А есть у России эти два года или больше?
А есть у России эти два года или больше?
Несколько лет – немыслимый срок для подготовки к нейтрализации угрозы национальной безопасности, которая может быть реализована Западом в течение нескольких минут.
Некоторое время назад Президент РФ Владимир Путин заявил, что главная наша ошибка в отношениях с Западом заключалась в том, что мы ему слишком доверяли, а Запад этим доверием явно злоупотребил. Это заявление стало, по сути, квинтэссенцией тех печальных уроков, которые наши страна извлекла из своего безоглядного и подчас бездумного стремления сделаться частью так называемого «цивилизованного мира» во главе с США. И, казалось бы, эти уроки, за которые Россия заплатила запредельно высокую цену, должны быть усвоены всем обществом. И, особенно, государственным аппаратом, отвечающим за безопасность и стабильное развитие страны.
Но как тогда прикажете понимать это?
«Угрозы отключения России от международной платёжной системы SWIFT пока нет, заявил в интервью “РИА Новости” директор департамента экономического сотрудничества Министерства иностранных дел (МИД) России Дмитрий Биричевский. “Опасность отключения нас от SWIFT пока не просматривается. Я думаю, что гипотетическое отключение – мера не рыночная, а сугубо политическая. Пока никто к ней не готов, от этого все только проиграют”, – отметил Биричевский. Дипломат также подчеркнул, что у России нет приблизительных сроков завершения работы над альтернативной SWIFT системой. “Ориентира даже целевого нет. Мы работаем с партнёрами. С кем-то процесс более продвинутый, с кем-то только начались переговоры. Поэтому мы будем планомерно продолжать это делать”, – пояснил директор департамента экономического сотрудничества МИД. Он отметил, что не стоит ожидать завершения работы над независимой системой через год или даже через два…»
Данное заявление, как минимум вызывает некоторые вполне обоснованные вопросы.
1. «Мы работаем с партнёрами». На Западе у России по-прежнему «партнёры»? Даже те, кто на высоком официальном уровне называет РФ постоянной угрозой и военным противником?
Командующий Европейским командованием вооружённых сил США (Eucom) генерал ВВС Тод Уолтерс:
«Россия остаётся устойчивой угрозой существования Соединенных Штатов и наших европейских союзников. Наше военное преимущество зависит от космоса, и наши противники приняли это к сведению. Космические возможности, которые мы развиваем, принесли огромную пользу каждому американцу и жизненно важны для безопасности нашей страны».
Национальная стратегия США в сфере разведки (версия 2021 года):
«Эти противники бросают нам вызов в военной сфере (в том, что касается традиционных, нетрадиционных, гибридных и асимметричных средств), в экономической и политической сферах. Россия, вероятно, продолжит прилагать усилия для увеличения своего влияния и значения, что может вступить в конфликт с задачами и приоритетами Соединённых Штатов в целом ряде регионов».
2. Что это значит – «опасность отключения пока не просматривается»? Какая разница просматривается она или нет, если речь идёт о потенциальной угрозе, затрагивающей основы социально-экономической стабильности РФ?
Директор американской инвестиционной компании Navigator Principal Investors Кайл Шостак:
«Возможность существует, она реальная и муссируется уже давно. <...> Это очень радикальная мера, она целиком находится в ведении самой организации, которая имеет европейскую юрисдикцию, находится в Брюсселе и является неправительственной организацией, но история показывает, что они прогибаются под американским давлением, они уже делали это в отношении Ирана. Глава Navigator Principal Investors добавил, что в привычном понимании всю страну отключить от SWIFT нельзя, однако реально заблокировать доступ к системе ряда крупных государственных банков. “Эта мера является очень мощным экономическим санкционным рычагом, учитывая особенности российской банковской системы”, – сказал он, отметив, что большая доля банковского бизнеса сосредоточена в руках государственных банков. Таким образом, по мнению эксперта, отключение от системы могло бы коснуться Сбербанка, ВТБ, Промсвязьбанка, Россельхозбанка. Подобные действия создадут эффект домино и, помимо перебоев в импорте и экспорте из-за невозможности проводить транзакции привычным путём, приведут к проблемам для обладателей российских кредитных и дебетовых карт за границей».
