Леонид Соловьёв: певец правды и добра
Леонид Соловьёв: певец правды и добра
19 августа исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося русского советского писателя Леонида Васильевича Соловьёва (1906 – 1962). Творчество Леонида Соловьёва для большинства советских подростков второй половины XX в. входило в жизнь с самого раннего возраста, хотя его имя, возможно, и не всегда откладывалось в памяти. «Повесть о Ходже Насреддине» (состоящая из двух частей: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц») буквально покоряла детские сердца – красотой вымысла, торжеством справедливости, своеобразием и красотой восточных реалий.
Культовый персонаж среднеазиатского фольклора – бесстрашный, остроумный, справедливый Ходжа Насреддин – под пером русского писателя обрёл черты реальной личности, с действительной судьбой, хотя и порой кажущейся фантастичной – столь великих опасностей удалось ему избежать в борьбе за правду и за народ. Гениальность образа Ходжи Насреддина в произведениях Леонида Соловьёва состоит в том, что легендарный, фольклорный персонаж обрёл свою жизнь в произведении русского писателя, но при этом степень достоверности его образа не только не понизилась, а, напротив, обрела устойчивые формы. Буквально «проглатывая» произведения Леонида Соловьёва о Ходже Насреддине, юные читатели даже не задумывались об авторе – столь самобытным и живым, не зависящим от внешних обстоятельств представал перед ними любимый персонаж.
«Тридцать пятый год своей жизни Ходжа Насреддин встретил в пути. Больше десяти лет провел он в изгнании, странствуя из города в город, из одной страны в другую, пересекая моря и пустыни, ночуя как придётся – на голой земле у скудного пастушеского костра, или в тесном караван-сарае, где в пыльной темноте до утра вздыхают и чешутся верблюды и глухо позвякивают бубенцами, или в чадной, закопченной чайхане, среди лежащих вповалку водоносов, нищих, погонщиков и прочего бедного люда, с наступлением рассвета наполняющего своими пронзительными криками базарные площади и узкие улички городов. Нередко удавалось ему ночевать и на мягких шелковых подушках в гареме какого-нибудь иранского вельможи, который как раз в эту ночь ходил с отрядом стражников по всем чайханам и караван-сараям, разыскивая бродягу и богохульника Ходжу Насреддина, чтобы посадить его на кол… Через решётку окна виднелась узкая полоска неба, бледнели звезды, предутренний ветерок легко и нежно шумел по листве, на подоконнике начинали ворковать и чистить перья весёлые горлинки…».
Леонид Соловьёв родился в городе Триполи (Ливия), в семье помощника инспектора северосирийских школ Императорского православного палестинского общества. С детства он очень любил читать, его любимыми авторами были Джек Лондон и Редьярд Киплинг. В 1909 году семья писателя вернулась в Россию, его родители преподавали в школах Самарской губернии. В 1021 году семья Соловьёва, спасаясь от голода, переселилась в Коканд. В 1922 годы Леонид Соловьёв окончил два курса механического техникума, затем некоторое время работал железнодорожным ремонтником. Но все эти первые жизненные шаги были только началом его большого творческого пути и трудной, исполненной многих коллизий жизни.
Как можно предположить, уже с ранних лет писатель имел возможность соприкоснуться с жизнью среднеазиатских народов, воспринять их фольклор и полюбить его всей душой. Действительно, невозможно, не испытывая искренней любви к своему персонажу, написать столь проникновенные произведения, и по сей день находящие живой отклик в сердцах читателей. Жестокий и глупый бухарский Эмир, глупый и честолюбивый «мудрец» Гуссейн Гуслия, алчный и жестокий ростовщик Джафар, многочисленные придворные, озабоченные только личной наживой и примитивным честолюбием – все эти персонажи являются не просто порождением творческого воображения, но и результатом тщательного и вдумчивого изучения жизненных реалий той страны, о которой автор писал свои произведения. В то же время, с какой огромной симпатией описаны в «Повести о Ходже Насреддине» представители простого народа, люди честного труда!
После окончания обучения Леонид Соловьёв много путешествовал по Туркестану, изучая фольклор среднеазиатских народов. Работал в газете «Туркестанская правда», преподавал в ФЗУ в Коканде, работал спецкором газеты «Правда Востока». Судьба Леонида Соловьёва во многом была схожа с судьбами многих представителей его поколения. Динамично развивающаяся страна нуждалась в энергичных гражданах, способных выполнять ту работу, которая требовалась на том или ином участке трудового фронта. В 1927 году рассказ Соловьёва «На Сыр-Дарьинском берегу» получил вторую премию журнала «Мир приключений» (перед этим рассказ был отвергнут редакторами в Ташкенте). Увидев в этом подтверждение своего литературного таланта, Соловьёв в 1930 году приехал в Москву и поступил на литературно-сценарный факультет Института кинематографии, который успешно окончил в 1932 году.
