Московское восстание: революционеры учились извлекать уроки из ошибок
Московское восстание: революционеры учились извлекать уроки из ошибок
115 лет назад, с 21 по 30 декабря по новому стилю в Москве бушевало вооруженное восстание. Рабочие дружины были тогда разгромлены, но большевики смогли правильно оценить этот опыт.
После изданного 17 октября царского манифеста с обещанием даровать народу права и свободы революционное движение оказалось расколотым. Либералы отошли на соглашательские позиции по отношении к власти. За продолжение революционных выступлений боролись лишь социал-демократы и эсеры. РСДРП к тому времени фактически раскололась на большевиков во главе с Лениным и меньшевиков во главе с Плехановым и Мартовым.
Дальнейшее промедление с восстанием означало капитуляцию революционных сил и расширение полицейских репрессий. В Петербурге незадолго до начала декабрьского восстания власти арестовали Совет рабочих депутатов; в Москве растерявшийся губернатор Дурново был сменён 18 декабря на адмирала Дубасова. Эта перестановка во многом решила исход последующих событий. Из 15-тысячного гарнизона верными власти оставалось не более трети солдат, но им противостояли лишь рабочие дружины численностью около 2 тысяч человек, вооруженные, в основном, револьверами.
А шансы на успех у революционеров были. Во-первых, оставались надежды на переход части гарнизона на сторону восстания. Во-вторых, перед началом восстания сработал призыв к третьей по счету в 1905 году всеобщей политической стачке.
Однако железная дорога между Петербургом и Москвой продолжала действовать. Из северной столицы в Москву был доставлен Семеновский гвардейский полк, прибытие которого и решило исход дела.
Большинство баррикад в городе могли послужить лишь механическим препятствием к продвижению правительственных войск, а тактика дружинников заключалась в нанесении по ним мелких ударов с последующим отступлением проходными дворами. Хотя были и такие случаи (особенно на Пресне), когда против баррикад приходилось использовать артиллерию…
***
К 22 декабря восставшие районы были отрезаны друг от друга. А в ночь с 26 на 27 декабря в Москву прибыли семёновцы, сразу включившие в городские бои.
С 28 декабря бои сосредоточились, в основном, вокруг рабочего района Пресни. Даже гвардейцам Семеновского полка и нескольким тысячам солдат Московского гарнизона сломить сопротивление рабочих дружин сразу не удалось. Потребовался подвоз в город дополнительных войск – Конно-гренадерского и Ладожского полков с частью гвардейской артиллерии.
29 декабря начался артиллерийский обстрел Пресни. В связи с полным отсутствием шансов на победу и огромного превосходства правительственных сил Московский комитет 30 декабря принял решение о прекращении восстания. Многие члены рабочих дружин сумели уйти через военно-полицейские заслоны и покинуть Москву, но всё равно число жертв исчислялось почти двумя тысячами человек.
***
В 1906 году Ленин в статье «Уроки московского восстания» подытожил основные выводы, которые необходимо было сделать большевикам. Он положительно оценил приобретение рабочим классом реального опыта вооруженной революционной борьбы.
«От стачки и демонстрации к единичным баррикадам. От единичных баррикад к массовой постройке баррикад и к уличной борьбе с войском. Через голову организаций массовая пролетарская борьба перешла от стачки к восстанию. В этом величайшее историческое приобретение русской революции, достигнутое к декабрю 1905 года – приобретение, купленное, как и все предыдущие, ценой величайших жертв. Движение поднято от всеобщей политической стачки на высшую ступень», – писал Ленин.
В статье анализировались и ошибки.
«Другой урок касается характера восстания, способов ведения его, условий перехода войск на сторону народа… Московское восстание показывает нам именно самую отчаянную, самую бешеную борьбу реакции и революции за войско. Дубасов сам заявил, что только 5.000 московского войска из 15.000 надежны.
Правительство удерживало колеблющихся самыми разнообразными, самыми отчаянными мерами: их убеждали, им мстили, их подкупали, раздавая часы, деньги и т. п., их спаивали водкой, их обманывали, их запугивали, их запирали в казарму, их обезоруживали, от них выхватывали предательством и насилием солдат, лиц, предполагаемых наиболее ненадежными.
И надо иметь мужество прямо и открыто признать, что мы оказались в этом отношении позади правительства. Мы не сумели использовать имевшийся у нас тыл для такой же активной, смелой, предприимчивой и наступательной борьбы за колеблющиеся войска, которую повело и привело правительство…
Не пассивность должны проповедовать мы, не простое «ожидание» того, когда «перейдет» войско – нет, мы должны звонить во все колокола о необходимости смелого наступления и нападения с оружием в руках, о необходимости истребления при этом начальствующих лиц и самой энергичной борьбы за колеблющееся войско».
Третьим уроком Ленин считает необходимость учитывать в подготовке и процессе вооруженной борьбы «технический момент» – уровень вооружения революционеров и их противников. «Все это сможет научить массы правильной тактике восстаний».
И большевистская партия усвоила уроки правильной тактики. В октябре 1917 года Зимний дворец штурмовали уже не дружинники с револьверами против пулеметов, но солдаты и матросы, перешедшие на сторону революции. И знаменитое ленинское «вчера было рано – завтра будет поздно» свидетельствовало о филигранной точности расчета начала Октябрьского восстания 1917 года в Петрограде.
И полностью оправдалась одна из главных оценок Лениным Декабрьского восстания в Москве: «Оно заставило реакцию дойти до конца в сопротивлении и тем приблизило в гигантской степени тот момент, когда революция тоже дойдет до конца в применении средств наступления».
Художник: Альбин Гавдзинский.