«Все мы должны у него учиться…»
«Все мы должны у него учиться…»
1 октября – 230 лет со дня рождения Сергея Аксакова
Сама жизнь классика русской литературы Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859), тонкого и глубокого знатока человеческой души, как удивительная книга. Литература вошла в жизнь Серёжи Аксакова в детстве. Когда ему было всего 4 года, он уже свободно читал.
Приехав из провинции в столицы, Аксаков проявил себя, свой талант и в Петербурге, и в Москве. Он был одним из первых литературных и театральных критиков в России.
Вся Россия с нетерпением ждала статей Сергея Тимофеевича, посвящённых новым произведениям А. С. Пушкина, М. Н. Загоскина, князя А. А. Шаховского, других русских писателей-современников.
Он первым понял и оценил талант великих русских актёров П. А. Каратыгина, П. С. Мочалова, М. С. Щепкина, защищал их от необоснованной критики. И поэтому театральная публика старались не пропустить статей Аксакова о русском национальном театре в лице его главнейших представителей.
Его «лебединая песня» в последние 15 лет жизни – мастер художественной прозы и мемуарист.
Современник Н. М. Карамзина и Г. Р. Державина, И. В. Киреевского и А. И. Писарева, И. С. Тургенева и С. П. Шевырева, близкий друг Н. В. Гоголя и М. С. Щепкина, Сергей Тимофеевич написал прекрасные воспоминания о них, ставшие непреходящим свидетельством эпохи.
Книги Сергея Тимофеевича Аксакова проникнуты удивительным, аксаковским «чувством природы». Они придают читателю, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, «твердость воли и чистоту помышлений», обогащают не только охотничью литературу, но и «общую нашу словесность».
«Все мы должны у него учиться», – подчёркивал Тургенев, восхищаясь языком аксаковской прозы.
И это мнение его младшего современника справедливо: ведь Сергей Тимофеевич оказал благоприятное влияние на творчество не только самого Ивана Сергеевича, но и Гоголя, Льва Толстова, других писателей ХIХ века, чьи имена являются гордостью русской литературы.
Глубокий интерес к жизни глубинной России, откуда берут корни древнего дворянского аксаковского рода, простота и естественность лежат в основе не только прославленной автобиографической трилогии Сергея Тимофеевича («Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника», «Воспоминания»), но видны уже и в первом его небольшом реалистическом очерке «Буран» (1834), «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), в «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» (1855).
Сергей Тимофеевич свободно владел французским, немецким и английским языками. Он перевёл на русский множество иностранных произведений, в том числе и несколько пьес великого Мольера.
Аксаков известен и как государственный чиновник и видный общественный деятель, неутомимый пропагандист столь любезных сердцу русского человека охоты и рыбалки.
В одном из самых своих известных стихотворений (он начал писать их в юности и продолжал писать всю жизнь) Сергей Тимофеевич восклицает:
…Ухожу я в мир природы,
В мир спокойствия, свободы,
В царство рыб и куликов,
На свои родные воды,
На простор степных лугов,
В тень прохладную лесов
И – в свои младые годы.
(Отрывок из послания к М. А. Дмитриеву, 1850)
Сергей Тимофеевич Аксаков – прародитель славного рода, подарившего России выдающихся литераторов и общественных деятелей. У него было четыре сына и семь дочерей.
Сын Сергея Тимофеевича Григорий прославился честным и прилежным исполнением своих обязанностей на посту Оренбургского, Самарского и Уфимского губернатора.
Сыновья Константин и Иван – известные публицисты и идеологи славянофильства.
Дочери Вера, Надежда и София оставили богатое эпистолярное, художественное и литературное наследие.
***
В 1833 году Сергей Тимофеевич написал своё первое значительное прозаическое произведение – очерк «Буран», в котором проявился яркий писательский талант Аксакова.
«Буран», подготовленный его предыдущим литературным опытом, был анонимно опубликован в 1834 году в альманахе «Денница».
Этот очерк, в основе сюжета которого реальное событие (о нём Аксаков знал со слов очевидцев), уже нёс в себе основные черты будущего творчества Сергея Тимофеевича. Главной чертой был, несомненно, пристальный интерес к живой действительности. Примечательно и то, что в нём уже намечаются те черты аксаковской поэтики, которые станут характерными спустя два десятилетия.
Картина разбушевавшейся природы в очерке у Аксакова стала классическим образцом пейзажной живописи в литературе. До этого подобным образом описывал природу только Пушкин.
После публикации «Буран» получил высокие оценки критиков. И не только друзей и соратников Аксакова. Так, Николай Полевой, не подозревавший о том, что автором очерка является его идейный противник Аксаков, опубликовал хвалебную заметку в «Московском телеграфе».
По достоинству оценил описание бурана и Александр Сергеевич Пушкин. Изображение метели в его «Капитанской дочке» было написано под впечатлением от этого короткого аксаковского очерка.
