Нюрнбергский процесс: как Запад сделал всё, чтобы выхолостить его значение
Нюрнбергский процесс: как Запад сделал всё, чтобы выхолостить его значение
75 лет назад, 20 ноября 1945 года, в немецком городе Нюрнберг начал работу Международный трибунал над главными нацистскими преступниками.
Причиной избрания Нюрнберга для заседаний трибунала союзники называли желание провести суд над нацизмом в том же месте, где появилось на свет одно из самых уродливых его проявлений – знаменитые «Нюрнбергские расовые законы», сделавшие возможным кошмар «холокоста» и массовое уничтожение других народов, признанных фашистами «неполноценными».
Договоренности о создании такого трибунала стали оформляться в конце 1942 года, окрепли на Тегеранской встрече 1943 года и обрели окончательный вид на Ялтинской встрече в феврале 1945-го и в документах, изданных оккупационной администрацией Германии.
Рузвельт с Черчиллем поначалу были настроены устроить массовый расстрел нацистских преступников без суда и следствия, чтобы физически уничтожить опасных для репутации западного мира свидетелей, способных выставить его в неприглядном свете за поддержку гитлеровского режима в 1930-х годах. Сталин отстаивал необходимость полноценного суда над нацизмом, причем открытого. В конце концов, победила советская точка зрения, но, увы, не полностью.
***
За 10 с лишним месяцев судебных заседаний мир ознакомился с такими зверскими преступлениями гитлеровцев, что многие судьи трибунала первоначально не хотели верить в то, что такое возможно! Так произошло с американским судьей, который сомневался в том, что фашисты расстреливали женщин и детей, а после предоставления советской стороной неопровержимых доказательств этих зверств три дня не мог присутствовать на заседаниях по состоянию здоровья.
Нюрнберг стал огромным прорывом в международном праве: здесь предстали перед судом высшие руководители побежденного государства. На скамье подсудимых оказались и ближайшие соратники Гитлера по нацисткой партии, и высшие генералы вермахта, и нацистские пропагандисты, и оружейные бароны. Только трое из 24 подсудимых были оправданы, 12 человек были приговорили к повешению, остальные – к длительным срокам тюремного заключения.
Еще одним важным моментом Нюрнбергского процесса стало введение в международное право таких понятий, как «преступления против мира» и «преступления против человечности»: «убийства, истребление, порабощение, депортация... или гонения по политическим, расовым или религиозным мотивам», не имеющие срока давности.
Международным трибуналом были признаны преступными такие организации, как СС, СД, гестапо и НСДАП. Судьи руководствовались в своей деятельности новым принципом «выполнение приказа, если он преступен, не освобождает от ответственности», принятом союзниками в 1943 году.
***
На сегодняшний день из стран, когда-то практиковавших нацистскую идеологию, с пиететом (да и то не во всем) относятся к решениям 75-летней давности разве что Германия и Австрия. Тогдашние западные союзники СССР сделали все, чтобы максимально выхолостить все основные цели, ради которых Нюрнбергский трибунал задумывался.
Осудить преступления против мира («планирование, развязывание и ведение агрессивной войны в нарушение международных соглашений или договоренностей; общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на отношения, обеспечивающие мирное сосуществование и развитие государств, а также безопасность человечества в целом») – да, пожалуйста! Только кто сейчас официально «развязывает агрессию»? Собственно, и Гитлер перед нападением на Польшу в 1939 году позаботился организовать провокацию с захватом радиостанции в Гляйвице якобы польскими военными, чтобы представить агрессию рейха, как «ответ на польское нападение в рамках необходимой обороны».
Спасибо судьям из Нюрнберга за то, что они признали военным преступлением бомбардировки мирных городов, но почему же на скамью подсудимых рядом с рейхсминистром авиации Герингом, заслуженно приговоренным к смерти, не сели командующие британской и американской стратегической авиации, которые за месяц с лишним до конца войны испепелили в прах Дрезден, где не было заметных военных сил, зато находились сотни тысяч беженцев?
В Нюрнберге осудили гросс-адмирала Деница, командующего гитлеровским подводным флотом – главным образом, за приказ о «неограниченной подводной войне». Однако американские подводники в годы войны получали от главкома Тихоокеанского флота США адмирала Нимица точно такие же инструкции, о чем последний официально сообщил в записке в адрес трибунала!
И, главное, трибунал так и не смог осудить ответственных за вызревание мировой бойни. А ведь западные державы с середины 20-х годов делали все, чтобы взрастить в Германии радикально-антикоммунистический режим и натравить его на Советское государство. Геринг в ходе одного из заседаний, резонно заметил, обращаясь к судьям из Великобритании и Франции: «Ведь это ваши правительства, господа судьи, развязали нам руки в Мюнхене».
Еще до начала процесса, с подачи Вашингтона и Лондона был сформирован так называемый запретный список тем. В нем фигурировал, среди прочего, запрет на упоминание мюнхенского сговора. Англичане подстраховались включением в этот список даже англо-бурской войны 1900-03 годов: догадывались, что адвокаты нацистов при рассмотрении вопроса о гитлеровских концлагерях напомнят о том, что первые-то концлагеря были устроены англичанами для буров.
Что касается объявления преступными организациями СС, СД, гестапо, то объявить их преступными объявили, но работа в этих карательных структурах преступлением объявлена не была. И доживали спокойно свой век на свободе десятки тысяч гитлеровских палачей – эсэсовцев, гестаповцев… Потомки этих палачей ныне объявлены «борцами за независимость» в республиках Прибалтики и на Украине. Вот почему против резолюций ГА ООН с осуждением нацизма, проекты которых подаются российской делегацией с 2005 года и поддерживаются подавляющим большинством стран мира, регулярно голосуют Украина и США, иногда с присоединением Канады и Великобритании?
Советский Союз 75 лет назад сделал все от него зависящее, чтобы не просто осудить потерпевших крах гитлеровцев, но объявить преступлением саму нацистскую идеологию, ее методы, источники и цели. И сейчас с этим вновь поднимающим голову мировым злом, кроме России, бороться некому…