Как Литва вошла в состав СССР

3 августа 1940 года Верховный Совет СССР принял в состав Советского Союза Литовскую Советскую Социалистическую Республику. «Уничтожив молодую демократию», – заявляют по этому поводу либералы. Нет! После почти 15-летнего правления фашистской хунты, пришедшей к власти путём военного путча, в Литве было установлено народовластие.

Литовцы не оценили вклад своих деятелей из числа представителей военщины, крупной буржуазии и кулачества в создание «самостийной» государственности. Тем более что литовское государство задумывалась как немецкий проект, при оккупации края кайзеровскими войсками после неудач русской армии в Первой мировой войне. 
Литву хотели провозгласить королевством, а королём пригласить немецкого принца из Вюртемберга Вильгельма II фон Ураха. Заштатному немецкому принцу литовские «патриоты» готовы были дать тронное имя Миндовга Второго. Первый Миндовг стоял у истоков образования Великого княжества Литовского в XIII веке и был грозой немецких рыцарских орденов, стремившихся превратить и литовцев, и русичей в рабов. 
Литву не удалось сделать немецкой колонией лишь по причине поражение Германии в Первой мировой. С начала 20-х годов радикальные литовские националисты стали стремительно терять голоса на парламентских выборах; иногда вообще получали два-три мандата из 80 возможных. Так было и на выборах 1926 года. Правительство составили представители левых партий – социал-демократов и крестьян. Ответом на это стал военный переворот; законный президент был свергнут, профсоюзы разогнаны, руководители компартии казнены. 
Переворот поддержали умеренные христианские демократы, но вскоре националистическая диктатура запретила и их партию. На выборах 1930-х годов в Литве могли баллотироваться лишь кандидаты с профашистскими взглядами. 
А к выборам в Народный сейм в июле 1940 года были допущены кандидаты лишь от «Блока трудового народа». В него вошли коммунисты и представители других левых партий, запрещенных при диктатуре Сметоны. Впоследствии та же предвыборная технология применялась при образовании коалиционных блоков народно-демократических сил в странах Восточной Европы после 1945 года.
Либералы любят повторять, что в 1940 году Литва подверглась советскому военному вторжению. Однако почему этому «вторжению» практически никто не сопротивлялся?! Сметона пытался отдать приказ о сопротивлении, но большая часть армии и полиции его не поддержала. 
16 июня литовский диктатор бежал в Восточную Пруссию, туда же перебрались группы «непримиримых патриотов», мечтавших о переходе Литвы под протекторат Германии. 
Народовластие в Литве устанавливалось под наблюдением Красной армии. Именно под наблюдением, а не при прямом участии. Власть в руки народного правительства перешла законным путем. Сначала действующий премьер Меркис констатировал, что бегство Сметоны за рубеж можно считать его отставкой. А потом официально передал свои полномочия преемнику – бывшему узнику концлагеря при старом режиме Юстасу Палецкису. 
21 июня 1940 года руководители дипломатических представительств, располагавшихся в Каунасе (тогдашней столице Литвы), нанесли визиты новому премьеру и министру иностранных дел, свидетельствуя о международном признании нового правительства. Этими визитами отметились глава дипломатического корпуса в Каунасе нунций Ватикана, уполномоченные представители СССР, Швеции, Дании, послы Германии, Франции, США, Италии, Великобритании.

 ***

Новое международно признанное литовское правительство и провело 14-15 июля парламентские выборы. Примечательно, что явка на этих выборах составила 95%, она была приблизительно в 2,5 раза выше, чем при диктатуре Сметоны. 
В 1940 году население Литвы голосовало не только против прежних порядков. «Блок трудового народа» представил привлекательную общественно-политическую программу: освободить трудящихся крестьян от недоимок по налогам, оказать им безвозмездную помощь в получении земли, повысить зарплату рабочим и служащим, способствовать развитию народного образования, национальной культуры, обеспечить полное равенство национальностей, свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собраний, понизить квартплату.
Эти программные положения, привычные для советских людей, гражданам Литвы времен сметоновской диктатуры казались чем-то несбыточным. А ведь Советская власть эти обещания всегда выполняла. Так что ж литовцам было не голосовать за новую жизнь?
Тем более, что эта новая жизнь после принятия Литовской ССР в состав Советского Союза выражалась вовсе не в репрессиях «кровавой гебни». Даже литовская армия (за исключением той кучки военных, которые бежали со Сметоной к немцам) была практически без изменений преобразована в 29 территориальный стрелковый корпус РККА. Последний министр обороны Литвы Винцас Виткаускас стал командующим корпуса и советским генерал-лейтенантом. Сохранили свои старые чины в РККА и большинство офицеров литовской армии. 
К этому добавилось возвращение литовцам в 1939 году их древней столицы Вильнюса, захваченного в начале 20-х поляками. А после окончания Великой Отечественной войны Литовской ССР был возвращен Мемель, аннексированный Гитлером весной 39-го. 
Обычно страны прирастают территориями за счёт крови своих солдат. Литва же возвратила свои земли благодаря солдатам советским. И что же литовцам было возражать против установления на их земле Советской власти, действовавшей в интересах подавляющего большинства народа? 
Выбор литовского народа и выраженное на выборах в июле 1940 года решение новой власти просить Верховный Совет СССР принять Литву в состав советской державы были закономерны. А современная псведоисторическая критика на этот счет является очередным проявлением традиционно лживой антироссийской пропаганды. 

5
1
Средняя оценка: 2.78388
Проголосовало: 273