Как испытания ядерного оружия стали подземными
Как испытания ядерного оружия стали подземными
60 лет назад на Семипалатинском полигоне был произведен первый в СССР подземный ядерный взрыв. Это произошло 11 октября 1961 года.
Расчетная мощность взорванного тогда ядерного устройства составляла всего 1 килотонну в тротиловом эквиваленте – в 10 раз меньше, чем было у бомб, сброшенных американцами на Хиросиму и Нагасаки.
К этому взрыву советские ученые и техники готовились очень тщательно. В горе Дегелен была пробита штольня длиной 380 метров, её концевой участок, где было заложено ядерное устройство, находился на глубине 125 метров.
Изолировали штольню от окружающей среды в три слоя с помощью щебенки, железобетонных клиньев и прочих крепких материалов. Расчеты оказались верными, после взрыва радиоактивных выбросов в воздухе обнаружено не было.
Правда, вершина горы Дегелен в момент взрыва приподнялась, стряхнув с себя снег, в воздух поднялось пылевое облако. Однако скальное основание испытательной площадки устояло. В отрезке штольни, расположенном ближе всего к выходу, нормально сработали научные приборы.
Как выяснилось в ходе эксперимента, подземный ядерный взрыв оказался наиболее чистым в плане воздействия на окружающую среду радиации. Опасные газы с радиоактивными изотопами в значительной мере поглощались окружающими эпицентр взрыва горными породами, а затем в считанные дни распадались.
***
Со временем издержки таких испытаний становились более серьезными. Достаточно вспомнить о международном скандале после взрыва американской водородной бомбы на атоле Бикини в 1954 году, когда под радиоактивное облако попала находившаяся за 170 км от атолла японская рыболовная шхуна «Фукурю-мару»; большая часть членов экипажа шхуны заболела лучевой болезнью, отмечались и смертельные случаи. Так что словосочетание «ядерная зима» появилось не на пустом месте. Оно родилось из опыта открытых испытаний атомных и водородных бомб в 40-50-е годы.
Уже в 1958 году правительства США, Великобритании и СССР в качестве жеста доброй воли прекратили такие испытания в трех средах – на земле, в воздухе и в океане. Полномасштабный договор о таком запрете был подписан этими странами в 1963 году. Ядерные взрывы в трех средах правительством СССР были навсегда прекращены.
На Семипалатинского полигоне с 1949 по 1963 атмосферных ядерных испытаний успели провести 125. После этого проводились уже только подземные; их до 1990 года было 363. Далеко не все они проводились в военных целях – часть из них имела научную направленность: например, для сейсмических исследований земных недр, с целью создания подземных полостей и интенсификации нефте- и газодобычи, нередко – при аварийном тушении загоревшихся газовых факелов.
Вокруг ядерных испытаний всегда много шума. Можно спорить, насколько критически важным является использование подземных ядерных взрывов в мирных целях, но то, что в целях военных без них было не обойтись, это точно.
Единственной ядерной бомбой, которая была использована в боевых целях без предварительных испытаний, был сброшенный американцами на Хиросиму «Малыш». Прототип следующей бомбы, «Толстяка», сброшенной тремя дня позже на Нагасаки, был предварительно испытан учеными из Манхэттенского проекта в апреле 1945 на полигоне в пустыне Аламогордо.
Есть данные, что некоторые неофициальные члены ядерного клуба, вроде ЮАР, тоже пополняли свои ядерные арсеналы бомбами такого типа, не проверяя их на полигонах. Конечно, при пополнении многотысячных по количеству боеголовок арсеналов сверхдержав такая схема непригодна. И ученые, и военные, и политики должны точно знать, насколько надежно находящееся у них в руках оружие стратегического сдерживания, благодаря которому на планете уже 76 лет не было мировой войны.
Под конец – небольшая справка о последствиях для сельского хозяйства близлежащих к Семипалатинскому полигону территорий. Сегодня там расположены 57 крестьянских хозяйств, общая площадь которых составляет 51,7 тысячи гектаров. В этих хозяйствах содержатся 13 тысяч голов овец, 600 голов лошадей и 2,5 тысячи голов крупного рогатого скота. В Павлодарской области на землях бывшего полигона располагаются отгонные участки двух хозяйствующих субъектов Майского района – племенное крестьянское хозяйство «Май» и ТОО «Ақжар Өндіріс». Общая площадь используемых земель составляет 15 802 гектара.
Службы санитарного и потребительского надзора Казахстана не запрещают реализации этими хозяйствами их продукции по той простой причине, что она полностью безопасна. И так же преувеличен вред для экологии подземных ядерных испытаний.
Безусловно, прекращение таких испытаний в начале 90-х годов было правомерно и обосновано – с появлением в руках ученых вычислительной техники, позволяющей рассчитывать многие аспекты ядерных реакций в лабораториях. А пока такой техники не было, подземные ядерные испытания являлись необходимым этапом в развитии прикладной ядерной физики и ее использовании в военных и мирных целях.