Украина: от несуществующей конституции к несостоявшемуся государству
Украина: от несуществующей конституции к несостоявшемуся государству
28 июня исполнилось 25 лет принятию Верховной радой действующей, а точнее, недействующей конституции Украины. Как живёт «великая европейская держава» в этих экзотических условиях, сами её обитатели ума не приложат.
Само принятие украинской конституции стало результатом любопытных компромиссов, которые показывают, чего стоит этот документ – Основной закон государства.
К июню 1996 года президентом Кучмой был «запущен счетчик» подготовки референдума по проекту куда более «президентского» Основного закона, чем то, что в итоге получилось. Нардепы не могли между собой договориться, и только когда им пригрозили лишением мандатов, они дружно проголосовали за проект Кучмы. И обеспечили себе тем самым возможность досидеть до конца своих депутатских полномочий.
До этого, то есть до 1996 года, продолжала действовать конституция Украинской ССР, изуродованная, впрочем, «декларациями независимости» и поправками.
Новый конституционный компромисс напоминал пресловутый гибрид ежа с ужом или объединение в одну трубу водопровода и канализации. Так, под нажимом коммунистов и социалистов Рада согласилась включить в конституцию 1996 года «социальные статьи», близкие по звучанию к положениям советской Конституции, то есть советские социальные стандарты формально, на бумаге были ликвидированы не сразу. А на практике, например, лечащие врачи в больницах вместо обеспечения поступающих к ним пациентов лекарствами стали вручать людям списки требуемых к покупке за собственные деньги препаратов.
Цинизм ситуации заключался в том, что официально государство от своих гарантий не отказывалось. Однако вот цифры сокращения сети лечебных учреждений, прямо запрещаемого 49-й статьёй конституции. Согласно докладу, подготовленному европейскими экспертами, число стационаров Минздрава уменьшилось на Украине с 3776 в 1991 году до 2537 в 2008-м, то есть практически на треть! Прошло 7 лет, и на 1 января 2015 года число лечебных стационаров на Украине сократилось еще на треть – до 1793-х.
Конституцию насиловали и дальше. После реформ здравоохранения, проведенных американской медсестрой Ульяной Супрун, к концу мая 2021 года в республике оставалось всего 1186 больниц со стационарами – меньше половины от уровня 2008 года и меньше трети от момента прекращения «ненавистной советской оккупации»!
Статья 46 конституции декларирует право на социальную защиту, включая пенсии. И провозглашает, что размер последних не может быть ниже прожиточного минимума. Формально украинские власти закон не нарушают: минимальная пенсия действительно находится на уровне прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан – 1852 гривны. А по нормам ООН доход ниже 5 долларов в день или 150 долларов в месяц (около 4200 гривен) является чертой бедности – того самого «прожиточного минимума». До этой черты значительной части украинских пенсионеров и членов семей низкооплачиваемых работников очень далеко.
Постоянно меняются правила назначения пенсий. Если в середине 2000-х годов для получения пенсии по возрасту при достижении 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин минимальный стаж должен был составлять 5 лет, то к концу правления Януковича его повысили до 15 лет, а потом установили в… 35 лет! Такое драконовское повышение требуемого для пенсии стажа, причем задним числом – это еще и нарушение ст. 22 Конституции, которая гласит, что «при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод». Как бы не так! Захотели сузить – и сузили.
Ст. 37, гарантируя свободу политических партий и общественных организаций, одновременно запрещает им иметь военизированные формирования, а также свои структуры в воинских частях, учебных заведениях и органах власти. Как тогда понимать статус «Гражданского корпуса» и его лидера, «белого вождя» фашиста Андрея Билецкого, сохраняющего тесные связи с карателями полка «Азов», который официально входит в структуры МВД Украины?
Никто в стране не обращает внимания и на Конституционный суд, призванный следить за соблюдением властями Основного закона. Поэтому стоит ли удивляться, что Украину на Западе всё чаще характеризуют как «несостоявшееся государство» (failed state): от несуществующей конституции к несостоявшемуся государству, в котором законы, говоря словами Маркса, превратились в позитивную санкцию беззакония, путь очень короткий.