Первая антарктическая: как СССР осваивал Шестой континент

65 лет назад, 5 января 1956 года, впервые после российской экспедиции 1820 года, советские полярники вступили на землю Антарктиды. Очень скоро на континенте работало уже 5 советских исследовательских станций.

Как известно, первыми достигли берегов Антарктиды русские моряки на шлюпах «Восток» и «Мирный». Это произошло 28 января 1820 года у ледника, поныне носящего имя Фаддея Фаддеевича Беллингсгаузена, командовавшего экспедицией. Однако ни русским морякам, ни вскоре достигшим неизвестной ранее земли англичанам не удалось произвести высадку – мешали льды…

  

Почти столетие Шестой континент был территорией спора за приоритет без сколько-нибудь заметных научных исследований. Так, в 1912 году на обратном пути к побережью от Южного полюса, достигнутого ранее норвежцем Амундсеном, погиб известный британский путешественник Скотт. 
Серьезные экспедиции в Антарктику начались в 1930-е годы. В 1934 году США открыли там постоянно действующую полярную станцию «Литтл Америка». Зашевелились и аргентинцы, открывшие с полдесятка своих станций, отметились австралийцы.

В 1947 году состоялась американская экспедиция в Антарктиду под командованием адмирала Берда. Неопровержимым и загадочным фактом является малохарактерный для научной экспедиции состав эскадры Берда – 13 боевых кораблей (включая авианосец!) и судов обеспечения, 4700 человек экипажа. С такими силами обычно отправляются воевать, а не исследовать новые территории…
К 1950-м годам Антарктида стала ареной внимания целого ряда государств, в первую очередь Аргентины, Чили, Австралии и США, имевших на Шестом континенте уже немалое количество своих станций. Официально – научно-исследовательских. К тому времени появлялись данные о крупных залежах в Антарктиде урана, нефти, другого ценного сырья. Включился в эти исследования и Советский Союз – в рамках подготовки к Международному геофизическому году. И уходили к Шестому континенту не боевые советские корабли, как почти десятилетие назад у американцев, а лишь три гражданских судна: дизель-электроходы «Обь», «Лена» и рефрижераторное судно № 7. 

  

Общая организация экспедиции осуществлялась Академией Наук СССР и Главсевморпутем под руководством начальника первой советской станции на дрейфующей льдине «Северный полюс-1» (1937-38 гг.) Иваном Дмитриевичем Папаниным. Начальником экспедиции был опытный полярник, Герой Советского Союза Михаил Сомов, руководивший дрейфующей полярной станцией «Северный полюс-2» в 1950-51 годах. Научным руководителем являлся профессор Владимир Корт. Под его началом работало несколько сот ученых, разделенных на 13 групп по направлениям (метеорология, океанология, гляциология и др.).

Дизель-электроходы были судами ледового класса с усиленной защитой корпуса, имевшего яйцевидную форму: даже при сильном сжатии корабль с такой формой корпуса выдавливался поверх льдов. Этот принцип впервые был использован выдающимся норвежским полярником Нансеном во время полярной экспедиции на «Фраме» в 1893-1896 гг. С собой корабли советской экспедиции доставили 8345 тонн различных грузов и 425 человек, из которых на зимовку осталось 92. 
Датой высадки советских исследователей на антарктический берег в бухте Фарр моря Дейвиса стало 5 января 1956 года, самый разгар лета в Южном полушарии. К 13 февраля 1956 года была сооружена первая советская полярная станция «Мирный», названная по имени одного из кораблей легендарной экспедиции Беллингсгаузена – Лазарева. 
В марте, с началом антарктической осени и осложнением ледовой обстановки корабли экспедиции ушли в более теплые воды, но оставшиеся полярники продолжали намеченную программу исследований. 2 апреля они завершили разведку вглубь континента на расстояние в 375 км; там была создана вторая советская (и первая в мире постоянно действующая в глубине Антарктиды!) полярная станция Пионерская, на которой остались работать четверо ученых.

  

До конца 1956 года в рамках Первой советской антарктической экспедиции была выполнена обширнейшая программа исследований. Одних только новых небольших островов было открыто с четверть сотни. На протяжении 2000 километров было исследовано с моря побережье континента, проведены промеры глубин. Самолетами и вертолетами была проведена воздушная разведка предполагаемых маршрутов и мест расположения будущих советских станций, в том числе в направлении к Южному геомагнитному полюсу и Полюсу относительной недоступности. 
К 1958 году на ледяном континенте полноценно работали уже 5 советских станций; в последующие годы их число доходило до 8. А риск был велик: с 1956 года по настоящее время в антарктических просторах погибло 77 наших полярников…

За считанные годы Советский Союз достиг в ходе исследований Шестого континента впечатляющих результатов. Этот весомый успех СССР стал одним из важнейших факторов заключения 1 декабря 1959 года Вашингтонского договора об Антарктиде, предусматривавшего ее использование «в интересах всего человечества». 
Нейтральный статус Шестого континента официально сохраняется по сей день. Хотя не исключено, что однажды этот нейтралитет может быть нарушен. Вокруг этого развернулись, например, события 1982 года, когда Аргентина и Великобритания схлестнулись друг с другом за крошечный и ничем не примечательный Фолклендский архипелаг близ аргентинского побережья. Ничем, если не считать его возможную роль как потенциальной перевалочной базы британского флота в случае его походов к антарктическим берегам… 
В любом случае советские герои-полярники 65 лет назад не только внесли весомый вклад в антарктические исследования, но и сделали всё для обеспечения геополитических позиций нашей страны в самой южной части Земного шара. 

5
1
Средняя оценка: 2.98828
Проголосовало: 256