Закон о репрессированных народах: как депутаты Верховного Совета РСФСР осудили историю своей страны
Закон о репрессированных народах: как депутаты Верховного Совета РСФСР осудили историю своей страны
26 апреля 1991 года депутаты Верховного Совета РСФСР приняли закон «О реабилитации репрессированных народов». Основной смысл его заключался в осуждения «преступного сталинского режима».
Это «восстановление исторической справедливости» вылилось разве что в предоставлении представителям «репрессированных народов» льгот, положенных по закону жертвам политических репрессий (определенных денежных компенсаций и подсчета трудового стажа из расчета три года за один, проведенный в местах «принудительной депортации»).
Статья закона, которая могла показаться ключевой, относительно «права репрессированных народов на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения», обещанного в ст. 3 документа, в значительной степени нивелировалась концовкой той же статьи: «В процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на территориях репрессированных народов». Поэтому на территории Российской Федерации не была воссоздана, например, Республика немцев Поволжья. Да и Земли Всевеликого Войска Донского по-прежнему находятся в составе Ростовской области РСФСР и Луганской области Украины.
Вскользь можно заметить, что шельмуемый либералами «преступный советский режим» в план восстановления ликвидированных в 20-40-е годы национально-территориальных образований был куда более последователен. Уже в середине 50-х годов на картах РСФСР вновь появились Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Калмыцкая автономные советские социалистические республики.
Что касается документа, принятого Верховным Советом РСФСР 30 лет назад, то вспоминается острота о том, что «жестокость законов российских компенсируется необязательностью их исполнения». Ибо конкретных решений по «восстановлению исторической справедливости» со стороны новых российских властей не последовало, если не считать символических льгот горстке еще живущих репрессированных: отощал после реформ «правительства молодых демократов» государственный бюджет, да и возвращать сохранившиеся дома или иное имущество «репрессированным народам» никто всерьёз не собирался. Закон был прежде всего пропагандистским документом. А демократическая трескотня использовалась сторонниками Ельцина, чтобы отодвинуть от власти коммунистов.
Очень быстро тема «восстановления прав репрессированных народов» отошла на второй план. Дополнять закон новыми законодательными актами с определением порядка выделения обещанных средств не спешили. Да и список «репрессированных народов» найти было затруднительно: юристы принимали участие в составлении этого закона лишь поверхностно, иначе такой список в тексте закона или в приложении к нему был бы обязательно. Ведь любой решение о реабилитации должно приниматься исключительно судом в соответствии с установленной процедурой и по каждому конкретному делу. Иначе «невинной жертвой» может быть объявлен не только расстрелянный генерал, но и осужденный немецкий полицай или уголовник.
Проблема здесь не в том, что часть историков, например, доктор исторических наук Николай Федорович Бугай, заявляет, что перемещение тех или иных лиц внутри страны следует считать не депортацией, а принудительным переселением. Проблема в том, что в этой практике нет ничего необычного.
Можно не говорить об огораживаниях в Англии времен промышленной революции, но можно вспомнить о программе переселения Столыпина. Можно вспомнить о насильственном переселении индейцев в Соединённых Штатах Америки (те, кто увлекались романом Майн Рида «Оцеола – вождь семинолов», хорошо это представляют). Можно вспомнить о депортации немцев после Второй Мировой войны из Польши, Чехословакии. А тысячи японцев с американскими паспортами, заключенные в США в концлагеря после начала войны с Японией?!
Вообще, миграции граждан в СССР были распространенным явлением. Сельская молодежь после учебы часто оседала в городах, выпускников ВУЗов посылали на три года работать «по распределению» зачастую на тысячи километров. А взять целинные программы, когда десятки, сотни тысяч людей поднимали пустынные степи Казахстана?!
Исторических примеров много, но Ельцин и его товарищи, принимавшие в 1991 году закон «О реабилитации репрессированных народов», эти примеры отмели.
***
Так надо ли удивляться, что Советская власть, переселяла после Великой Отечественной войны те или иные национальные группы, представители которых в значительной мере проявили себя пособниками врагов, коллаборационистами, членами антисоветских бандитских формирований?
Проводись расследование по каждому отдельному подозреваемому, многие отправились бы в тюрьмы и лагеря. Вместо этого их переселили в другие местности, дав возможность заниматься общественно-полезным трудом под общим контролем надзорных органов.
Перестроечные» тезисы о «преступности сталинских депортаций» (на самом деле – переселений) – это игра в одни ворота. И ещё это потребность выстрелить себе в ногу, чем отличалась партийно-государственная элита позднего советского времени.
Вместо того, чтобы вдумчиво разобраться в причинах, заставлявшие власти СССР идти на ограничение права на свободу передвижения и выбора места жительства для представителей отдельных наций и социальных групп, перестроечники провели реабилитацию всех оптом. И хотя это обернулось по большей мере пустой декларацией, по авторитету нашей страны был нанесен удар.