«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота...»
«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота...»
Эпоха героев Мы часто употребляем слово «герой» в самых разных ситуациях, имя в виду пример для подражания, но вот стать по-настоящему героем мало кто решается стать на самом деле. Ведь для этого нужно не только вырвать себя из привычной среды, безопасной и такой домашней, в шлепанцах, но и каким-то образом нарушить весь традиционный уклад жизни, общие для большинства правила и обычаи, стать не таким как все, приложив при этом недюжинные усилия и тяжёлый труд. К тому же герои по известным причинам часто погибают, а это уже никак не согласуется с нашими планами жить спокойно и без проблем. Это, можно сказать, общий принцип для нас, иначе бы человечество давно уже геройски погибло в схватке с кем и чем угодно. Слаб человек… Но так ли всё однозначно? А следующий вопрос может прозвучать так: откуда же тогда берутся герои и почему нас так притягивает эта «геройская» тема? Разговор пойдёт как раз о героях труда, когда нужно не просто броситься на амбразуру, хотя и это совсем не просто, в подавляющем большинстве случаев даже невозможно, а ежедневным, многочасовым трудом доказывать, что ты можешь, к примеру, вместо обычных по норме семи тонн угля за смену нарубить отбойным молотком 102 тонны «чёрного золота». Чуете разницу? История эта началась в деревне Луговая, что на Орловщине, где в 1905 году родился наш герой – Алексей Стаханов.
В 1927 году Стаханов приехал в Кадиевку, где стал работать на шахте «Центральная-Ирмино», чтобы заработать денег на лошадь. Уже тогда можно было заметить «стахановское» отношение к работе. После работал «тормозным». Паренька, что называется, приметили и он стал коногоном вместе со своей лошадкой «Букетом». Прошёл не один год, прежде чем Алексей попал в забой на обушок. К этому времени в стране как раз вовремя и индустриализация подоспела, и бывший деревенский паренёк получил один из первых воздушный отбойный молоток. В 1933 году в СССР принимается план на вторую пятилетку. По всей стране запускаются новые заводы, повсеместно вводится новое оборудование, в том числе и отечественное. Стране Советов жизненно необходимо было увеличение темпов производства в разы, в десятки раз. В начале тридцатых, в соответствии со сталинским планом, началась механизация шахт в Донбассе. К 1934 году советские электровозы составляли 74 процента от общего количества, закупка зарубежных локомотивов прекратилась вовсе. «Эпоха коногонов» уходила в историю. Остро встал вопрос о повышении добычи угля, который требовали новые уже отстроенные и ещё строящиеся заводы и тепловые электростанции. Мешало отсутствие опыта, нужны были новые люди, те самые герои труда – стахановцы, обученные работать на новом оборудовании с повышенной механизацией труда, что требовало и иного подхода в работе, а не как по старинке с обушком. Предтечей всесоюзного стахановского движения можно считать речь товарища Сталина на выпуске академиков Красной Армии в мае 1935 г., в которой он сформулировал новый лозунг, заостряющий внимание на проблеме кадров. Стахановское движение является высшей ступенью соцсоревнования и ударничества. Исторически закономерно появляется Стаханов. В сентябре 1935-го года он ставит свой знаменитый рекорд. Старт был дан. Его примеру следуют забойщики с других шахт, желая побить его рекорд. Все это широко освещается в советской прессе. Стахановское движение стремительно охватывает всю страну и многие сферы производства. Официальная версия гласит: 30 августа 1935 года в ночную смену в шахту спустились Стаханов, парторг Константин Петров, крепильщики Тихон Борисенко и Гавриил Щеголев. С ними пошли начальник участка Николай Машуров и редактор местной многотиражки. В лаве вырубку угля Стахановым обеспечивали несколько коногонов.
Крепившие за Стахановым Щеголев и Борисенко с трудом поспевали за Стахановым. Всего за 5 часов и 45 минут был установлен рекорд – 102 т угля, что в 14 раз превысило норму выработки. В этот же день о рекорде доложили наркому тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, который сразу разглядел в этом «новое великое дело, зародившееся в шахтерском Донбассе». 2-го сентября в «Правде» появилась статья, в которой отмечалось, что товарищ Стаханов поставил новый всесоюзный рекорд производительности труда на отбойном молотке «в ознаменование 21-й годовщины Международного юношеского дня». Не прошла рекордная добыча угля и мимо западной прессы.
