Как СССР ускорял работы по созданию атомной бомбы
Как СССР ускорял работы по созданию атомной бомбы
20 августа 1945 года, через 14 дней после атомной бомбардировки Хиросимы, постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) был создан Специальный Комитет при Совете народных комиссаров СССР с целью создания в сжатые сроки советского атомного оружия для поддержания паритета между СССР и США.
Работы в нашей стране по этой теме велись давно. В 1940 году сотрудники Харьковского физико-технологического института под руководством академика Ланге подали заявку на изобретение атомной бомбы и методов наработки урана-235. 23 сентября 1942 года, спустя полтора месяца после старта американского Манхэттенского проекта, появилось постановление ГКО СССР № 2352сс «Об организации работ по урану». Скорость этой реакции на события в США была потрясающей; известно, что донесения советской разведки о ходе разработок по Манхэттенскому проекту приходили в Москву едва ли не раньше, чем ложились на стол американского президента.
При этом на международной арене Советский Союз действовал сдержанно. Даже после победы над Третьим рейхом и первых залпов холодной войны, раздавшихся с Запада, Москва не призывала к подготовке «нашего атомного ответа» бывшим союзникам. Стопорили работу и и производственные трудности. Так, ГКО поручил наркоматам химической промышленности и цветной металлургии обеспечить получение 500 килограммов металлического урана ещё в 1944 году, но поручение осталось невыполненным. Перед советскими учёными была стояла задача создать первую атомную бомбу РДС-1 имплозивного типа к 1 января 1948 года, но испытание бомбы на Семипалатинском полигоне произошло лишь 29 августа 1949 года.
Обороноспособность СССР такой ход работ не подрывал. У Москвы было понимание того, что американское атомное оружие, продемонстрированное бомбардировками Хиросимы и Нагасаки, – это угроза применения силы без реальной способности силу применить. Доставщиков бомб – «летающих крепостей» Б-52 – у американцев было немного, а советская истребительная авиация во второй половине 1940-х была исключительно боеспособна. Достаточно сказать, что во время Корейской войны 1950-1953 гг. потери американских реактивных истребителей «Сейбров» намного превышали потери авиадивизии трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба.
Сотрудники Специального Комитета делали все возможное, что в их силах. Во главе Комитета стоял Лаврентий Павлович Берия, народный комиссар внутренних дел, талантливый управленец (другого на это место, имевшее исключительно важное значение для страны, Сталин бы не назначил), живо интересовавшийся проблемами науки, умевший хорошо контактировать с учеными, разбиравшийся в том, кто есть кто …Бывший начальник личной охраны Сталина генерал Власик рассказывал в своих мемуарах, как после испытания атомной бомбы Берия позвонил на дачу вождя и, узнав, что тот спит, потребовал его разбудить, чтобы доложить об успехе – испытании под Семипалатинском. Выслушав доклад, Сталин с легкой зевотой ответил: «Ты что, Лаврентий, будишь меня по пустякам?». О крупнейшем успехе вождь уже знал. А заниматься мелочной опекой специалистов было не в его правилах.
Добавим, что полномочия у Специального комитета (неофициально его именовали Специальный комитет по использованию атомной энергии ) были колоссальные. Вся работа велась под личным наблюдением Сталина. Комитет был над-министерской структурой, в которую официально входили на правах заместителей Берии два народных комиссара и несколько заместителей глав других наркоматов; Комитет мог потребовать от любого другого советского ведомства привлечения любых необходимых сил и средств. И Комитет требовал, и требования эти выполнялись неукоснительно.
Работа над создание советского атомного оружия предполагала такую концентрацию энергии руководителя, что в конце 1945 года Берия по собственному желанию был освобожден от должности наркома внутренних дел, оставаясь членом Политбюро. Дальними результатами работы Сталина и Берии над производством атомной бомбы создание мощной атомной промышленности, развитие смежных с нею отраслей, строительство советских атомных электростанций,
26 июня 1953 года, с приходом к власти Хрущёва, Берия был арестован. В тот же день 26 июня решением президиума ЦК КПСС был ликвидирован Специальный комитет. Лаврентия Павловича Берию расстреляли, по официальным данным, 23 декабря 1953 года.
А 20 августа 2020 года атомная промышленность в нашей стране отметила свой 75-летний юбилей.