Грюнвальдская битва: сражение, которое предопределило ход истории

15 июля 1410 года произошла главная битва «Великой войны» между Тевтонским орденом и союзом Королевства Польского с Великим княжеством Литовским. В том сражении рыцари потерпели сокрушительное поражение, которое ознаменовало закат некогда грозного и могущественного ордена.
Германский духовно-рыцарский орден добрался до восточнославянских земель в тринадцатом веке. В 1217 году Папа Римский Гонорий III официально объявил начало крестового похода против язычников, населявших территорию Пруссии. Тевтонцы одолели местных жителей, обратили их в христианство и устремили взоры дальше. Там, на востоке находилась Литва. Языческая и манящая. Вторжение оставалось лишь делом времени. Но в 1386 году великий князь Ягайло, что называется, сыграл на опережение. Вместе со своим братом Витовтом и знатью он сделал судьбоносный для всей Восточной Европы религиозный выбор. Поскольку оставаться дальше язычниками уже было нельзя, требовалось принять или православие, или католичество. Ягайло выбрал второй вариант. 
За год до этого Великое княжество Литовское и Польша заключили Кревскую унию, что в дальнейшей предопределило появление Речи Посполитой. Но это произойдёт позже. Пока же, в конце четырнадцатого столетия, Ягайло благодаря соглашению смог взять в жёны польскую королеву Ядвигу. И соответственно, занять трон Польши, сохранив власть в княжестве Литовском. Вот только почивать на лаврах Ягайло не мог. У него был соперник – брат Витовт, который тоже мечтал о власти. Он объединил вокруг себя всех недовольных Ягайло и представлял собой грозную силу. 
И чтобы не разразилась междоусобная война, Ягайло пришлось проявить дипломатическую гибкость и политическую мудрость. Он сумел заручиться поддержкой брата, сделав его своим наместником в Великом княжестве Литовском. Витовт признал власть Ягайло, став при этом великим князем. 
Разобравшись с проблемами внутренними, Ягайло взялся за проблемы внешние. А именно: устранение угрозы в лице Тевтонского ордена. Отношения с рыцарями всё ухудшались. Казалось бы, Литва стала католической, что им ещё нужно? Но тевтонцы хотели забрать себе часть территорий Литвы и Польши, поэтому не собирались отказываться от первоначального плана. Великий магистр ордена Конрад Целльнер фон Ротенштайн нашёл причину, объясняющую агрессию: он заявил, что не верит в искренность Ягайло по поводу принятия христианства. В этом фон Ротенштайна поддержал венгерский король Сигизмунд I Люксембург (будущий император Священной Римской империи). 
Орден хотел отнять у Литвы Жемайтию, а у Польши – Данциг и Добжинскую землю. В 1404 году тевтонцы благодаря Раценжскому договору распространили своё влияние на жемайтов. Это лишь усугубило отношение с Литвой, которая воспринимала те земли, как сферу своего влияния. Не хотели находиться под немецким сапогом и местные жители. В итоге, в 1409 году в Жемайтии началось восстание, которое поддержало Великое княжество Литовское. Тевтонцы, конечно, не могли спустить это на тормозах. Рыцари заявили, что готовы огнём и мечом пройтись по Литве. Но тут вмешалась Польша, пригрозив ордену тем же самым. Стало понятно, что войны не избежать. 