Есть версия, что Стаханова звали не Алексеем. Андрей, либо Александр, никто уже точно не скажет. Когда в газете «Правда» восхваляя рекорд, напечатали «Алексей Стаханов», Стаханов вроде как возмутился и написал письмо Сталину, с просьбой исправить ошибку. Но Сталин ответил: «В “Правде” опечаток не бывает». После чего Стаханову выдали паспорт с новым именем. 11 сентября 1935 года «Правда» рассказала на своих страницах о начале в стране массового «стахановского движения». В тот же день Никита Изотов добыл за смену небывалые 240 тонн – без посторонней помощи. И так по всей стране во многих отраслях производства стахановское движение приобрело всенародный размах. Это хорошо видно по стремительной динамике роста числа стахановцев в автотракторной промышленности. Уже в сентябре на заводах этой отрасли появилось 184 стахановца, в октябре это число выросло до 4 000 человек, а в начале 1936 года в рядах стахановцев состояло уже 16 555 человек. Сталевар Макар Мазай (после пыток и истязаний был расстрелян немцами), фрезеровщик Иван Гудов, машинист паровоза Петр Кривонос (у всех троих судьба связана с Донбассом), текстильщицы Дуся и Маруся Виноградовы, трактористка Паша Ангелина – тоже из Донбасса.
Период лихой кавалерийской «стахановской атаки» когда попытались перевести всю промышленность на «метод Стаханова» был свёрнут весной 1936 года. Завод или фабрику на коллективную стахановскую работу не перевести временными ударными темпами на отдельных участках производства. Для этого требуется серьёзная организационно-техническая перестройка производства и включение всё более широких масс трудящихся в стахановский процесс. Задача номер один, которая стояла перед советской промышленностью, заключалась в переводе заводов и фабрик на постоянную, планомерную работу по-стахановски. Первыми крупными коллективами, перешедшими на стахановский метод, стали главные конвейеры автотракторных заводов. Напряжённая работа смежников, обработчиков и заготовителей обеспечивали достаточный запас составляющих материалов для работы главных конвейеров. Сталинградский тракторный, а затем Харьковский тракторный заводы смогли перевести к декабрю 1935 года свои главные конвейеры на работу ударными стахановскими темпами. Мощность конвейеров была повышена в два раза. В ноябре 1935 года главные конвейеры СТЗ и ХТЗ выпускали в смену по 72 машины. В декабре, после перехода на стахановские методы работы, с конвейеров в смену сходило по 150 тракторов. При этом было отмечено снижение количества брака. Советская власть 30-х годов, в отличие от хрущёвской антирабочей политики начала 60-х годов снижения заработной платы путём повышения норм выработки, достойно и строго в соответствии с нормами оплаты, платила рабочим в прямой зависимости от выработки.
Забойщик Мирон Дюканов:
– Раньше я зарабатывал по 550-600 рублей... Сейчас, за сентябрь, я за 16 выходов, поскольку нас кое-куда таскают, заработал 1338 рублей. А если бы не таскали – больше двух тысяч... Кузнец Бусыгин через месяц после своего рекорда получил от завода отдельную квартиру с полной обстановкой.
Горьковский кузнец Александр Бусыгин:
– Зарабатывал я раньше 300-350 рублей, в сентябре же заработал 690 да 130 вышло по прогрессивке и еще 223 рубля за уменьшение брака – всего вышло 1043 рубля.
Бригада, которой руководил Александр Харитонович Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем – 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина. Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского. О чудо-кузнеце прослышали и в Америке. Американские хозяева заводов, газет, пароходов передали личное приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что Бусыгин ответил:
– Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота.
Наверное, в этих словах и кроется тайна трудового и, в недалёком будущем, фронтового «героизма» народа. Столь массовое явление как стахановское движение, в стране, которая не просто «поднималась с колен», а стремительно выходила в мировые лидеры после того, как её чуть не разорвали на куски наши зарубежные «уважаемые партнёры» в Гражданскую, не может быть объяснено одной лишь материальной заинтересованностью. Был ли Стаханов героем? Безусловно, был и на фронт просился, но умер в больнице – не в психиатрической лечебнице, как об этом любят рассказывать сегодня. Но это нисколько не умаляет его трудовой подвиг, ставший примером для миллионов стахановцев. Та страна была действительно для людей заботливой Родиной-матерью и вот это единение интересов народа и государства и родило невиданное доселе количество героев в тылу и на фронте. Без подвига стахановцев невозможно было победить и в схватке с германским фашизмом. Да и страна Советов была исключительно героическая, кто бы и что сейчас нам ни говорил. Нынешним «поднимателям с колен» только и остаётся, что возводить злобную, истеричную хулу на СССР, в виду полной своей неспособности повторить хотя бы сотую часть того, что было сделано в великую советскую эпоху. Вопрос в том, кто поставил великую империю Советов на колени? И кто сегодня «герой нашего времени»? Взяточник, вор, карьерист, охамевший пан, циник, лжец и мародёр, раздобревший за счёт присвоения результат труда нескольких поколений советского народа. А мой Донбасс – родина стахановского движения, вновь на передовой борьбы с фашизмом, семь лет уж как, восьмой идёт. Донбасс тоже – герой нашего времени.