Взлёт и крах Виктора Януковича: была ли альтернатива?
Взлёт и крах Виктора Януковича: была ли альтернатива?
9 июля бывшему президенту Украины Виктору Януковичу исполнилось 70 лет. Праздник получился не очень веселым для юбиляра – он в изгнании, да еще под статьей о «государственной измене», которую навесили ему киевские путчисты. Могла ли судьба видного украинского политика сложиться иначе?
Пожалуй, ни одному из ведущих украинских политиков времен самостийности не «везло» так, как Виктору Федоровичу, который терял высшую власть три раза. Кроме майданов 2004-2005 и 2013-2014 годов Янукович потерпел крах весной 2007 года, когда возглавляемое им правительство имело реальной власти куда больше, чем потерявший в результате плановой политреформы большую часть прежних полномочий «оранжевый» президент Ющенко.
Кумир первого майдана издал указ о роспуске Рады и досрочных выборах, а потом всячески третировал Конституционный суд, мешая тому вынести вердикт о незаконности этой авантюры. Закончилось все вызовом в Киев частей внутренних войск, капитуляцией анти-оранжевой коалиции и досрочными выборами, на которых Партия регионов и ее союзники потеряли большинство, а новым премьером стала Юлия Тимошенко.
Троекратная потеря власти Януковичем до сих пор дает радикальным критикам бывшего президента основание обвинять его в «мягкотелости», чтобы не сказать «слюнтяйстве».
Действительно, свою победу в ноябре 2004 года он упустил. В 2007 году на пике кризиса уехал «к алтайским шаманам лечить больное колено» (так писала пресса), а потом сдался «оранжевым» без боя.
Допустим, в 2004 году у Януковича не было полного контроля над силовыми ведомствами. С одним только относительно верным МВД при угрозе остальных силовиков встать на сторону мятежников много не навоюешь. В 2007 году под непосредственным контролем правительства Януковича тоже находилось лишь МВД, а Минобороны и СБУ были в руках Ющенко, что в конце концов и решило дело.
Однако, когда Виктор Федорович стал в начале 2010 года президентом, он же обладал всей полнотой власти! Верность бойцов «Беркута» присяге даже тогда, когда вслед за Януковичем из Киева бежала вся верхушка правоохранительных органов, до сих пор вызывает уважение. Недаром немало беркутовцев после отъезда с Украины, захваченной путчистами, были приняты на службу в российские правоохранительные органы. Ну а украинская армия и СБУ, пусть и не пылали рвением по ликвидации очагов путча, но всё же не высказывали открытой критики мер, принимавшихся законными властями.
Поэтому многие и считают последнего законного президента Украины «слабаком, не решившимся принять все возможные меры для подавления цветного путча».
***
Так ли это? Ведь Партия регионов (ПР), с начала 2000-х годов одна из самых сильных на Украине, состояла не из слабаков. Там были очень серьезные люди, закаленные в боях не только в фигуральном смысле, если вспомнить «лихие-90-е». И предположить, что во главе такой организации мог встать человек, не обладавший необходимой решительностью, властностью, как-то сложно. И не просто встать, но оставаться лидером партии и после бесславного проигрыша на выборах 2004 года, и после потери власти в 2007 году.
Все качества характера, необходимые политику такого уровня, у Януковича были. Свой последний год премьерства перед майданом-1 Виктор Федорович отметил ростом ВВП Украины на 12%. Перед майданом-2 показатели доходов жителей Украины по паритету покупательной способности превосходили аналогичные показатели тех же Румынии и Болгарии, членов Евросоюза. Одних только долгов по электроэнергии Рада списала на 3 с лишним миллиарда долларов! Несмотря даже на коррупцию, на откровенное воровство, газ для населения Украины стоил в бытность Януковича в семь раз дешевле, чем теперь! Это теперь киевские правители выклянчивает у МВФ настолько жалкие суммы под обязательства людоедских реформ, что при «преступном режиме» на такие деньги позарились бы разве что в какой-нибудь захудалой провинции.
