Самый юный летчик Великой Отечественной войны
Самый юный летчик Великой Отечественной войны
С фотографии на нас глядит мальчишка. На плечах погоны с «крылышками», на груди три боевых ордена, медали. Летчик Аркадий Каманин свой первый боевой вылет совершил, когда ему было 14 лет.
Именитый отец
Отцом Аркадия Каманина был настоящий Герой. Николай Каманин был командиром летного отряда, спасавшего челюскинцев в 1934 году. Семь пилотов стали первыми Героями Советского Союза. Николай Каманин в списке шел четвертым. Получив звезду, Каманин с отличием окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского и продолжил службу в ВВС РККА. Было бы странно, чтобы у такого героя-летчика сын не «заболел» авиацией.
Как сын командира Аркадий имел свободный вход на аэродром и пропадал на нем часами. Его знали все летчики и все механики. Мальчишка мог часами говорить о самолетах и использовал всякую возможность, чтобы подняться вместе с летчиками в небо.
Но этого ему было мало. Аркадий интересовался устройством самолета, часами копался в моторах, стремясь каждую деталь пощупать руками. В 1941 году, чтобы изучить самолет от и до, он устроился на работу на авиационный завод. Далее в планах было окончание школы и летное училище - иной для себя судьбы кроме как быть пилотом, мальчишка себе и не представлял. Но война внесла свои коррективы в планы.
Попасть на фронт по блату
В марте 1943 года командир штурмового авиакорпуса Калининского фронта полковник Каманин получил генеральские погоны. В апреле к генералу прибыли жена и 14-летний сын. (Генеральская должность кроме кучи хлопот и непомерной ответственности имеет и некоторые плюсы.) После нескольких счастливых дней жена получила должность при штабе, а сыну предстояло возвращаться домой. Но Аркадий сказал: «Не поеду! Хочу остаться в части, хочу бить фашистов!»
Сегодня, когда в прессе всплывает информация, что отпрыск того или иного важного государственного чиновника устроился на теплом месте и прикрываясь именем и авторитетом отца, творит натуральный беспредел, трудно представить, что может быть по-иному. Но так было.
В должности командира батареи воевал сын Сталина старший лейтенант Джугашвили (погиб в плену). На Сталинградском, а затем Северо-Западном фронте летал в небе истребитель Василий Сталин (пять сбитых самолетов и ранение). 11 марта 1943 года не вернулся из боевого вылета Леонид Хрущев, сын первого секретаря КП Украины.
Воевали три сына Микояна (один из них, 18-летний Владимир, погиб). Уходили на фронт, воевали и гибли дети государственных и партийных деятелей более низкого ранга. Да и сами «элитные дети» считали для себя вполне естественным разделить общую судьбу народа.
Аркадию Каманину было 14 лет. Подростков в Красную Армию не призывали, но отец, как написали бы сегодня, «злоупотребив служебным положением», вместо отправки сына в глубокий тыл, оставил его на фронте. Так в 423-й эскадрилье связи Калининского фронта появился новый механик по спецоборудованию, рядовой Аркадий Каманин, доброволец.
«Хочу в небо!»
Но Аркадию этого было мало. Он добился разрешения на вылеты в качестве бортмеханика и штурмана-наблюдателя. Создаваемый как учебный У-2 имел двойное управление в обеих кабинах и летчики по просьбе Аркадия часто передавали ему управление самолетом, так Каманин-младший приобретал навыки пилотирования.
Во время одного из вылетов самолет был обстрелян, пилот был ранен и штурман Каманин взял управление самолетом на себя, долетел до аэродрома и посадил машину. Следуя поговорке «куй железо, пока горячо», Аркадий обратился с рапортом к командиру авиакорпуса (своему отцу) с просьбой разрешить самостоятельные полеты: «Я ведь доказал, что могу!»
Отец прекрасно понимал, что такое разрешение увеличит риск потерять сына. Однако лично принял у сержанта Каманина экзамен на допуск к полетам, который тот сдал с блеском, и отец поздравил сына с присвоением ему квалификации пилота.
Летунок
Поначалу Аркадий летал между аэродромами корпуса. Взрослые пилоты любили Аркадия, называли его «летунком» и старались уберечь от опасностей войны. А между тем боевые задания становились все сложнее, все ответственнее и все опаснее. Каманин летал вдоль линии фронта и за линию фронта. Его обстреливали немецкие зенитки, атаковали истребители. Каждый вылет мог стать последним.
В июне 1944 г. возвращаясь с очередного задания, Аркадий заметил на нейтральной полосе сбитый советский самолет. Кабина была закрыта, а это значило, что летчик находится в машине. Возможно, он только ранен, а не убит? Аркадий сел возле дымящегося самолета.
Лейтенант Бердников был еще жив. Каманин помог ему добраться до «кукурузника», и У-2 улетел прямо на глазах наблюдавших за всем этим фашистов. Вместе со спасенным летчиком улетели и результаты проведенной им разведывательной аэрофотосъемки. На груди летчика Каманина появился орден Красной Звезды.
Навсегда остаться в истории
Аркадий не сгорел в пламени войны. Он летал и воевал до последнего дня, получив в апреле 1945-го орден Красного Знамени. В октябре 1946 года старшина Каманин поступил на подготовительный курс Военно-воздушной академии им. Жуковского. Его ожидало прекрасное будущее, но…
Молодые люди умирают и в мирное время. В апреле 1947 года Аркадий Каманин умер от менингита. Ему было всего 18 лет, но и их вполне хватило, чтобы остаться в истории навсегда как самому молодому летчику Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Художник: Б. Гущин.