Американский самострел

Военно-политические круги США могут совершить роковую ошибку, если сделают ставку на свой выигрыш в гонке стратегических вооружений с Россией.

По мере того, как США все более откровенно шантажируют Российскую Федерацию перспективой своего выхода из Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), все более актуальным становится вопрос об альтернативном сценарии для России. 
В принципе, алгоритм данного сценария уже вполне четко обозначен Президентом РФ Владимиром Путиным. В частности, в своем выступлении в рамках международного дискуссионного клуба «Валдай» российский лидер вполне однозначно сформулировал свое отношение к такому развитию событий. Которое он, как минимум, не исключает: 

«Теперь по СНВ-3. Мы же, когда заключали и вели переговоры по этим вопросам, учитывали все проблемы. Без учета осталось только одно – то, что появилось у России в ответ на выход Соединенных Штатов из договора по ПРО, именно в ответ на выход, а именно наши новейшие системы высокоточного гиперзвукового оружия. Да, пока таких систем действительно у США нет, так же, как и у других стран, хотя все работают над этим, и когда-нибудь это тоже появится. И нам говорят, мы слышим: «У вас это появилось, у нас пока нет, надо это учесть». Ну, а мы не против, давайте учтем. И в количестве носителей, и в количестве боеголовок. Мы же не возражаем…

Вопрос. Что лучше: сохранить действующий договор как он есть и начать все-таки предметно об этом говорить, в течение года постараться найти какой-то компромисс или утратить вообще этот договор и оставить и нас, США и Россию, и весь мир вообще практически без всякой правовой базы, ограничивающей гонку вооружений? Я думаю, что второй вариант гораздо хуже первого.
На мой взгляд, он просто неприемлем. Но я говорил и хочу еще раз подчеркнуть: мы не цепляемся за этот договор. Если наши партнеры решат, что он не нужен – хорошо, так тому и быть, мы же не можем их удержать. Наша безопасность, безопасность России от этого не пострадает, особенно в силу наличия у нас самых современных систем вооружения»
http://kremlin.ru/events/president/news/64261 

Таким образом, руководство РФ полностью отдает себе отчёт в возможности «нулевого варианта» в виде полного развала, по инициативе нашего, если не вероятного противника, то невероятного партнера – США, последних остатков договорно-правовой базы, сдерживающей всемирную гонку вооружений. А спокойная уверенность президента в обеспеченности безопасности РФ даже в этом случае основана не на каких-то благих пожеланиях, а на уже общепризнанном факте мирового российского лидерства в области самых передовых систем стратегического оружия. 
Однако здесь уместен вопрос. Поскольку сам президент России признает тот факт, что другие страны также активно работают над созданием аналогичных вооружений и «когда-нибудь у них это тоже появится», не станет ли это, уже в недалеком будущем, серьезной угрозой для безопасности РФ? И не является ли такая, пока еще потенциальная, угроза своего рода императивом для достижения с американцами договоренности любой ценой, даже за счет уступок со стороны России? 
Несомненно, на этом многие будут спекулировать. И особенно охотно этим будут заниматься правящие круги США. Впрочем, они и сейчас уже с энтузиазмом предаются этому занятию, стращая Москву «увеличением цены» за новый договор, если она будет упрямиться и медлить с его подписанием на американских условиях. 
Что по этому поводу можно сказать? 