Особой вехой в творческом пути Леонида Соловьёва стал выход в свет его книги «Ленин в творчестве народов Востока» – сборник песен о В. И. Ленине, которые были представлены как переводы узбекских, таджикских и киргизских народных песен и сказаний. Впоследствии высказывались мнения о том, что эти песни написал сам Леонид Соловьёв. Но, поскольку прочных оснований у этих утверждений нет, примем исторический факт в его очевидности. Тем более что экспедиция ташкентского Института языка и литературы в 1933 году подтвердила фольклорные источники этих песен, также были представлены тексты некоторых песен на языке оригинала. Следует отметить, что в условиях бурного развития среднеазиатских народов естественным был всплеск фольклорного творчества. Фигуры реальной политики Советского государства обретали героические черты и становились персонажами фольклорного творчества. Поэтому активное использование образа В.И. Ленина в творчестве народов Востока представляется абсолютно логичным с объективной точки зрения.
В 1932 году вышла в свет первая книга Л. В. Соловьёва – повесть «Кочевье» – о жизни кочевников в годы революции, а два года спустя – сборник повестей и рассказов «Поход „Победителя“». В 1935 году по сценарию Л. В. Соловьёва был снят фильм «Конец полустанка». Как можно видеть, творческое становление писателя происходило активно и в неразрывной связи с жизнью молодого многонационального государства.
Роман «Возмутитель спокойствия» (первая часть «Повести о Ходже Насреддине») был опубликован в «Роман-газете» в 1940-м году, и сразу же стал пользоваться любовью читателей. Роман был экранизирован, и в целом обрёл черты подлинно народного произведения. В нём читатель увидел то, что хотел видеть в литературных персонажах – неизбежность победы правды и справедливости, неизбежность поражения зла и человеческих пороков, триумф жизнелюбия и честности, а также всех лучших качеств человеческой природы. Книга неоднократно переиздавалась, была переведена на иностранные языки. В соавторстве в В.С. Витковичем были написаны сценарии фильмов «Насреддин в Бухаре» (1943) и «Похождения Насреддина» (1946). Собственно, уже только одна «Повесть о Ходже Насреддине» было способна обеспечить Леониду Соловьёву вечное почётное место в советской литературе. Прославляющая честный труд, неприятие зла и пороков, эта книга написана на столь высоком универсальном уровне, что её консолидирующее значение трудно переоценить. Братство людей честного труда и любовь к Отечеству – вот главный пафос «Повести о Ходже Насреддине». Именно в этом секрет её неизбывной популярности у читателей.
«…Он любил свою родину, и не было в мире большей любви у этого хитрого весельчака с чёрной бородкой на меднозагорелом лице и лукавыми искрами в ясных глазах. Чем дальше от Бухары скитался он в заплатанном халате, засаленной тюбетейке и порванных сапогах, тем сильнее он любил Бухару и тосковал по ней. В своем изгнании он всё время помнил узкие улички, где арба, проезжая, боронит по обе стороны глиняные заборы; он помнил высокие минареты с узорными изразцовыми шапками, на которых утром и вечером горит огненный блеск зари, древние, священные карагачи с чернеющими на сучьях огромными гнездами аистов; он помнил дымные чайханы над арыками, в тени лепечущих тополей, дым и чад харчевен, пеструю сутолоку базаров; он помнил горы и реки своей родины, её селения, поля, пастбища и пустыни, и, когда в Багдаде или в Дамаске он встречал соотечественника и узнавал его по узору на тюбетейке и по особому покрою халата, сердце Ходжи Насреддина замирало и дыхание стеснялось».
Повесть «Очарованный принц» (1950), являющаяся второй частью дилогии, продолжает развитие авторских идей и посылов.
Во время Великой Отечественной войны Соловьёв служил в должности военкора газеты «Красный флот» на Чёрном море. Фронтовые рассказы и очерки писателя вошли в сборники «Большой экзамен» (1943) и «Севастопольский камень» (1944). По повести «Иван Никулин – русский матрос» (1943) им был написан киносценарий одноимённого кинофильма (1944).
В жизни Леонида Соловьёва были драматические периоды – он расстался с двумя жёнами, его не миновали невзгоды репрессий… Каждая из этих тем не допускает легковесного отношения и заслуживает отдельного исследования. Страна переживала сложное время, не всё было справедливо. Достоинство человека состоит в том, чтобы не сломаться под ударами судьбы и сохранить себя как личность. Леониду Соловьеву это удалось.
Писатель скончался 9 апреля 1962 года в Ленинграде. Похоронен на Красненьком кладбище, дорожка «Нарвская».
К столетнему юбилею писателя (2006 год) был снят документальный фильм «Возмутитель спокойствия. Леонид Соловьёв»
Произведения Леонида Васильевича Соловьёва изданы и доступны – как для литературоведческого исследования, так и для задушевного чтения. Для многих (в том числе для автора этих строк) «Повесть о Ходже Насреддине» это повод вернуться в годы детства, вспомнить свои первые впечатления от этой удивительной книги, несомненно, оказавшей огромное благотворное влияние на формирование поколений советских людей.
115-летие со дня рождения Леонида Васильевича Соловьёва является достойным поводом вспомнить об одном из талантливых советских писателей, творчество которого не потеряет своего значения благодаря его яркому таланту и вечным общечеловеческим ценностям, воплощённым на страницах его произведений.