Юкагиры
Юкагиры
Юкагиры – один из самых загадочных народов Российской Федерации. Их численность, по данным переписи населения 2010 г., всего 1603 человека. Прирост численности по сравнению с переписью 2002 г. составил 94 человека.
С 1970 г., когда юкагиров было всего 600, прирост составил 1 тыс. человек. 1 тыс. за пятьдесят лет – микроскопический темп, но не для такого крохотного народа как юкагиры.
Малочисленность препятствует точному установлению истории происхождения юкагиров, т.к. сужает социологическое поле для исследований. Юкагиры – народ древний, а споры о его происхождении историками ведутся до сих пор. Несмотря на малочисленность, юкагиры делятся на лесных и тундровых. Раньше их говоры считались диалектами единого юкагирского языка, теперь же ряд языковедов настаивают, что это разные языки.
Отсюда некоторые делают вывод, что лесные и тундровые юкагиры – тоже разные народы. Полностью до разделения юкагиров на два народа дело не дошло, т.к. формирование языков и народов – процесс живой и динамичный, растянутый пространственно и хронологически. Он ещё не завершился и его конечный результат не определён.
Малочисленные юкагиры обитали на огромных пространствах от Чукотки до Якутии. Такая раздробленность неизбежно влияла на степень обособленности различных говоров юкагирского языка и отчуждения юкагирских кланов. Сегодня юкагирские посёлки на расстоянии 200-300 км. считаются соседними. А как иначе, если никакого другого жилья поближе нет?
Юкагирский язык не похож на языки соседей – чукчей, якутов, эвенов. Значит, юкагирский народ отпочковался не от них. Первоначально юкагиры жили в полуземлянках-чандалах. Конусообразные чумы появились у них позже под влиянием чукчей, срубные юрты – под влиянием якутов. Т.е. даже тип жилища у юкагирских родов был разный, в зависимости от того, по соседству с кем они жили.
Одни учёные полагают, что юкагиры – наследники каменного века, другие – что они появились в местах обитания сравнительно недавно, а их язык откололся от уральской семьи языков. Стопроцентных доказательств нет ни у одной из двух версий. Юкагиры продолжают оставаться научной загадкой.
Древним юкагирам была свойственна демократия. Молодые охотники и воины имели такое же право голоса, как и заслуженные старики. Но во главе каждого юкагирского рода всегда стоял старейшина. В хозяйственных вопросах последнее слово было за пожилыми женщинами. На праздник Сахадзибэ в конце лета юкагирские роды сходились вместе для обмена новостями, заключения браков и торговых сделок, обсуждения насущных проблем.
Во время многочисленных столкновений с соседями бразды правления переходили к опытному воину. Старейшина продолжал решать организационные вопросы, но вопросы войны и мира становились прерогативой временно избранного командира. Юкагиры воевали с чукчами, якутами и другими народами. Какие-то роды проигрывали и постепенно ассимилировались, какие-то, напротив, давали отпор и сохраняли независимость.
Так же и охотой руководил специально избранный бывалый охотник. Неудача в охоте была равносильна голоду, доверять это дело случайному человеку было нельзя.
Охота тесно была связана с выплатой ясака (после присоединения мест обитания юкагиров к России). Механизм выплаты был фиксированным и регистрировался в документах. Ясак был тогдашним аналогом современных налогов в госбюджет. Юкагиры выплачивали его шкурами животных, мясом, рыбой. Строгая регламентация механизма выплаты ясака сделала его совершенно не похожим на бесчинный грабёж, учиняемый европейскими колонизаторами в Америке, Африке, Азии.
Под португальскими, испанскими, голландскими, бельгийскими, французскими, английскими, немецкими пулями численность покорённого населения стремительно сокращалась. Индейский или африканский народ такой численности, как юкагиры (менее 1 тыс. на момент появления русских на Крайнем Севере), под господством англичан, голландцев или бельгийцев мгновенно исчез бы с лица земли. Численность же юкагиров в России, напротив, увеличилась, а среди российского учёного люда появились знатоки юкагирской культуры и языка
Юкагирский алфавит изобретён в 1980-х юкагирским поэтом, доктором филологических наук, профессором Улуро Адо (Гаврил Николаевич Курилов). Семья Куриловых дала три значительных имени для юкагирской культуры. Два брата Гаврила Николаевича, Семён и Николай, стали художниками. Николай Курилов работал также над созданием юкагирского алфавита. Братья Куриловы владеют не только родным юкагирским, но и несколькими языками других народов – якутским, чукотским, эвенским. Их вклад в исследование культуры малочисленных народов Крайнего Севера весьма значителен.
Древняя письменность юкагиров уникальна. Это не буквы, не иероглифы, а узоры.
Сегодня почти никто из местных не умеет её читать. Древнеегипетское иероглифическое письмо известно во всём мире. О древнеюкагирском узорном письме мало кто слышал, хотя их смысловая нагрузка идентична. Несправедливость истории.