Храм, ставший символом Руси
Храм, ставший символом Руси
21 сентября 1051 года в Новгороде был освящен величественный Софийский собор. И хотя он был не первым, построенным на Руси в правление князя Ярослава Мудрого, но значение этого храма в Новгородской республике было неизмеримо выше, чем в других древнерусских городах.
После смерти в 1015 году великого князя Киевского Владимира Святого, крестившего Русь в 988 году, в государстве началась братоубийственная война. Ее жертвами, кроме братьев-князей Бориса и Глеба, пали почти все из многочисленных сыновей Владимира. Год спустя киевским князем стал Ярослав Владимирович, но кровавые стычки в борьбе за власть продолжались. Страна была фактически поделена надвое вплоть до гибели в 1036 году на охоте Мстислава, брата Ярослава, установившего власть над Черниговом и другими русскими землями.
Киевская Русь обрела, наконец, прежнее единство, что позволило Ярославу начать преобразования, в память о которых его правление назвали «золотым веком Руси». После смерти Ярослава в 1054 году вновь вернулась эпоха феодальной раздробленности…
Однако это было позже, а при жизни Великого князя Киевского Ярослава на Руси расцветали ремесла, торговля, образование, строительство. Одной из важных сфер деятельности великого князя было храмостроительство.
Известно, что после крещения Руси князем Владимиром Святым крестьяне, жители других городов за пределами Киева, если и были крещены, то понимали новую веру во многом формально, сохраняя множество языческих обычаев. Было и вооруженное сопротивление христианизации. Факт из Жития свт. Феодора Ростовского, поставленного туда епископом вскоре после 988 года: архиерею довольно скоро пришлось покинуть город из-за угрозы его жизни со стороны воинственных язычников. В 1023 году князю Ярославу Мудрому пришлось вести дружину на усмирение бунта суздальских языческих волхвов. Да и про Новгород в то время летописцы писали, что «крестить его приходилось огнем и мечом».
Новгород среди русских городов занимал особое место, являясь и началом торгового пути «из варяг в греки», и началом русской государственности. Ведь её родоначальники, князья Олег и Игорь, были, соответственно, воеводой и сыном новгородского князя Рюрика из варягов. И после того, как стольным градом стал Киев, город на Волхове оставался питомником великих князей. Новгородскими князьями были поначалу и Владимир Святой, и его сын, Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым.
Владения Новгорода превышали по площади размер всех остальных русских княжеств, вместе взятых, простираясь на Севере до Груманта (Шпицбергена), а на востоке – до Уральского хребта. Особенным было и республиканское политическое устройство у новгородцев.
Новгород был выбран Ярославом Мудрым в качестве места для строительства каменного храма в честь Святой Софии – Премудрости Божией. Еще не слишком стойким в христианстве свободолюбивым и практичным новгородцам требовался зримый и достойный восхищения символ новой веры.
Основное строительство Софийского храма было осуществлено всего за 5 лет, с 1045 по 1050 год. Дальше шли отделочные работы, задержавшие освящение будущей главной церкви Новгорода до сентября 1051 года.
Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и пять основных куполов. Объем собора (без галерей) достигал в длину 27 м и в ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м.
Поныне спорят, кто строил этот величественный храм. Одна из гипотез гласит, что, как и во многих других случаях (например, при постройке Успенского собора Киево-Печерского монастыря в конце 11 века) это делали приглашенные опытные мастера из Византии. Противники этого мнения возражают: на древнем здании нет ни одной «подписи» тогдашних строителей с греческими именами – значатся лишь местные, славянские имена.
Так или иначе, Софийский собор был построен за 5 лет и вскоре освящен. Первые фрески на стенах появились не раньше 1109 года. Были и другие, более поздние усовершенствования. Например, двое массивных бронзовых врат. А уже в XVIII веке к южному и северному фасадам храма были достроены контрфорсы – конструкции, укрепляющие главные стены.
Ярославу Мудрому вполне удалось выполнить свой замысел – дать Новгороду величественный сакральный символ христианской веры. На долгие века после постройки этого храма боевым кличем новгородцев стал клич «За Новгород – и Святую Софию!»
Собор дал название одной из двух частей Новгорода – Софийской стороне; еще одна сторона на другом берегу Волхова носила название Торговой. Софийский собор служил своего рода третьей стороной, по крайней мере, в духовно-нравственном смысле. Когда обитатели Софийской и Торговой сторон устраивали между собой жестокие драки, прекратить столкновение, доходившее порой до смертоубийства, мог только архиепископ, выходивший увещевать дерущихся во главе Крестного хода с почитаемыми иконами и всем клиром.
Владыку тоже выбирали все новгородцы, потому он и пользовался непререкаемым авторитетом, будучи еще и постоянно действующим (в отличии от переизбираемых посадника и тысяцкого) членом высшего руководства города. В значительной мере архиепископ Новгорода был и главой казначейства; в подвалах Святой Софии хранилась городская казна.
Да и сама по себе Новгородская епархия была небедной за счет пожертвований верующих из числа бояр и богатых купцов. В случае необходимости архиепископ мог без труда выставить на свои средства хорошо вооруженный «владычный полк» из воинов-добровольцев. А высшая власть в городе, вече, осуществлялась собиравшимися для этого горожанами на площади перед Софийским собором.
Такое положение сохранялось вплоть до второй половины XVI века, когда при Иване Грозном Новгородская республика окончательно потеряла относительную самостоятельность, ранее урезанную дедом «грозного царя» Иваном III. Однако и после этого величественный собор сохранял свое значение центра религиозной жизни новгородцев и жемчужины древнерусской архитектуры. Таким он остаётся по сей день.
Художник: Людмила Шереметьева.