Полет «Востока-2»: второй, но тоже уникальный

6-7 августа 1961 года в космосе находился второй космонавт планеты и СССР – Герман Титов. Многое в этом запуске было опробованы впервые и обогатило научные основы советской космической программы.

Собственно говоря, первым, до сих пор не побитым рекордом этого полета стал сам Герман Титов – он доселе является самым молодым космонавтом Земли. Ему было 25 лет на момент запуска. А ещё он стал вторым в истории покорителем космоса и по советской, и по международной нумерации. Американец Джон Гленн, которого запустили на орбиту в феврале 1962 года, был третьим.
Правда, американцы вспоминает и о других «первых астронавтах», Аллане Шепарде и Вирджиле Гриссоме, полеты которых состоялись 5 мая и 21 июля 1961 года, но космическими они являются лишь по версии американцев – это был подъем на высоту больше 100 км, корабли пролетели около 500 км за 15 минут, достигнув скорости в 8 тысяч км/час (втрое ниже первой космической скорости). 
Задачи «Востока-2» были гораздо более масштабные, чем у гагаринского «Востока-1».
Продолжительность полета составила больше суток, за это время корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли. Увеличение продолжительности программы повлекло за собой необходимость и более тщательных расчетов орбиты. 
Как «Восток-1», корабль Германа Титова не был оборудован дублирующей системой тормозных двигателей. Стало быть, при отказе системы торможения единственным шансом для «Востока-2» не остаться в космосе навсегда, было бы пассивное торможение на более низких участках орбиты за счет трения о более плотную атмосферу. А такую траекторию с учетом в 17 раз большей длительности второго полета в сравнении с первым надо было рассчитывать куда более скрупулезно.

Впервые в истории советской космонавтики майор Титов опробовал ручное управление кораблем (полет Гагарина проходил в полностью автоматическом режиме). Кроме того, Герман Степанович провел 10-минутную киносъемку Земли и передавал по радио приветствия жителям стран, над которыми пролетал его корабль. 
Впервые апробировался прием пищи в космосе. Впервые космонавт заснул на орбите. Впервые Титов испытал на себе негативное воздействие невесомости на вестибулярный аппарат. Его устойчивость является обязательным атрибутом любого кандидата в летчики. В группе космонавтов требования еще строже – и на центрифугах с повышенной силой тяжести, и во время полетов на самолете по баллистической кривой, с ощущением настоящей невесомости. 
У Титова после четвертого витка появились легкое головокружение и небольшое подташнивание. Первую помощь ему пришлось изобретать самому – принять удобное положение в кресле, положив голову на подголовник, ограничив ее движения. А полностью неприятные симптомы прошли после сна. Тем не менее, советским медикам еще долго пришлось разрабатывать средства минимизации вестибулярных нарушений у космонавтов, включавшие и диету, и лекарства, и физические упражнения. Лишь после проверки их успешности стали возможны рекордные по продолжительности полеты в космос длительностью больше года… 
После выполнения программы полета приземление «Востока-2» прошло в штатном режиме. Катапультировавшись на высоте 7 км, Герман Титов достиг поверхности Земли в 7 часов 11 минут 7 августа 1961 года вблизи города Красный Кут в Саратовской области. 9 августа Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

***

Больше Герману Степановичу полететь в космос было не суждено. Второго космонавта особенно берегли после трагической гибели Юрия Гагарина в 1968 году. Однако из космонавтики Титов не уходил, оставаясь в отряде космонавтов больше 10 лет, последние два года в качестве руководителя отряда. Он окончил академию Жуковского и академию Генерального штаба, потом перешел на другую, но тоже связанную с космосом работу в Министерства обороны. Это был проект «Спираль» – разработка пилотируемого самолета для суборбитальных полетов со скоростью в разы большей, чем у всех существующих по сей день крылатых машин. Однако программа не была доведена до завершения. 
В октябре 1991 года генерал-полковник Титов ушел в запас, занимал посты в аэрокосмических структурах России, был президентом российской Федерации космонавтики.
Интересная деталь: в момент полета Герман Титов был беспартийным, вступив в КПСС лишь после возвращения с орбиты. После 1991 года он оставался членом КПРФ и депутатом ее фракции в Госдуме. Скончался Титов 20 сентября 2000 года от сердечного приступа. Он ушел в вечность настоящим Героем Советского Союза и героем космоса – вторым в истории человечества. 

 

Художник: Татьяна Атаманова.

5
1
Средняя оценка: 2.89256
Проголосовало: 121