И в начале августа 1409 года Великий магистр ордена Ульрих фон Юнгинген объявил Польше и Литве войну. Воевать на два фронта для рыцарей было слишком тяжело, поэтому они надеялись разбить противников по одиночке, использовав несогласованность действий. Первый удар приняла на себя Польша и Куявия. Тевтонцы захватили несколько городов, а также уничтожили замок в Добжине. Но на этом их успехи и закончились. Польские войска вскоре сумели вернуть Быдгощ, а жемайты нанесли удар по Мемелю. Затем в войне наступило затишье. Всего лишь через два месяца тевтонцы и поляки подписали мирный договор, который действовал до лета 1410 года. Чуть позже тевтонцы заключили мир и с Литвой. 
Короткую передышку государства использовали для подготовки следующей стадии противостоянии. Тевтонцы, поляки и литовцы прекрасно понимали, что исход войны решится в одном, главном сражении. Пока шло наращивание войск, дипломаты вели свои игры. Римский император Венцель, которому рыцари «подарили» несколько десятков тысяч флоринов, заявил, что Жемайтия является тевтонской территорией, но Ягайло и Витовт были с эти категорически не согласны. Кроме этого, орден заручился поддержкой Сигизмунда, заплатив ему определенную сумму. Король Венгрии попытался привлечь на свою сторону Витовта, пообещав сделать его настоящим королём, если тот предаст Ягайло. Но литовский князь отказался. Он просто не поверил Сигизмунду. 
В мае 1410 года войска Польши и Литвы начали собираться в Гродно. Ягайло и Витовт решили, что им необходимо захватить Мариенбург – столицу Тевтонского ордена. Этот план был вполне логичен, ведь потеря главного города не только бы сломила боевой дух рыцарей, но и нанесла непоправимый урон их авторитету. Тевтонцы знали о замысле противника, поэтому начали готовиться к обороне. 
До сих пор нет достоверных сведений, касавшихся численности армий. Поэтому принято считать, что Ягайло и Витовт собрали от 16 до 39 тысяч человек, а Ульрих фон Юнгинген сумел привлечь под свои знамена от 11 до 27 тысяч человек. И хотя солдат у Великого магистра было меньше, его армия по определению считалась более сильной, поскольку её костяк составляла грозная рыцарская конница. 
Дожидаться подхода войск Ягайло и Витовта к Маринбургу Ульрих фон Юнгинген не стал. Рано утром 15 июля 1410 года армии тевтонцев, поляков и литовцев встретились в поле, расположенном между Танненбергом, Грюнфельдом и Людвигсдорфом. Началась подготовка в знаменитому Грюнвальдскому сражению, от исхода которого зависела судьба всей Восточной Европы. 
Первыми на место боя пришли рыцари. Соответственно, у них было больше времени на подготовку. Тевтонцы не только занялись укреплением своих позиций, но и расставили многочисленные ловушку для врагов. Великий магистр выбрал оборонительную тактику, надеясь заставить Ягайло и Витовта атаковать первыми. И поэтому в стан польского короля и литовского князя пришли герольды с обнажёнными мечами. В то время это считалось оскорблением. Ягайло на провокацию не поддался, он ожидал подобных действий от противника, а вот Витовт справится с гневом не сумел. И поэтому он атаковал рыцарские позиции без приказа брата, бросив в бой тяжёлую кавалерию при поддержке татарской конницы. 
Первый этап боя более удачным был для тевтонцев. Воины великого маршала Фридриха фон Валленрода не только сумели отбить литовско-татарскую атаку, но и затем перешли в наступление. Интересно вот что: до сих пор нет единого мнения, касающегося того эпизода. Одни историки считают, что отступление было тактической хитростью, другие – необходимостью. Но факт остается фактом, литовцы и татары начали отходить, а крестоносцы решили, что победа у них в кармане. 
Смоленские полки, входившие в состав литовской армии, «окопались» у стана Витовта и приготовились к обороне. Военачальник князь Лугвений Ольгердович получил приказ – стоять до последнего и не позволить рыцарям прорваться в тыл полякам. И Смоленские полки, несмотря на огромные потери, не дрогнули. В данном эпизоде историки единогласно считают, что этот момент стал определяющим. Если бы они отступили, то, скорее всего, победа осталась бы за тевтонцами, но этого не произошло. 

Пока Смоленские полки держали оборону, между поляками и рыцарями шло ожесточённое сражение. Оно растянулось на несколько часов, и до последнего момента не было понятно, кто победит. В той битве чуть было не погиб сам Ягайло, но его спас секретарь Збигнев Олесницкий. 
И всё же победа осталась за поляками. Сказался численный перевес. Ягайло дождался нужного момента и бросил в бой резервный отряд, когда рыцари уже были окончательно измотаны. Тевтонцы оказались в окружении, а у Великого магистра не нашлось козыря в рукаве, чтобы спасти положение. 
В сражении погибло почти всё высшее руководство ордена, включая и Ульриха фон Юнгингена. В общей сложности, тевтонцы потеряли убитыми около 8 тысяч человек, ещё 14 тысяч оказались в плену. Но и Ягайло с Витовтом заплатили большую цену за победу. Примерно 5 тысяч человек погибло, около 8 тысяч получили ранения различной степени тяжести. 
Ягайло и Витовт попытались выжать максимум из победы, поэтому сразу после Грюнвальдского сражения направили свои войска на Мариенбург. Но вопреки ожиданиям короля и князя, столица ордена без боя не сдалась. Да и осада не принесла желаемых результатов. В итоге, польско-литовское войско отступило.

Храбрость и героизм защитников Мариенбурга лишь отсрочили падение ордена. В Грюнвальдской битве тевтонцы потеряли не только войско, но и лишились статуса великой державы. 1 февраля 1411 года орден заключил с Ягайло и Витовтом Торуньский мир. Тевтонцы отдали Литве Жемайтию, а Польше – Добжиньскую землю. К тому же, очень сильно была подорвана экономика, поскольку новому Великому магистру Генриху фон Плауэну пришлось потратить огромные средства на выкуп пленённых рыцарей, а также выплатить победителям контрибуцию. И чтобы поправить финансовое положение, магистру пришлось повышать налоги. Всё это привело к недовольству местных жителей. Некогда великий и могущественный орден всё быстрее и быстрее стал погружаться на дно. В Восточной Европе появилась новая сила, которая затем превратится в единое государство – Речь Посполитую. 

5
1
Средняя оценка: 2.84985
Проголосовало: 333