Так что дело не в «нерешительности» бывшего президента Украины. Причина промедления прежней украинской власти с мерами по подавлению «цветного» мятежа коренится в другом.
***
Причина – в пиетете украинского сознания перед Западом. Речь идёт о сознании не только верхов, но и среднего класса, и в значительной степени низов.
Единственным обоснованием антироссийского национализма на Украине могло стать лишь желание сменить геополитический вектор. Дескать, раз Россия нас угнетала (оккупировала), надо искать другого покровителя.
Украинский курс до 2014 года принято именовать многовекторностью. Однако многовекторность многовекторности рознь в том смысле, что нельзя быть слугой двух господ.
Украина после 1991 года связи с Российской Федерацией полностью не рвала. Украинские олигархи понимали, что без российского рынка, без поставок дешевых энергоносителей из РФ и прочих выгод им уровень своих доходов не удержать. А вместе с тем был страх перед угрозой «потерять активы, которые скупит российский бизнес» (угрозой чаще всего мнимой). Эта угроза заставляла демонизировать в глазах сограждан не только конкурирующий российский бизнес, но и саму Россию, ее язык, культуру, историю.
Сотрудничество с Россией было для украинских верхов (даже якобы пророссийских, как Партия регионов Януковича) сугубо прагматическим, вынужденным. А Запад с его «правами и свободами» казался Меккой, там украинские толстосумы держали большую часть своих капиталов, недвижимость, учили детей. Ну а «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Это сыграло роковую роль в судьбе в общем-то достаточно умелого политика и хозяйственника Януковича. Его все равно прокатили бы с помощью «цветных технологий» на очередных выборах 2015 года, но тут подвернулся удобный «досрочный» повод – приостановление Киевом подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.
Свою роль сделало и предательство части окружения Януковича, в частности, главы администрации президента Сергея Левочкина, который с подачи американцев подыграл провокации со «зверским избиением» ОМОНом кучки «онижедетей» на майдане. Ну а потом единым фронтом подключились прозападные телеканалы (других на Украине практически не было) – и пошло-поехало…
***
Можно ли было ликвидировать начинавшийся путч в самом зародыше? Технически – да, сил хватало. Однако как отдать приказ на решительную зачистку майдана, если тебе чуть ли не ежечасно звонят из Германии, Франции, США, требуя «соблюдать демократические нормы»? То бишь попустительствовать тому, за что уголовные кодексы западных демократий предусматривают солидные сроки заключения.
И у твоих телефонных собеседников все козыри. Главным образом, возможность заморозить (проще говоря, украсть) все твои активы в их странах. А это миллиарды долларов, и их жалко. При этом санкциями грозят не только президенту Януковичу и его министрам, но и всем депутатам парламента от партии Януковича.
Победу майдана обеспечили даже не львовские «рагули» при оружии, стрелявшие в бойцов «Беркут», а возраставшее с каждым днем давление на украинских политиков, союзников Януковича, которое в конце концов и завершилось бегством президента.
Постсоветская реальность не предусматривает иного варианта для «многовекторников», ориентированных на Запад. Либо ты выполняешь все требования западных «партнеров», отдавая власть, чтобы не потерять свои активы, либо ты все равно теряешь все, потому что в твоем окружении обязательно найдутся предатели.
Единственный способ сорвать цветной переворот – не бояться перестать быть «рукопожатным» среди «западных партнеров» и твердо стоять на страже интересов своей страны. В европейской части бывшего СССР это получилось в России, неплохо пока выходило в Белоруссии.
Впрочем, по отношению к Белоруссии, политика которой в последнее время тоже отличалась многовекторностью, уже приходится употреблять слово «пока». Накануне президентских выборов 9 августа противники президента Александра Лукашенко делают всё, чтобы повторить в Белоруссии украинский сценарий.
Художник: Иван Подгайный