Покровитель Древнерусского государства

8 декабря – день памяти священномученика Климента, папы Римского

Святой Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его мученической кончины.
В домонгольский период священномученик Климент, которого относят к мужам апостольским (Апостол от 70, его чтят и католики и православные!), – был одним из наиболее почитаемых нашими предками святых и покровителем Древнерусского государства. В его честь было построено немало храмов, а его изображение можно увидеть на многих древних фресках и иконах.
Святой Климент оставил нам духовное наследие – два послания к Коринфянам – первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. Они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».

***

Священномученик Климент, папа Римский, – младший сын богатых и знатных римлян (имя, полученное им при рождении, мы не знаем!). Его семья состояла в родстве с императорской фамилией. 
С детства разлученный с родителями силой обстоятельств, отрок воспитывался у чужих людей. Когда святой Климент был ещё совсем юного возраста, отец отправляет его мать и двух старших братьев-близнецов в Грецию в Афины. 
По дороге их корабль настигает страшный шторм. Мать святого Климента и его братьев разлучает морская стихия. Все они спаслись, но ничего не ведали о судьбе друг друга. 
Отец же Климента, узнав о том, что его любимая жена и сыновья так и не прибыли в Афины, спустя четыре года сам отправляется на их розыски. Но поиски семьи оказались безуспешными.
Пропал и отец святого Климента, став безутешным странником. Сам же Климент считал, что вся его семья погибла.

***

Как и все знатные римские юноши, святой Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Живя в Риме, был окружён роскошью, приближен к императорскому двору. Но юношу не радовали утехи знати, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. 
И вот до Рима дошли вести о Христе и Его учении. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы – вот куда влечет юного Климента.
Климент снарядил корабль, который тоже попал в сильный шторм. И святой Климент, по Промыслу Божиему, спасся. Вначале он оказался в Александрии, где встретил учёного благовестника Варнаву, проповеди которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Он становится горячим приверженцем нового учения. 
Потом святой Климент отплыл в Кесарию Стратонийскую, в древний палестинский город на восточном побережье Средиземного моря. Там впервые он встретил апостола Петра, принимает от него Крещение, становится его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания (Флп. 4: 3). 
Евангельская проповедь помогла святому Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца. 
А немного позже в процессе их странствий и проповедей Петр удивительным образом встретил и узнал мать святого Климента, а впоследствии и его отца. Вот таким чудесным образом его семья объединилась.
Когда апостол Петр прибыл в Рим, святой Климент уже истово проповедовал учение Христово. Перед тем, как принять распятие от императора Нерона, апостол Петр рукоположил святого Климента во епископа. 

***

С 92 по 101 год Римским епископом был святой Климент. Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи.
По доносу язычников разгневанный император Траян убить его не посмел, но в наказание отправил святого Климента в ссылку в Инкерманские каменоломни – традиционное место ссылки христиан близ Херсонеса Таврического. Многие из учеников последовали в добровольную ссылку за своим духовным отцом.

***

Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил здесь много христиан, осуждённых работать в тяжёлых условиях, совершенно без воды. 
По молитве святого, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника, из которого излилась целая река. 
Это чудо привлекло к святому Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором служил святой Климент.

***

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна. Он прислал две свои когорты преторианцев, которые должны были убить святого Климента. 
Однако, увидев огромное народное почитание и большое количество учеников, воины не решились сделать это открыто. Выждав определенное время, они хитростью заманили святого Климента на корабль. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 103 году.
Два его любимых, верных ученика – Корнилий и Фив воззвали тогда к верующим молиться об обретении его тела. После этой соборной молитвы море отошло от берега на несколько сот метров. Верующие нашли в нерукотворной мраморной пещере-храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. 
Ученикам тут же было дано откровение, что тело надо оставить здесь. После этого ежегодно в день мученической кончины святого Климента море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. 

***

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855 – 867) Херсонес посетили первоучителя Словенские – равноапостольные Кирилл (Константин Философ) и его брат Мефодий.
Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. 
После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. 

***

Равноапостольные Кирилл и Мефодий считали, что священномученик Климент покровительствует Делу просвещения славянских народов. 
Как показало время, это действительно было так. Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу мощи святого апостола Климента и переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан. 
Во многом благодаря принесённым мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой (это было время ещё неразделенной Церкви) и в Риме впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва.
Это было равносильно чуду! В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая «трехъязычная» ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь.
Константин Философ, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента.

***

Святой равноапостольный князь Владимир, крестившись в Херсонесе, принёс с собой в Киев часть мощей священномученика Климента (главу) и мощи святого Фивы, его ученика и положил их в Десятинной церкви в специально устроенном приделе во имя святого Климента. С XIII века мироточивая глава святого Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре.
Таким образом, мощи священномученика Климента стали первой христианской святыней, появившейся на Руси. 

