Как борьба Брежнева с Шелепиным стала одной из причин крушения СССР
Как борьба Брежнева с Шелепиным стала одной из причин крушения СССР
9 декабря 1965 года в СССР был ликвидирован Комитет партийно-государственного контроля (КПГК), его руководитель Александр Шелепин лишился значительной части своего влияния в партии. А итогом борьбы Брежнева против «комсомольской группы» Шелепина стали и разгул коррупции в высших эшелонах, и почти полное отсутствие кадрового резерва на высшие должности в государстве. Все завершилось развалом страны…
Формальную причину ликвидации КПГК Брежнев огласил на пленуме Центрального Комитета 6 ноября 1965 года: «Сейчас органы контроля называются органами партийно-государственного контроля. Это не совсем точное название. Оно недостаточно полно отражает тот факт, что контроль в нашей стране является народным. Поэтому будет правильным преобразовать эти органы и назвать их органами народного контроля…»
На самом деле речь шла о радикальном изменении сути и задач главного, пожалуй, контролирующего органа страны.
С момента образования СССР кроме прокуратуры и ведомственных инспекций контролем за надлежащей деятельностью ответственных работников партийного и советского аппаратов занимались, в основном, три ведомства – НКВД/КГБ, Центральная Контрольная Комиссия (ЦКК) и ведомства госконтроля, существовавшие под разными названиями.
Хрущев в 1962 году объединил Комиссию советского контроля с Комитетом партийного контроля в единый Комитет партийно-государственного контроля СССР.
В середине 50-х органам госбезопасности запретили работать по партработникам от уровня райкома и выше. Этот запрет практически почти лишил Москву контроля над республиканскими, областными и даже районными руководителями. Заполнить образовавшийся вакуум и было призвано создание в 1962 году Комитета партийно-государственного контроля.
Во главе ведомства был поставлен секретарь ЦК Александр Николаевич Шелепин, бывший руководитель ВЛКСМ, в 1958-1961 годах возглавлявший КГБ СССР. Его звали «железным Шуриком». Одной из черт Шелепина был его отказ от привилегий для себя. Например, он отказывался ездить в спецсанатории ЦК, самостоятельно оплачивал счета за ремонт квартиры и т.д. Родившийся в 1918 году Шелепин был одним из самых молодых политиков высшего эшелона и неофициальным лидером такой же «молодежи», которую старшие по возрасту коллеги называли «комсомольцами». В конце концов благодаря стараниям этой «комсомольской группы» Хрущеву и пришлось уйти с поста лидера партии в октябре 1964 года. На место Хрущева пришёл Брежнев.
К середине 60-х «комсомольцы» представляли собой по преимуществу работников нижнего и среднего звена партийно-государственного аппарата. А Центральный Комитет состоял из куда более «пожилых» кадров. И Брежнев с первых же дней стал задвигать «комсомольскую группу» и Шелепина лично на второстепенные роли, опираясь на большинство в ЦК, состоявшее из региональных партийных лидеров. Последним пассионарность «комсомольцев», их стремление искоренить недостатки в партийной жизни, мягко говоря, не импонировали.
***
Одной из первых ласточек такой политики Брежнева и стала фактическая ликвидация Комитета партийно-государственного контроля с его разделением на «партийную» и «государственную» составляющие с одновременным лишением Шелепина влияния над ними. В 1967 году Шелепин перестал быть и секретарем ЦК – его перевели руководить профсоюзами, хотя оставили членом Политбюро.
За годы, когда Шелепин возглавлял профсоюзы, в СССР были построены сотни, если не тысячи санаториев, здравниц, домов отдыха с предоставлением трудящимся миллионов бесплатных путевок. Даже «задвинутый» в профсоюзную «ссылку» Шелепин продолжал сохранять популярность. Вероятно, поэтому Брежнев и опасался и его самого, и его «комсомольцев» до конца жизни.
Последствия этих противоречий в советских верхах для всей страны общеизвестны. Тогда и стало складываться отставание СССР по темпам экономического развития от Запада (на фоне 7-кратного промышленного скачка двух первых пятилеток!). Стала распространяться коррупция в высших эшелонах власти. Ханско-княжеские замашки ряда руководителей республик Средней Азии и Кавказа, «хлопковое дело» Шарафа Рашидова, грандиозные хищения в Краснодарском крае (дело Медунова) были только верхушкой айсберга.
И, пожалуй, самое главное – партия лишилась кадрового резерва в ее высшем эшелоне. Политбюро во второй половине 70-х годов превратилось в собрание политиков преклонного возраста. А смены им не было. Лидера ленинградских коммунистов Романова, ровесника Шелепина, к началу 80-х годов скомпрометировали изощренной клеветой насчет якобы «разбитого на свадьбе племянницы сервиза из Эрмитажа». Секретарь ЦК КПСС Кулаков умер в 1978 году. Машеров погиб в автомобильной катастрофе. Ну а Шелепин, которого убрали из состава Политбюро в 1975 году, благополучно дожил до 1994 года…
Вот и начали приходить на высший пост в СССР с 1982 года люди, которые по состоянию здоровья удерживались на этом посту не больше года-полутора. Пока в 1985 году генсеком не избрали 54-летнего Горбачева…. А «комсомольцы» 1980-х годы тоже мысленно уже примеряли на себя костюмы банкиров и предпринимателей. Исход этого противостояния между двумя смежными политическими поколениями в партии – «брежневской» и «комсомольской» группами – был для страны драматичен…