Как наш соотечественник создал первый в мире вертолёт-амфибию
Как наш соотечественник создал первый в мире вертолёт-амфибию
17 апреля 1941 года авиаконструктор Игорь Сикорский, проживавший с США, поднял в воздух свой вертолет VS-300, способный взлетать и садиться на воду.
В тот апрельский день Игорь Иванович продемонстрировал модифицированную модель своей первой машины, апробированной им еще в 1939 году, добавив к ней два поплавка-понтона.
На зрителей водоплавающий вертолет произвел огромное впечатление. Это повлияло и на постановку модели Vought-Sikorsky 300 в серийное производство, было выпущено свыше 120 таких машин. Вскоре американская армия применила их в ходе боев на Тихом океане. Вертолеты Сикорского использовали для выброски десантов, корректировки артиллерийского огня, доставки грузов, эвакуации раненных.
Успешное использование этой техники американцами в ходе войны в Корее в 1950-53 годах, о чем было доложено Сталину, побудило советского вождя отдать распоряжение расширить сферу применения советского вертолета Ми-1, созданного в 1948 году. Вскоре в СССР стало выпускаться около тысячи таких крылатых машин ежегодно.
За вертолетами (или, как их называли раньше, геликоптерами) веками была закреплена репутация фантастического прожекта (первые рисунки винтокрылых машин принадлежали Леонардо да Винчи). Винтокрылые устройства рисовали Ломоносов в XVIII веке, француз Г. Понтон д’Амекур в XIX-м. А Жюль Верн вывел гигантский многовинтовой вертолет «Альбатрос» в своем романе «Робур-Завоеватель». Однако всем им не хватало главного – не было в те времена легких и в тоже время мощных двигателей.
***
Начало изобретательской работы Игоря Сикорского, родившегося в Киеве в 1889 году, пришлось на начало XX века. С детства влюбленный в замысел создания винтокрылой машины, свою первую действующую ее модель он создал в 1901 году – в 12 лет!
Потом были годы учебы в военно-инженерном училище, в Киевском политехническом институте, который ныне носит его имя. В 20 лет, в 1909 году, Сикорскому удалось построить вертолет, в общих чертах напоминавший модель Vought-Sikorsky 300, созданную им 30 лет спустя, уже в США. Однако, несмотря на внушительную по тем временам подъемную силу в 144 кг, подняться в небо с пилотом на борту в 1909 году эта машина не могла – наличные бензиновые двигатели обладали недостаточным удельным весом мощности на единицу веса. И молодому конструктору пришлось переключиться на создание самолетов.
В самолетостроении он тоже быстро достиг высот. Сконструированный им тяжелый четырехмоторный самолет «Илья Муромец» в мирное время мог перевозить больше десятка пассажиров на расстояние более полутысячи километров без дозаправки. И с немыслимым по сей день для обычных авиалайнеров комфортом – вплоть до спальных мест в салоне и наличия там ванны с туалетом!
В варианте же тяжелого бомбардировщика этот самолет мог поднять до полутора тонн авиабомб (что превышало аналогичную загрузку средних бомбардировщиков времен Второй Мировой войны), обладая фантастической живучестью: за годы Первой мировой войны из 60 машин Сикорского немецкие летчики и зенитчики смогли сбить всего 3!
***
В годы Гражданской войны конструктор эмигрировал в США. Не испытывая симпатий к большевизму, Игорь Николаевич оставался русским патриотом и в годы Великой Отечественной войны искренне радовался победам Красной армии. А в своих книгах мечтал о широком использовании вертолетов для освоения просторов Русского Севера и Сибири.
В первые годы пребывания в Америке Сикорский, создав фирму при поддержке знаменитого русского композитора Сергея Рахманинова, помогавшего ему деньгами, занялся проектом гидросамолетов. Его летающие лодки оказались востребованными, дела Sikorsky Aero Engineering Corporation шли в гору. При этом авиаконструктор оставался верен своей детско-юношеской мечте о вертолетах, и, накопив достаточно средств, занялся ей вплотную. Итогом стал полет 14 сентября 1939 года его первого в мире вертолета.
Вообще, детище Сикорского не было первым успешным вертолетом. В Италии в 1930 году пилоту экспериментальной машины удалось пролететь на ней 700 метров. В 1932 году летчик-испытатель Черемухин поднялся на первом советском вертолете ЦАГИ 1-ЭА на 605 метров, мировой рекорд по тем временам! Немцы к началу 40-х создали вертолет палубной авиации. Советское правительство в 1940 году приняло постановление о серийном производстве двухосевого вертолета «Омега». Однако во всех этих случаях речь шла об экспериментальных образцах.
***
Машины класса вертолета-амфибии Сикорского нашли свою нишу в мировом парке винтокрылой техники. Их используют для спасательных операций на море, в качестве противолодочных и разведывательных вертолетов. А также в качестве фактора психологической поддержи пилотов, знающих, что в случае аварии им не придется прыгать на парашютах в океан.
В то же время такие амфибии нельзя считать незаменимыми. Подводные лодки могут обнаружить и специальный буй-эхолокатор, и обычный вертолет, взлетевший с палубы противолодочного корабля. А к жертвам кораблекрушения или авиакатастрофы куда быстрее доберутся гидросамолеты.
Исходя из таких соображений, вертолет-амфибия Ми-14 начали выпускать в СССР лишь в 1973 году, а после распада страны выпуск этой машины был прекращен. Хотя в последние годы ведутся разговоры о возможности возобновления её производства…
В любом случае полет первого в мире вертолета, способного садиться на воду, состоявшийся 80 лет назад, является важной вехой развития авиации. Тем более приятно, что это достижение явилось заслугой нашего талантливого соотечественника, до конца жизни остававшегося патриотом России – Игоря Николаевича Сикорского.