***

Величественный пятиглавый храм священномученика Климента в Москве в Замоскворечье – памятник архитектуры федерального значения. Он включён в один из основных экскурсионных и паломнических маршрутов столицы, один из самых больших и красивых православных её храмов. 
Этот уникальный памятник архитектуры XVIII века, который построен на месте более древнего, упоминавшегося в 1612 году, претерпел и пережил сражения против польских интервентов в начале XVII века, войну 1812 года с её страшным пожаром Москвы, революцию 1917 года, разруху… 
Помпезный стиль храма необычен для Москвы. Он более характерен для храмов северной столицы. 
Восшествие на престол Императрицы Елизаветы Петровны совпало с днём памяти священномученика Климента и Петра, архиепископа Александрийского. 
Императрица распорядилась в слободе Преображенского полка в Петербурге – полк первым присягнул ей на верность – соорудить церковь Преображения с приделом в честь Климента, папы Римского. 
Тогда же в Москве решили последовать примеру Императрицы – построить новый храм в Замоскворечье вместо обветшавшего. Храм был построен с поистине дворцовым великолепием: использование стилей барокко и рококо как во внешнем облике храма, так и в интерьерах придаёт ему особую торжественность.
Поэт XIX века Аполлон Григорьев в книге воспоминаний восхищался, как господствовал храм в панораме Замоскворечья времён его детства:
«Но не церковь Пятницы-Прасковеи поражает и останавливает ваш взгляд с кремлёвской вершины, когда вы, отклоняя постепенно глаза от юго-востока, ведёте их по направлению к югу, а пятиглавая, великолепная церковь Климента, папы римского. Перед ней вы остановитесь и идя по Пятницкой: она поразит вас строгостью и величавостью своего стиля, своею даже гармониею частей… Но особенно выдаётся она из бесчисленного множества различных узорочных церквей и колоколен, тоже оригинальных и необычайно живописных издали, которыми в особенности отличается юго-восточная часть Замоскворечья…».

***

Советский период истории храма, хотя «стараниями сотрудников Центральных Государственных реставрационных мастерских Наркомпроса и Комиссии по охране памятников искусства и старины при Московском Совете рабочих и крестьянских депутатов церковь во имя священномученика Климента, папы Римского, одной из первых получила статус «памятника архитектуры», – драматичный. 
Над ним нависла опасность. Вот, что рассказывается, в частности, об этом на сайте храма:
«Февральский 1922 г. декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей развязал большевикам руки... Храму оставили лишь самое необходимое для богослужения. Все иконы, к счастью, остались на своих местах, что зафиксировано в протоколе осмотра Климентовской церкви в октябре 1923 г., проведенного Музеем старой Москвы.
В 1925 г. настоятелем храма стал протоиерей Михаил Галунов, богато одаренный священнослужитель, не оставлявший ни одной литургии без проповеди. Он являлся авторитетным знатоком церковного пения и в своем замоскворецком храме создал известный всей Москве хор. Отец Михаил заботился и о поддержании достойного вида здания церкви, что оказалось наиболее трудным, так как советская власть не финансировала культовые памятники архитектуры. В 1925 г. силами приходского совета в Климентовском храме был произведен скромный, явно недостаточный ремонт, после которого церковь продолжала ветшать.
В 1929 г., ссылаясь на постановление ВЦИКа и СНК СССР «О религиозных объединениях» и незначительную посещаемость верующими храма, его вознамерились закрыть. Сразу же появилось множество организаций, желающих занять большое здание в самом центре столицы, причем каждая пыталась перепрофилировать храмовое пространство под свои цели. Это и Театральный музей имени А.А. Бахрушина, и завод «Богатырь», и Центрархив ВЦИКа. Однако в начале 1930-х гг. новых «хозяином» церкви оказался рабочий ЖСК «ВСНХовец». Этот кооператив планировал снести великолепный «памятник архитектуры высшей категории» с его уникальной оградой. На их месте предполагалось разбить сквер и построить детский сад. К счастью, стараниями Комитета по охране памятников при ВЦИК здание церкви уцелело, а вот большую часть уникальной ограды спасти не удалось».
… В 1934 году благодаря вмешательству реставраторов П. Барановского и И. Грабаря сталинский нарком Климент Ворошилов содействовал передаче здания храма под книгохранилище обменно-резервного фонда Государственной библиотеки имени Ленина (ныне – Российская государственная библиотека, РГБ), что, наверное, промыслительно. Покровительствующий славянской книжности святой Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Эти духовные сокровища составляли половину из хранящегося здесь многие годы громадного обменного фонда. 
Сохранились и иконостасы (пять из семи) с подлинными иконами XVIII-XIX веков, существенная часть лепного декора и другие элементы интерьера.
Более семидесяти лет храм во имя священномученика Климента пребывал в запустении. Но не в забвении, что неудивительно. Один только внешний облик барочного памятника архитектуры европейского значения мало кого оставлял равнодушным.

