Как начиналась оборона Ленинграда
Как начиналась оборона Ленинграда
8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо немецкой блокады. Фашисты хотели взять и разрушить город в кратчайшие сроки, но им помешал героизм защитников города и умелое командование маршала Жукова.
В планах гитлеровского блицкрига взятие Ленинграда намечалось к середине июля. Однако дивизии группы армий «Север» все больше завязали в обороне Красной армии в Эстонии и на подступах к Ленинграду, где от Нарвского залива до озера Ильмень был создан Лужский оборонительный рубеж. Советские войска успешно держали там оборону до 24 августа и вынуждены были отступить лишь после прорывов на флангах. В конце августа советские войска и флот оставили Таллин, эвакуировавшись по морю в Ленинград.
24 августа немцы взяли Чудово и перерезали железнодорожную линию Ленинград – Москва. 6 сентября их новый бросок привел к захвату Шлиссельбурга и созданию по южному берегу Ладожского озера перешейка шириной от 6 до 12 км, исключавшего возможность сухопутного сообщения с городом на Неве.
Причинами возникновения такой ситуации, которую Ставка верховного главнокомандования оценивала как катастрофическую, были превосходство гитлеровцев и их союзников финнов в живой силе, почти 5-кратное превосходство в авиации, значительный перевес в артиллерии.
Были и серьезные ошибки со стороны командования РККА, которое на этом ТВД первоначально возглавляли военачальники старой формации с боевым опытом Гражданской войны – маршалы Ворошилов и Кулик. «В ходе операции были допущены серьёзные просчёты: распыление сил и средств при организации и проведении контрударов; отсутствие сильных и подвижных резервов; неумение командиров и штабов управлять войсками в сложной боевой обстановке; недостаточное внимание уделялось обеспечению флангов и стыков, а также инженерному оборудованию занимаемых позиций», – пишет Владимир Дейнерис, ведущий научный сотрудник Института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ
11 сентября Сталин сменил командование, отозвав Ворошилова в Москву и вручив дело обороны Жукову. Тому удалось стабилизировать обстановку, отбросив врага на самых важных участках обороны на несколько километров, провести умелые контрудары.
Новому командующему Ленинградским фронтом приходилось при выправлении обстановки прибегать к самым жестким мерам. Жуков издал приказ, согласно которому отступление с занимаемой позиции без распоряжения командования каралось расстрелом. И оправдание этим мерам было: по официальным данным, только с 17 по 19 сентября патрулями в Ленинграде было задержано 4425 дезертиров!
Гитлер вёл против нашей страны войну на уничтожение. В директиве начальника штаба военно-морских сил Германии № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» говорилось:
«2. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица Земли. После поражения Советской России, дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса…
4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Штурмов в ходе Ленинградской оборонительной операции военные историки насчитывают три – 9-13, 16-18, и 23-25 сентября. И все они закончились неудачей благодаря эффективным контрмерам, предпринятым войсками Ленинградского фронта под началом своего нового командующего.
«Если немцы и были остановлены, то этого добились, пустив им кровь, – писал в своей книге «900 дней» американский журналист Г. Солсбери. – Сколько их было перебито в эти сентябрьские дни, никто никогда не подсчитает. У Урицка протекал ручей. Многие дни он был красен от крови немецких солдат… Остановила немцев железная воля Жукова. Он был страшен в эти дни сентября. Нельзя это назвать по-иному, нет другого слова…»
Блокада города, замкнутая немцами 8 сентября, так не и не была прорвана в 1941 году. Командовавший 54-й армией Волховского фронта маршал Кулик не смог начать наступление своей армии, как планировалось, 6 сентября. А немцы 6 сентября атаковали нашу оборону, ставшую хлипкой, и овладели Шлиссельбургом.
20 сентября Кулику прислал телеграмму Сталин: «В эти два дня, 21-го и 22-го, надо пробить брешь во фронте противника и соединиться с ленинградцами, а потом уже будет поздно. Вы очень запоздали. Надо наверстать потерянное время. В противном случае, если вы еще будете запаздывать, немцы успеют превратить каждую деревню в крепость, и вам никогда уже не придется соединиться с ленинградцами».
В конце концов из-за бездействия 54-й армии худшие опасения Ставки оправдались. И хотя 29 сентября Кулик был снят с командования, а его армия передана в подчинение Ленинградскому фронту, серьезно укрепившиеся по сторонам захваченного ими перешейка на южном берегу Ладоги немцы уже не позволили выбить их оттуда.
Возможностей для наступления под Ленинградом крупных сил у РККА осенью 1941 года не было – главной стратегической задачей на тот момент было удержать Москву. Тем не менее, героическая оборона Ленинграда внесла свой вклад в оборону столицы, сковав значительные силы немцев и финнов.
Художник: С. Боим.