Космические рекорды советской «Веги»: три в одном

С 6 по 9 марта 1986 года две наши автоматические межпланетных станции «Вега-1» и «Вега-2» впервые в истории приблизились к комете Галлея, что стало завершением обширной программы исследований. В рамках этой программы космические аппараты установили еще два рекорда – двойной успешной посадки на Венеру и запуска в ее атмосфере первого воздушного шара.

Первое после 1910 года приближение к Земле кометы Галлея с конца 70-х привлекло к себе внимание исследователей космоса из разных стран. К небесному телу отправились космические аппараты из СССР, Европы, Японии. Осуществлялись эти программы в условиях достаточно тесного международного сотрудничества. Так, аппаратура, установленная на советских «Вегах», разрабатывалась в кооперации с учеными не только стран социалистического содружества, но и Франции, ФРГ. А в ключевых периодах программы прием данных с Венеры и кометы Галлея осуществлялся центрами космической связи США. 

Американцы, однако, к знаменитой комете свой аппарат не послали – не нашли денег. Денег у «страны миллиардеров» не нашлось не только на исследования кометы Галлея, но и на сколько-нибудь успешную программу исследований Венеры. После того, как в 1978 году американская станция «Пионер-Венера-2» смогла достичь поверхности планеты, других попыток за океаном не предпринимали.

Между тем советские станции «Венера» смогли добраться до планеты уже со второй попытки в 1965 году, а первая мягкая посадка была произведена в 1970-м. После этого советские аппараты повторили успех 8 раз! «Вега-1» и «Вега-2» стали заключительными этапами в программе венерианских запусков. Стартовали они 15 и 21 декабря 1984 года. Советские ученые подстраховывались, посылая не один, а два дублирующих друг друга аппарата с идентичными функциями и задачами. 

«Веги» были аппаратами уникальными. Впервые в истории исследований космоса их сделали состоящими из четырех частей: пролетного модуля, который после доставки к Венере должен был отправиться на встречу с кометой, спускаемого и посадочного аппаратов, а также аэростатного модуля. 

Первая часть программы прошла по плану. Спустя 6 месяцев после запуска, преодолев 45 млн километров, от пролетных модулей отделились спускаемые аппараты, а сами модули, разогнавшись в гравитационном поле Венеры, отправились к комете Галлея.

Посадочные аппараты успешно добрались до поверхности планеты, сев с промежутком в несколько дней на расстоянии 1600 км друг от друга. Если не считать досрочного срабатывания системы забора грунта на «Веге-1» на высоте 17 км, аппаратура модуля сработала штатно, несмотря на тяжелые условия на поверхности планеты (давление 93 атмосферы, температура 470 градусов).

Что касается «Веги-2», она отработала свою посадочную программу абсолютно идеально, и экспресс-лаборатория передала на землю в том числе данные по составу венерианской почвы.
Уникальным было начало на Венере с помощью советских аппаратами истории воздухоплавания! На высоте чуть больше 50 км от посадочных модулей отстрелили модули аэростатные общим весом в 110 кг. После надувания гелием получившиеся воздушные шары, к которым на тросе длиной 12 метров были прикреплены гондолы с научными приборами, совершили путешествие над поверхностью «планеты облаков», пройдя за 46 часов более 12 тысяч километров каждый!

***

Тем временем полет пролетных модулей двух «Вег» продолжался. Пройдя еще 126 (всего 171) млн километров, в начале марта аппараты приблизились к комете Галлея. Дальше важнейшим фактором программы становилась уже не столько скорость движения станций, сколько точность их наведения. Станции двигались к комете на встречных курсах с недостижимой самостоятельно при тогдашних ракетных технологиях скоростью свыше 70 км/с, в 10 раз превышавшей первую космическую скорость, при которой спутники выводятся на земную орбиту.

При такой скорости незначительная ошибка привела бы к тому, что станции промахнулись бы мимо цели в сотни, тысячи, даже миллионы километров. Что, судя по всему, произошло с японскими аппаратами «Сусей» и «Сакигакэ», которые прошли от кометы Галлея на расстоянии соответственно в 150 и 7 млн км. 

А обе советские «Веги» прошли от кометы намного ближе – в 8879 и 8045 километрах! Это произошло 6 и 9 марта 1986 года. На Землю было передано свыше полутора тысяч уникальных снимков, была собрана другая ценная научная информация.

Частицы пылевого облака кометы Галлея оказались небезопасными при такой скорости движения, и на «Веге-1» из-за бомбардировки частицами солнечных батарей генерация энергии упала на 45%. Тем не менее, станция справилась с проблемой, не став огибать исследуемый объект на расстоянии в миллионы километров, как это сделали японцы.

Советский космический аппарат стал первым, достигшим окрестностей кометы Галлея. Переданные им данные сделали возможным еще более точное позиционирования европейской автоматической станции «Джотто», сблизившейся с кометой 13 марта.

А «Веги» после завершения основной части исследовательской программы продолжили полет. Связь с «Вегой-1» сохранялась до 30 января 1987 года, с «Вегой-2» – до 24 марта, то есть более года после встречи с кометой.

Увы, эти полеты оказались последними в исследованиях Венеры с посадкой на ее поверхность. После распада Советского Союза вкладывать крупные средства в перспективные космические исследования желающих не нашлось, и тема полетов ко второй планете Солнечной системы вновь стала сферой научно-фантастических прогнозов. 

5
1
Средняя оценка: 2.75352
Проголосовало: 284