Уралвагонзавод: 85 лет в труде и обороне

11 октября 1936 года с конвейера нового завода в Нижнем Тагиле сошли первые вагоны. С тех пор на счету уральского промышленного гиганта множество рекордов по выпуску продукции как мирного, так и военного назначения, в первую очередь – советских и российских танков от Т-34 до новейшей «Арматы».

Завод строился около 5 лет, его закладывали с расчетом на руду и уголь Уральско-Кузнецкого бассейна. И хотя трудностей у страны хватало, Уралвагонзавод возводился с учетом лучших достижений мирового опыта вагоностроениия.
Вершиной этого опыта в дореволюционной России были двухосные вагоны с максимальной нагрузкой до 16,5 тонн. Даже для перевозки обычных грузов не очень удобно: железнодорожный состав имеет вдвое большую длину, нежели на основе четырехосных платформ. А при перевозке тяжелой военной техники это неудобство становится критическим. Если легкие танки вроде БТ-7 весом в 14 тонн еще подходили для перевозки дореволюционными платформами, то более современные Т-34 (26 тонн) и тяжелые танки середины 30-х годов перевозить по железной дороге приходилось с большими ухищрениями. А своим ходом такая техника долго идти не могла. Печальный опыт приграничных сражений июня 1941 года, когда отдельные механизированные корпуса Красной Армии теряли на многосоткилометровых маршах 50, а то и 70 процентов бронетехники из-за поломок, тому подтверждение.

Находившийся в ведении гражданского Наркомата путей сообщения Уралвагонзавод выпустил до начала войны 35 тысяч вагонов – больше, чем все предприятия СССР за тот же период.

Звездный час для заводчан Нижнего Тагила наступил с началом Великой Отечественной войны, когда в считанные месяцы была проведена невиданная в истории массовая эвакуация оборонных заводов на Восток, в первую очередь на Урал.

Уралвагонзавод стал базой для десятка с лишним оборонных предприятий, в том числе для завода №183 из Харькова, впервые в СССР наладившего выпуск тридцатьчетверок. В Нижнем Тагиле до конца войны было выпущено больше 25 тысяч Т-34 – больше половины всех советских танков этого типа! Помогло этому поточно-конвейерное планирование производственных линий, благодаря которому уральчане смогли изготавливать для фронта по эшелону танков ежедневно. А многочисленные ноу-хау советских ученых (например, уникальные технологии автоматической сварки корпуса по методу академика Патона) удешевили и ускорили процесс выпуска.

И когда летом 1943 года немецкая промышленность, наконец, смогла выпустить танки, способные на равных сражаться с нашими тридцатьчетверками – «Тигры» и «Пантеры», то выяснилось, что трудоемкость изготовления «Пантер» (лучшего немецкого танка времен войны) в 8,5 раз выше, чем у Т-34! Гитлеровский Рейх оказался неспособен конкурировать в войне моторов с танковой промышленностью СССР. 

 ***

Победа в Великой Отечественной войне вновь дала Уралвагонзаводу возможность перейти на выпуск мирной продукции – более трети вагонов на советских железных дорогах было выпущено в Нижнем Тагиле. Однако и хорошо налаженное производство танков не было прекращено. В начале 50-х на смену Т-34 пришли более современные модели Т-54 и Т-55. Первый из этих танков имел, например, стабилизацию наведения пушки, что позволяло вести огонь на ходу, не останавливаясь перед каждым выстрелом, как в годы войны. Второй был приспособлен для боевых действий в условиях применения противником ядерного оружия. К 1956 году гарантийный пробег Т-54 без ремонта был доведен до фантастических для подобных многотонных машин 10 тысяч километров.

Шли годы, менялись модели выпускаемых Уралвагонзаводом танков. Т-62, Т-72, Т-90… Не менялось одно – нижнетагильский гигант обеспечивал выпуск около двух третей тяжелой бронетехники для Советской Армии и ее союзников. Одних только уральских Т-72 в танковых частях СССР к 1991 году было около 47%.

Тяжело ударила по Уралвагонзаводу горбачёвская перестройка. Гособоронзаказ завода на бронетехнику в течение десяти лет сократился в 31 раз (!) – с 1559 танков в 1985 году до 50 штук в 1995-м, а затем вообще исчез. Был прекращён и экспорт танков. Первый Т-72 после развала СССР заводчанам удалось продать с огромным трудом лишь в 1997 году.

К счастью, Уралвагонзавод задумывался для выпуска продукции двойного назначения, годной и для мирных, и для военных потребностей, так что «конверсию» горбачевского образца, с выпуском кастрюль вместо высокотехнологичного вооружения, там проводить не пришлось. Стране все равно требовались хорошие и недорогие вагоны, а тут труженики Нижнего Тагила были вне конкуренции.

Позже военный компонент нижнетагильского производства стал вновь востребованным. И ныне на зарубежных рынках вооружений пользуются спросом танки Т-90с. Здесь же, на Уралвагонзаводе, в последние годы начато производство самого современного (и единственного в мире!) танка третьего послевоенного поколения «Армата», а также тяжелых боевых машин пехоты на его базе, в которых пехотинцы почти неуязвимы для вражеского огня. 

Всего на Уралвагонзаводе за все 85 лет его славной истории было выпущено больше 100 тысяч танков – абсолютный рекорд для предприятий такого профиля! Новых успехов вам, нижнетагильцы! 

5
1
Средняя оценка: 2.78146
Проголосовало: 151