3. Как понимать следующую фразу: «Я думаю, что гипотетическое отключение – мера не рыночная, а сугубо политическая. Пока никто к ней не готов…»? А кто сказал, что политические решения для правителей Запада, тем более связанные с коренными вопросами мировой политики, такая уж неподъёмная вещь? Во всяком случае, до сих пор такой немощи Запад не демонстрировал.
И если вопрос упирается только в «политическое решение», то оно, кстати говоря, на Западе уже принято. И даже официально объявлено в резолюции Европарламента от 29.04.2021 года №2021/2642(RSP):
«8. Подчеркивает, что если такое наращивание военной мощи в будущем будет преобразовано во вторжение Российской Федерации в Украину, ЕС должен чётко дать понять, что цена за такое нарушение международного права и норм будет серьёзной; поэтому настаивает на том, чтобы в таких обстоятельствах импорт нефти и газа из России в ЕС был немедленно прекращён, в то время как Россия должна быть исключена из платёжной системы SWIFT, а все активы в ЕС олигархов, близких к российским властям, и их семей в ЕС должны быть заморожены, а их визы аннулированы».
При этом не имеет ровно никакого значения, что формально резолюции Европарламента не являются обязательными для исполнения государственными органами стран Запада. Следует понимать, что эта необязательность работает только в тех случаях, когда это нужно самому Западу. А когда ему требуется оправдать свои враждебные действия по отношению к той же РФ, этот документ немедленно приобретёт полную юридическую силу и станет «законным» основанием для таких действий. То есть, тем самым политическим решением, которое уже принято.
3. «От этого только все проиграют». С каких это пор Запад не готов к некоторым издержкам ради того, чтобы крупно нагадить России? Откуда такой оптимизм? Тем более, что по мнению того же Запада, доля РФ в мировой экономике крайне незначительна и следовательно потери самих наших «партнёров» могут оцениваться ими как минимальные. Следует чётко понимать, что независимо от того, насколько мощной в объективной реальности является экономика РФ, Запад в своём стратегическом планировании всегда исходит из собственных субъективных представлений о данном предмете. И эти представления буквально на днях озвучил лично президент США Джо Байден:
«Когда я был с господином Путиным (на встрече в Женеве 16 июня), у которого есть реальная проблема – он возглавляет экономику, в которой есть только ядерное оружие и нефтяные скважины. Ничего больше. Их экономика – это что? – восьмая по величине в мире сейчас? Он знает, что у него настоящие проблемы, что, на мой взгляд, делает его ещё более опасным».
4. Отключение России от системы SWIFT в техническом плане – это вопрос нескольких минут. Как в этой связи понимать то, что «не стоит ожидать завершения работы над независимой системой через год или даже через два»? А что финансово-экономическая система страны будет делать все эти годы, дожидаясь создания этой альтернативы? И не тот ли это случай, когда промедление смерти подобно?
И ещё. Не является ли такая неопределённость с ответными действиями России, ибо сказано, что «не стоит ожидать завершения работы над независимой системой через год, или даже через два», фактическим приглашением Запада к незамедлительному введению электронно-банковской блокады против неподготовленной к такой ситуации и, следовательно, крайне уязвимой страны?
В целом если чиновник МИДа видел основной задачей данного интервью успокоить общественность, то эффект получился, мягко говоря, противоположный желаемому. А как иначе прикажете понимать, если в кратком виде его резюме выглядит так: «Мы ничего толком не знаем о намерениях Запада в этой области. Может быть, отключат, а может, и не отключат. Но Россия точно к этому не готова и неизвестно когда будет готова».
В общем, обнадёжил, как говорится, по самое не могу!
Художник: Г. Метсю.