Владимир Русанов: революционер, полярник, патриот

145 лет назад родился знаменитый исследователь Арктики Владимир Русанов, ставший одним из прототипов капитана Татаринова в романе «Два капитана» Вениамина Каверина. Герой, умевший бросить вызов и несправедливости социального строя, и стихии, и вышедший из этой борьбы победителем. 

Родился будущий покоритель Арктики 15 ноября 1875 года в городе Орле в купеческой семье. Мальчик не походил на большинство сверстников. Любимым его чтением были книги о приключениях и путешествиях, но в отличии от многих ровесников он умел не только мечтать о подвигах, он отличался ещё и сильным характером. 
Владимир Русанов не был, «как все», Видимо, поэтому был исключен из классической гимназии, обучался в семинарии. Еще семинаристом вступил в 1893 году вступил в марксистский кружок, позже ставший частью Союза борьбы за освобождение рабочего класса, первой организации такого рода в России, одним из видных членов которой был Ленин.
В 1897 году мечта юноши, еще в детстве собиравшего во время выездов за город «геологические коллекции» камней, сбылась – он стал студентом естественного факультета Киевского университета. Правда, поучиться ему удалось самую малость, уже 4 сентября его за участие в студенческих выступлениях арестовала полиция.

В тюрьме Русанов пробыл больше года, затем последовала ссылка в городок Усть-Сысольск Вологодской губернии. Правда, уезжал он туда уже не один, а с замечательной девушкой Марией Булатовой, разделившей его судьбу. На Вологодчине, работая статистиком в земской управе, ссыльный революционер находил возможность для геологических исследований Печорского края.
В душе Владимира Ивановича не угасло детское стремление к путешествиям, приключениям, поискам новых земель. Тем более, что в тюрьме его впечатлила книга знаменитого полярного исследователя Фритьофа Нансена «Среди льдов и во мраке полярной ночи». 

После окончания срока ссылки чета Русановых выхлопотала разрешение выехать за границу для продолжения обучения. Осенью 1903 года они оказались в Париже, где Владимир поступил на естественный факультет Сорбонны.
Спустя 4 года он окончил университет и получил право на защиту докторской диссертации, минуя промежуточные степени. Однако жизнь его омрачались большим горем – в 1905 году, вскоре после родов, умерла его жена Мария. Новорожденную Настеньку взяли к себе родители жены, овдовевший ученый полностью отдался науке.
После двухлетнего траура в 1907 году Русанов встретил новую любовь – 20-летнюю французскую студентку того же естественного факультета Сорбонны Жюльетту Жан-Сессин, тоже избравшую специальность геолога и дополнившую свое образование медицинским факультетом.

Владимир уже начал в то время собирать материал для докторской диссертации об архипелаге Новая Земля, отделяющем Баренцево море от Карского. В России знали тогда разве что контуры побережья Новой Земли и омывавших её проливов, но не то, что представляет территория архипелага, не говоря уже о его недрах.
Первая научная экспедиция на Новую Землю, предпринятая Русановым, стала событием в науке. Когда спустя год французские академики решали, кого назначить во главе официального исследовательского проекта архипелага, они единодушно утвердили кандидатуру не француза, а русского, Владимира Русанова.

Получив докторскую степень Сорбонны, Владимир Иванович предпринял еще две экспедиции на Новую Землю. В ходе третьей экспедиции он обогнул северный остров архипелага меньше, чем за полтора месяца, тогда как первые русские землепроходцы тратили на это 3,5 года с зимовками. Путешествие было связано с риском, льды чуть не затерли и не потопили судно, но опасность Русанова не страшила. Спустя чуть больше года он обогнул по периметру уже южный остров Новой Земли на паровой яхте водоизмещением в 5 тонн! По сути, это был обычный прогулочный катер величиной с рыбачью шаланду. Данные геологических и географических исследований, добытые ученым, пополняли научную базу не только мировой, но и российской науки. 

***

К 1912 году прежнее игнорирование властями полярных исследований с целью разработки полезных ископаемых и прокладки морских путей из Европы в Азию было, наконец, преодолено. В том году под эгидой отдельных министерств и частных предпринимателей была организована отправка сразу трех экспедиций на Крайний Север. 
Увы, все они закончились трагически. При попытке достигнуть Северного полюса скончался среди льдов Георгий Седов. Из экипажа «Св. Анны» Георгия Брусилова удалось спастись лишь штурману и одному матросу. Точных сведений о судьбе оставшихся на «Св. Анне» лейтенанте Брусилове и его соратниках нет до сих пор… 

  

А из команды «Геркулеса», вышедшего 12 июля 1912 года из гавани Полярного под командой начальника экспедиции Русанова и опытного полярного капитана Кучина, в живых не осталось никого. Известно лишь о первом месяце этого путешествия, когда корабль добрался до Шпицбергена, где Владимир Иванович провел геологические исследования недр острова. Только угольных месторождений он открыл тогда 28! Некоторые из них успешно разрабатываются до сих пор.
Последнее сообщение с «Геркулеса» датировано 18 августа 1912 года и пришло из пролива Маточкин Шар, разделяющего Северный и Южный острова Новой Земли. Русанов сообщал о своем намерении обогнуть архипелаг с севера и идти на восток, к Новосибирским островам, проверяя собственную гипотезу о том, что севернее от побережья льды могут быть более проходимы для судоходства по Северному морскому пути.

Кстати, на тот момент о другом крупном архипелаге, расположенном между Новой Землей и Новосибирскими островами, Северной Земле, никто не знал! Официально ее первооткрывателем считается Борис Вилькицкий, совершивший в 1913 году экспедицию на двух ледоколах. Однако рядом исследователей высказывается мнение, что минимум на полгода раньше к островам вышел Владимир Русанов – то ли на корабле, то ли после гибели последнего в дрейфующих льдах, в изнурительном пешем переходе. Основания так считать дают сведения о находках в этих местах предметов, которые могли принадлежать русановской экспедиции.
Наиболее вероятным местом гибели последних участников экспедиции Владимира Русанова (и возможно – их захоронения) большинство склонны считать западную оконечность полуострова Таймыр, куда спасшиеся после гибели «Геркулеса» моряки шли в надежде найти помощь у местных жителей. 
Практически так же это описано в романе Вениамина Каверина «Два капитана». Прототипом капитана Татаринова в романе стал Владимир Русанов, вышедший в свое последнее плавание вместе с женой, Жюльеттой Жан-Сессин, которая вызвалась делить с любимым тяготы полярной экспедиции в качестве геолога и судового врача. 

***

С тех трагических событий прошло больше 100 лет, но подробности гибели отважных полярников по-прежнему неизвестны. Арктика умеет хранить свои тайны. Однако главное мы знаем: Владимир Иванович Русанов с честью прошел свой жизненный путь и закончил его как победитель. Он являл собой тип нового человека, был одним из лучших представителей нашего народа. А значит – будет продолжать жить в памяти потомков. 

5
1
Средняя оценка: 2.89053
Проголосовало: 338