические движения внутри СССР. Судьба горько посмеялась над Польшей – она исчезла с карты мира быстрее, в 1939 году. Сегодня в Польше издаётся журнал «Прометей» (Prometeusz) – продолжатель идеологической традиции прометеизма 1930-х. Периодически журнал публикует материалы антироссийской направленности на кавказскую тематику.
Кумыки – второй после азербайджанцев тюркский народ Кавказа и крупнейший тюркский народ на российском Кавказе. О происхождении кумыков нет единого мнения. Часть историков считает их тюркизированными представителями какого-нибудь древнего народа кавкасионского типа европеоидной расы (даргинцев или лезгин), другие полагают, что кумыки – потомки древних тюркских народов (кыпчаков или хазар). Тема этногенеза кумыкского народа до сих пор привлекает пытливых исследователей.