Как советский капитан «щёлкнул по носу» американцев

1 июля 1960 года бомбардировщик RB-47, переоборудованный для выполнения шпионских заданий, «по ошибке» пересёк воздушную линию границы СССР в районе Кольского полуострова. 
Этот борт входил в состав авиационного подразделения военно-стратегической разведки США. Утром в 10 часов по местному времени он поднялся в воздух с американской военной базы в Брайз-Нортоне, расположенной на территории дружественной по альянсу Великобритании. 
Через восемь часов полёта под крылом RB-47 Баренцево море, в 20 километрах севернее мыса Святой Нос. Высота над уровнем моря 11 тысяч метров. Территориальные воды СССР. 

Американцы давно и основательно «изучали» не только нашу береговую линию обороны вдоль северного морского пути, но нередко залетали вглубь страны до самого Урала, как это было буквально за два месяца до этого 1 мая 1960 года с ставшим всемирно известным после своего приземления на парашюте американским лётчиком Фрэнсисом Гэри Пауэрсом, выполнявшем дежурный шпионский полёт над СССР. Целью этого «вояжа» без приглашения была фотосъёмка важных стратегических объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Маршрут американского «разведчика» не отличался оригинальностью в плане «ошибки», он проходил, начиная с военно-воздушной базы в Пешаваре, над Афганистаном, затем над территорией СССР с юга на север на высоте 20 километров, через Аральское море, Свердловск, Киров, Архангельск, Мурманск, конечным пунктом была американская военная авиабаза в Норвегии. 
Воздушный «научный», специально сконструированный для шпионажа «недосягаемый разведчик» Пауэрса U-2 был сбит под Свердловском советской ракетой С-75 М класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Снизившись, пилот с высоты 10 км выбросился с парашютом и был пленён, а президент США Эйзенхауэр официально заявил, что Пауэрс немного «заблудился».

В рамках американского плана войны с СССР «Дропшот», стратегии «массированного возмездия», Вашингтон запланировал сбросить на СССР в течении тридцати суток 300 атомных и 200 тысяч авиационных бомб. Для того, чтобы такая «операция» по уничтожению СССР стала возможной с наименьшими потерями со стороны США, и осуществлялась вся шпионско-разведывательная деятельность воздушной военной разведкой американцев.
В журнале «Ю.С. ньюс энд Уорлд рипорт» была опубликована статья, автор которой открыто признал, что после того, как сотни американских лётчиков «бесследно исчезли в холодных бурях, бушевавших вокруг Советского Союза, их друзьям и близким сообщали неполную, а порой и заведомо ложную информацию о случившемся. Изучение метеоусловий, тренировочные полёты и другие “уважительные причины” приводились официальными лицами США, чтобы хоть как-то оправдаться перед семьями погибших».

Но что же в тот день произошло в небе над Баренцевым морем неподалёку от мыса Святой Нос?
Сохранилась запись радиоэфира между истребителем и командным пунктом.

Поляков: Вижу цель. Движется в сторону материка.
Аэродром Килп-Явр, штурман наведения – старший лейтенант Котляров: Подойди поближе. Определи принадлежность.

МиГ-19 зашёл слева, преградив нарушителю воздушного пространства путь к отступлению.

Поляков: Это РБ-47. Хорошо видны опознавательные знаки американских ВВС.
Котляров: перезаряди оружие и сажай.

Эволюциями самолёта капитан Поляков приказал американцу: следуй за мной!
РБ-47 стал уклоняться севернее. Уйти в нейтральную зону ему бы хватило и минуты.

Поляков: Приказа не слушается. Что делать?
Котляров: Уничтожить!

17.20. Поляков совершает манёвр, даёт очередь из пушек. Самолёт загорелся и, вращаясь, пошёл на снижение. МиГ-19 сопровождал его, пока тот не скрылся в облаках.

Поляков: Цель уничтожена!
Котляров: Возвращайся на базу.

Капитан Поляков двумя очередями из бортовых пушек МиГ-19 положил конец наглости военных лётчиков США.
После того как американский самолёт-разведчик RB-47 потерял управление от поражающего огня МиГ-19, командир экипажа, второй пилот и штурман катапультировались. Двоих подобрал советский рыболовный траулер. Командир экипажа капитан Палм погиб от переохлаждения в Баренцевом море. «Фотографы» – капитан Поуз и лейтенанты Гоуфорт и Филлипс, так называемые «вороны», не имели шансов спастись. «Специалисты» упали в море вместе с пылающим RB-47.

