Трагический полёт «Союза-11»
Трагический полёт «Союза-11»
50 лет назад случилась авария с наибольшим количеством жертв среди советских космонавтов. При возвращении с орбиты произошла разгерметизация спускаемого аппарата, погибли три человека. В той давней истории до сих пор остаются неясности.
Проект космического корабля «Союз» начал разрабатываться в КБ Королева в 1962 году первоначально для пилотируемого полета к Луне. Однако после смерти генерального конструктора в 1966 году «Союзы» решено было использовать для полетов на орбиту Земли.
Первые три пуска в 1966-67 годах были неудачными. Полет «Союза-1» с Владимиром Комаровым на борту закончился катастрофой: из-за нераскрытия тормозного парашюта спускаемый аппарат врезался в землю, космонавт погиб, открыв скорбный список землян, ставших жертвами космоса.
В последующих полетах «Союзы» успешно выводили на орбиту экипажи до трех человек, различные грузы. Появилась перспектива запуска орбитальной космической станции, с которой эти корабли могли стыковаться. 19 апреля 1971 года была запущена первая в мире пилотируемая орбитальная станция «Салют-1», но потом последовали неудачи. Первая экспедиция на станцию на корабле «Союз-10» не смогла попасть на станцию из-за проблем со стыковочным узлом. Второй попыткой стал полет «Союза-11» – самый трагический в истории советской космонавтики.
Уже после печального финала экспедиции журналисты обращали пристальное внимание на ряд «мистических» моментов. Таких, как снятие с задания за два дня до старта 7 июня 1971 года основного экипажа во главе с Алексеем Леоновым из-за того, что в легких бортинженера Валерия Кубасова на рентгене было выявлено подозрительное затемнение, интерпретированное врачами как туберкулез. Потом выяснилось, что затемнение имело чисто аллергический характер, но в космос полетел дублирующий экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Вернуться на Землю живыми им было не суждено…
23-дневная работа тройки космонавтов на «Салюте-1» проходила далеко не в тренажерных условиях. С самого начала экипажу пришлось приложить немалые усилия, чтобы попасть на станцию: обнаружилось, что воздух в ней сильно задымлен. На 11-й день пребывания на станции произошло возгорание, после чего программу исследований было решено сократить. Однако кто знает, как сложилось бы судьба первой в мире орбитальной космической станции, если бы не авария «Союза-11», после чего пилотируемые полеты в нашей стране были прекращены почти на два года. В декабре 71 года станция «Салют-1» была сведен с орбиты и затоплен в безлюдном районе Тихого океана…
***
Так или иначе, 29 июня 1971 года в 21.25 по Москве «Союз-11» отделился от станции. В 01.35 30 июня включился тормозной двигатель, спустя 12 минут от корабля отделился спускаемый аппарат, и связь с экипажем прервалась. Что, впрочем, тоже было вполне штатной ситуацией во время спуска в атмосферу, пока после торможения не начинала работать атмосферная антенна.
Тем не менее, хотя спуск проходил с заданной скоростью и в намеченный район, связь с космонавтами так и не восстановилась. В 02.03 спускаемый аппарат был обнаружен встречающими вертолетами, еще через 14 минут, сразу после приземления, к аппарату добралась поисковая группа. После вскрытия люка оказалось, что все три космонавта мертвы.
Как показало исследование «черных ящиков», бортовых самописцев, клиническая смерть членов экипажа наступила спустя две минуты после разделения отсеков «Союза-11», после чего спускаемый аппарат еще почти полчаса двигался к Земле.
Причиной трагедии стало резкое падение атмосферного давления в кабине спускаемого аппарата почти до нуля. При таком падении давления растворенный в крови азот начинает выделяться в виде пузырьков, которые, сливаясь в большие объемы, вызывают эмболию, закупорку сосудов, что приводит к гибели органов из-за кислородного голодания, вызванного нарушением притока крови с кислородом.
Причиной рокового падения давления в «Союзе-11», как ни странно, стал узел, предназначавшийся для спасения жизни экипажа в случае возникновения внештатной ситуации при приземлении. Когда, например, кабина после спуска прижмет к земле главный люк, так что его сложно будет открыть, и запасы воздуха для дыхания космонавтов быстро кончатся. В таких случаях должен был открыться аварийный клапан. Однако клапан, как показали бортовые самописцы, открылся еще в космосе, на высоте 150 км над планетой, и за 115 секунд почти весь воздух вышел из кабины через отверстие около 2 см в диаметре.
Космонавты не сидели сложа руки (двух из них нашли с расстегнутыми ремнями, предохраняющими от травм при посадке), пытаясь ликвидировать смертельно опасную неполадку, но перекрыть клапан за 115 секунд было невозможно.
К расследованию чрезвычайного происшествия подключился Комитет государственной безопасности, но признаков диверсии не нашли. Доподлинно причина открытия клапана еще в космосе не выяснена до сих пор; есть лишь предположения, что его «заглючило» из-за взрыва пиропатронов, используемых для разделения отсеков корабля перед посадкой.
А вот вопрос о том, почему смертельно опасный клапан был настроен на автоматическое открытие и ручное закрытие так и остался без ответа.
Погибшим отдали положенные почести, похоронив в Кремлевской стене, посмертно присвоив им звания Героев Советского Союза. Пилотируемые полеты «Союзов» были приостановлены почти на 2 года к радости американцев, которые начали наверстывать свое отставание в космической гонке.
После возобновления пилотируемой программы экипажи отныне должны были обязательно лететь в скафандрах, что вынудило уменьшить число отправляемых в космос с прежних трех до двух человек.
Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев стали последними советскими космонавтами, погибшими в ходе выполнения космического полета. Возможно, их трагическая гибель стала фактором «отрезвления» той части конструкторов космической техники, которые на фоне достигнутых СССР эпохальных успехов в этой области перестали обращать должное внимание на требования максимального обеспечения безопасности полетов.
Хотя аварии с «Союзами» изредка случались и позже (в 1983 году с «Союз Т-10-1»; в 2018 года с «Союз МС-10»), но при этом всегда вовремя срабатывала система аварийного спасения, уводившая третью ступень с людьми от взрывавшейся ракеты-носителя. Эти советские, а ныне российские космические корабли и поныне остаются самыми надежными в мире.