***

Новая община храма священномученика Климента, папы Римского, была образована и зарегистрирована в 1991 году. 
В 2002 году храм наконец-то вернули верующим. В конце марта 2002 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в храм был назначен новый настоятель – иерей (ныне – протоиерей) Леонид Калинин.
Отец Леонид – профессиональный художник и скульптор, имеющий огромный опыт по воссозданию и реставрации храмов. В 1994 году он окончил Суриковский институт по классу скульптуры у академика Олега Комова. Ещё с 1993 года совмещал учебу с послушанием диакона в храме Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре. В сан священника был возведен Святейшим Патриархом в 1996 году на Богоявление Господне в Кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.
По словам отца Леонида, «первое впечатление, когда он впервые переступил порог храма священномученика Климента, было удивление. Удивление неожиданным архитектурным решением храма, его красотой». 
Новый настоятель был удивлен, «как из-за просадок не произошёл ещё коллапс постройки. Вряд ли какое из современных зданий выдержало бы такое и не развалилось».
С началом служения отца Леонида приходская жизнь заметно оживилась. 
«На молебны собиралось очень много людей – до пятисот, – вспоминает батюшка. – Как бы ни было трудно, если не будет духовной жизни, то смысл в восстановлении стен теряется». 
… 15 лет назад, 20 марта 2005 года, в день Торжества Православие, в северном приделе храма была отслужена Божественная литургия – первая после почти 70-летнего перерыва. Накануне, 19 марта, в храме был отслужен молебен с чином малого освящения и Всенощное Бдение. 
На богослужении присутствовало достаточно много людей. Наряду со старыми прихожанами, которые вынесли трехлетний подвиг ежевоскресных молебнов на улице, пришло и много новых людей. В течение нескольких лет богослужения совершались только в северном приделе.
В 2008 году Российская государственная библиотека, когда ей было предоставлено другое помещение для книгохранилища, окончательно покинула здание храма. 

***

При финансовой поддержке правительства Москвы в храме наконец-то начались широкомасштабные реставрационные работы, которые были завершены в 2014 году. 
Укреплён фундамент, воссозданы лепнина на фасаде, кирпичная кладка и штукатурный слой. Восстановлены паперть и утраченная часть церковной ограды. Воссоздан утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы. 
Отреставрированные главки украсили новые кресты. С этого времени приход храма приступил к благоукрашению интерьеров и реставрации икон.

***

27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма и Божественную литургию в новоосвященном храме. 
Богослужебные песнопения исполнили хор Данилова ставропигиального мужского монастыря (регент – Г.Л. Сафонов) и хор храма священномученика Климента (регент – А.А. Зеленская).
Главный престол освящён в честь Преображения Господня. Северный придел – Знаменский, южный – Климентовский.
Праздники:
– Преображение Господне – Главный престол (празднование 19 августа)
– Вознесение Господне (40-й день по Пасхе Христовой)
– Рождество Пресвятой Богородицы (празднование 21 сентября)
– Священномученика Климента, папы Римского (память 8 декабря)
– Священномученика Петра, архиепископа Александрийского (память 8 декабря)
– Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца (память 19 декабря, 22 мая)
– Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (празднование 17 сентября)
– Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» (празднование 10 декабря)
Внутреннее убранство храма формировалось на протяжении почти трёх веков! Часть почитаемых икон находится в нём с древних времён. Некоторые появились в храме уже в новейший период его существования. Большинство икон прошли сложнейшую профессиональную реставрацию в 2010-2016 годах. 
Среди святынь храма – икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» (очень редкий иконографический образ; оригинал иконы находился в Лавре Саввы Освященного вблизи Иерусалима, в настоящее время хранится в Хиландарском монастыре на Афоне), икона «Страшный суд» (находится в храме с конца XVIII века), икона сщмч. Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского (этот старинный образ сохранился ещё из первого малого храма сщмч. Климента начала XVIII века), икона сщмч. Климента, папы Римского и свт. Николая Чудотворца (конца XVI века), икона сщмч. Климента, папы Римского, с мощами святого (большая) (образ написан в 2010 году известным московским иконописцем Анной Калининой – супругой настоятеля; частица мощей сщмч. Климента передана храму в дар в 2009 году Киево-Печерской лаврой), икона сщмч. Климента, папы Римского, с мощами святого (малая) (написана в 2005 году в иконописной мастерской Гребенниковых в Великом Новгороде) и другие. 
«Храм священномученика Климента – единственный памятник архитектуры, сохранившийся в первозданном виде. Остальные серьёзно пострадали во время московского пожара 1812 года. Конечно, существуют и храмы более ранней постройки, но храмов XVIII века в такой сохранности в Москве больше нет», – отметил отец Леонид. – реконструкция уникального памятника архитектуры было делом общенационального значения». 
Этому, считают на приходе, помогли и покровительство священномученика Климента, и молитвы верующих.

5
1
Средняя оценка: 2.76
Проголосовало: 200