Существует «красивая» легенда, что Поляков самовольно принял решение на открытие огня, а на земле советские генералы якобы растерялись и не знали, что им предпринять, чтобы быстро в течении предельно ограниченного времени, дать соответствующую команду нашему пилоту. 
Но это не так.
Вот как об этом рассказывает сам Поляков:

«Когда 1 июля меня подняли на нарушителя, я ещё не знал, что это был RB-47. После наведения на него дали команду: «Перезарядить оружие!» Помимо пушки, на любом «МиГе» висели еще НУРСы. Доложил: «Цель вижу. Что делать?» В ответ: «Подойти поближе и определить». Выполнил, приблизился со стороны правого крыла разведчика примерно до 30 метров и в соответствии с международными правилами подал ему сигнал: «Внимание! Следуйте за мной». Но RB-47 вместо выполнения команды попытался оторваться от меня…»

На нарушителя воздушного пространства наводил дежурный старший офицер полка. Все его действия были безупречны ровно лишь до того момента, когда Поляков сообщил: «Цель уходит, что делать?» Старший офицер растерялся и так и не смог быстро и чётко принять решение. Ещё свежи в памяти всех были события со сбитым U-2 Пауэрса. Тогда от своего же огня, вторым залпом из «Двины» был сбит на таком же МиГ-19 летчик-истребитель, старший лейтенант Сергей Сафронов.
Рядом с дежурным офицером был его помощник старший лейтенант Анатолий Котляров. Удостоверившись, что самолёт-нарушитель продолжает игнорировать требования нашего пилота, Котляров передал Полякову приказ: «Цель уничтожить».

«Когда я вернулся на свой аэродром, сразу же написал боевое донесение, – рассказывает Василий Поляков. – Время моего дежурства ещё не вышло, и прилетевший командующий спросил меня, могу ли я продолжать дежурить? Я ответил: «Конечно». Сначала у командования даже были сомнения – не свой ли это был Ту-16. Но объективные средства фотоконтроля подтвердили, что это американский RB-47».

Не было никакого ареста советского пилота прямо на взлётной полосе после выполнения поставленной боевой задачи. Как об этом любят рассказывать в многочисленных антисоветских байках, столь популярных сегодня.
Показания двух, спасённых моряками советского рыболовного траулера американских пилотов из шести членов экипажа RB-47, привели следствие к очевидному и безупречному по доказательствам выводу, это была очередная тщательно спланированная шпионская операция США с целью произвести разведку над территорией СССР. Плюс попутно проверить бдительность и расположение советских радаров.
Из камеры на Лубянке американцев выпустил Хрущёв, по личной просьбе Джона Кеннеди.

В июле 1960 года лётчика-истребителя Полякова В.А. вызывают в Москву на доклад.
13 июля вышел наградной указ. Председатель президиума Верховного совета СССР вручил Полякову в Кремле орден Боевого Красного знамени.

  

Что характерно, никаких «санкций» по этому инциденту со стороны США так и не последовало.
Итогом той «холодной» войны для США стали 150 погибших американских пилотов в аналогичных ситуациях.
Во время следствия на очной ставке с одним из уцелевших американских пилотов, Василий Поляков открыл пачку сигарет, чтобы закурить. Его «визави», американский пилот вынул из кармана зажигалку и предложил огня Полякову, но тот не принял «дружеский» жест воздушного шпиона.
Василий Амвросиевич достал из кармана наш советский коробок со спичками, тем самым показал ему, что «дать прикурить» мы и сами можем.
К слову, «стратеги» из Пентагона и ЦРУ прекрасно понимали, с кем их «птенцам» придётся иметь дело. По инструкции, на случай, если вдруг американские пилоты подвергались атакам истребителей противника, они должны были передавать в эфир на запасной частоте сигнал «ОМБ» – «О, мой Бог».
После этой истории с RB-47 Турция и Япония на языке дипломатии «попросили» США убрать их секретные базы самолётов у себя. Турцию «негласно» покинули британские пилоты, так же участвовавшие в разведывательных полётах над нашей территорией.
Число таких «научных» полётов, оснащённых самой современной шпионской аппаратурой, не поддаётся учёту, поскольку большинство таких «вояжей» от наших «уважаемых партнёров» до сих пор засекречено, да и особого желания обнародовать «статистику» пока не наблюдается.

5
1
Средняя оценка: 2.91054
Проголосовало: 313