Во-первых, то, что военно-технологический отрыв России от США в сфере гиперзвуковых стратегических и даже оперативно-тактических систем уже сегодня составляет – и то в лучшем для американцев случае – примерно пять лет. 
Именно столько времени потребуется им для того, чтобы довести свои проектные разработки в этой области, если все будет развиваться по самому благоприятному для них сценарию, до стадии принятия на вооружение первых боевых образцов. Причем с учетом того, насколько вкривь и вкось выполнялись указанные американские программы на предыдущих этапах, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать, что реальные сроки развертывания гиперзвукового оружия США находятся где-то в районе 2030 года. 
Иначе говоря, у России, которая уже сегодня вышла на рубеж развертывания и постановки на боевое дежурство аналогичных систем, есть очень солидный запас времени для дальнейшего продвижения военно-технических программ. И для создания на этой основе еще более совершенных, прорывных, а возможно, и принципиально иных, на новой физической основе, боевых систем. 
Поэтому, в частности, вполне понятна уверенность российского президента, который реально оценивает достигнутые обеими странами рубежи. И при этом явно не видит ни одной причины, которая позволила бы США в будущем сократить свое нынешнее отставание от России. 
Что же касается расхожего аргумента о том, что у Америки элементарно больше денег, причем намного больше, что, якобы, дает ей возможность легко догнать и перегнать Россию на данном «треке», то этот «аргумент», на самом деле, ровно ни в чем не убеждает.
Россия и сегодня, при номинально десятикратно меньшем чем у США военном бюджете, вполне доказала, что может не просто с успехом конкурировать с «невероятными партнерами» в ключевых сферах военного баланса, но и уходить от них в серьезный отрыв. 

Проблема американской военной машины заключается именно в том, что у нее всегда было слишком много денег. Что порождало достаточно легкомысленное к ним отношение и готовность тратить их по любому поводу, в том числе и крайне сомнительному, не достигая того результата, который бы в полной мере соответствовал таким вложениям. 
Примеров тому – великое множество. От чудовищно дорогостоящего в разработке и крайне проблемного, как боевая единица, истребителя-«невидимки» Ф-35, до огромных авианосцев, с которыми уже сами американцы не знают, что делать. Потому, что этим неповоротливым махинам уже найдено убийственное противоядие в виде ракетных систем береговой обороны дальнего радиуса действия. При этом, способность американской военно-промышленной системы к более рациональному и осмысленному существованию, то есть к прицельной затрате в разы меньшего количества средств на более продуманные и перспективные проекты, вызывает очень большие сомнения. Поскольку сама эта система, по определению, является колоссально затратной. И существует, в основном, даже не для нужд обороны страны, а для наполнения банковских счетов хозяев американских военно-промышленных корпораций и для обслуживающих пентагоновских генералов, которые, кстати, по выходу в отставку, плавно перемещаются в кресла членов советов директоров тех же компаний. 
Поэтому для России, которая не привыкла так разбрасываться средствами, это «американское финансовое превосходство» в значительной степени является блефом. В то время, как интеллектуальный потенциал самой России и её уникальный творческий гений, особенно если создать ему надлежащие условия, по-прежнему способен творить такие научно-технические чудеса, которые никому в мире даже не снились. Недаром же те же американцы до сих пор летают в космос на российских ракетных двигателях. А когда они пытаются их «модернизировать», то те тупо взрываются, как это случилось с ракетой-носителем «Антарес». И кончилось тем, что США были вынуждены приобрести у той же России новые двигатели для «Антареса» взамен своих незадавшихся «гибридов». И таких примеров не один и не два. 

Таким образом, можно констатировать, что американская «пугалка» насчет того, что России придется заплатить большую цену, если она не подпишет покорно очередной ракетно-ядерный ультиматум США, явно рассчитана на слабонервных простаков. И, следовательно, тот вариант дальнейшего развития событий, при котором никаких договоров по ограничению вооружений, по вине США, вообще не останется, категорически не следует рассматривать как проигрышный для России. 
Скорее он не сулит ничего хорошего самим США, которые, за десятки лет своего безмятежного единоличного мирового лидерства, умудрились растерять значительную, если не основную, часть своего интеллектуального и научного потенциала и вряд ли способны догнать даже самих себя тридцатилетней давности. Не говоря уже о том, чтобы тягаться на равных с ушедшей вперед Россией.

5
1
Средняя оценка: 2.82101
Проголосовало: 257