По словам современного исследователя творчества Аксакова Семёна Машинского есть сходство картин метели у Аксакова и во второй главе «Капитанской дочки» Пушкина, написанной позднее: «…картина разбушевавшейся природы выписана в очерке с такой силой поэтической выразительности, с такой мужественной простотой и лаконичностью красок, как это умел делать до тех пор в русской прозе один Пушкин».
Опыт аксаковского описания бурана вдохновил и Льва Толстого, который написал рассказ «Метель».
«Скажите, пожалуйста, графу Толстому, – отметит Сергей Тимофеевич в своём письме к И. С. Тургеневу, – что “Метель” – превосходный рассказ. Я могу об этом судить лучше многих...».
***
Аксаков досконально знал творчество Пушкина, был покорён его гением. В доме Сергея Тимофеевича высоко ценились произведения Александра Сергеевича.
В 1827 году в первый номер журнала «Московский вестник» Аксаков, сотрудник литературного отдела этого журнала, включил монолог Пимена из трагедии Пушкина «Борис Годунов».
Сергей Тимофеевич познакомился с Пушкиным в 1829 году. Сохранились сведения об их встречах у М.П. Погодина 27 марта и в конце апреля 1829 года перед отъездом Александра Сергеевича на Кавказ.
23 марта 1830 года Аксаков написал для «Московского вестника» статью о достоинствах и значении поэзии Пушкина. Здесь он защитил своего любимого поэта от нападок Николая Полевого.
По словам Сергея Тимофеевича, Пушкин «имеет такого рода достоинство, какого не имел ещё ни один русский поэт-стихотворец: силу и точность в изображениях не только видимых предметов, но мгновенных движений души человеческой, свою особенную чувствительность, сопровождаемую горькой усмешкой».
Аксаков особо подчеркивал, что «многие его стихи, огненными чертами врезанные в душу читателей, сделались народным достоянием».
Статья Аксакова была напечатана в «Московском вестнике» без подписи. Пушкин, не зная, кто автор публикации, сказал в присутствии Сергея Тимофеевича (на одной из их встреч 29 марта или 9 апреля 1830 года):
«Никто никогда не говорил обо мне, то есть о моём даровании, так верно, как говорит в последнем номере "Московского вестника" какой-то неизвестный барин».
***
С конца 1820-х годов дом Аксаковых в Москве – радушный, патриархальный и хлебосольный – был, по выражению современников, «ярким, греющим средоточием, куда стекались все даровитые деятели».
На знаменитые аксаковские «субботы» собирались видные писатели, учёные, актёры. Они обсуждали положение дел в литературе, в театре, читали новые художественные произведения, вели споры о политическом положении России.
Постоянными посетителями «суббот» были актёры М.С. Щепкин и П.С. Мочалов, физик, философ и агроном М.Г. Павлов, историк, писатель и журналист М.П. Погодин; критик, эстетик и журналист Н.И. Надеждин и многие другие. Дружеские отношения с семьей Аксаковых связывали В.Г. Белинского, Т.Н. Грановского, Ап.А. Григорьева.
***
Начиная с 1840-х годов на «субботах» аксаковский дом в Москве становится одним из центров формирующегося славянофильства. А с 1843 года местом субботних собраний становится и подмосковная усадьба Абрамцево, где поселились Аксаковы.
И здесь и там шли споры между западниками и славянофилами. Организационно славянофильство оформилось именно в доме Аксакова, сыновья которого, Константин и Иван, были ведущими идеологами этого направления.
Творчество Сергея Тимофеевича сопричастно славянофильскому мироощущению – вере в самобытность России, в духовное значение патриархальных устоев русской жизни.
***
Исключительное место в круге чтения Сергея Тимофеевича занимал Гоголь. Пристально следя за литературой, он (это особенно характерно для мира чтения зрелого Аксакова – верное внутреннее чувство и вкус) сразу оценил «свежие, прелестные и благоуханные» рассказы о Диканьке, а в «Тарасе Бульбе» и в «Старосветских помещиках» безошибочно угадал «великого художника с глубоким и важным значением».
Проникаясь благоговением перед Гоголем как художником, Сергей Тимофеевич прочитал «Ревизора» с таким увлечением, с каким «конечно, никто никогда не читал».
В 1832 году в дом Сергея Тимофеевича, на одну из аксаковских «суббот», Гоголя привёл М.Н. Погодин. С тех пор, приезжая в Москву, Николай Васильевич неизменно бывал у Аксаковых, где к нему всегда испытывали «чувство глубокого, беспредельного уважения».
И Гоголь знал цену такого отношения – 15 мая 1836 года он писал своему почитателю о постановке «Ревизора»:
«Участие Ваше меня тронуло. Приятно думать, что среди многолюдной, не благоволящей толпы скрывается тесный кружок избранных, поверяющих творения наши верным внутренним чувством и вкусом…».
***
Часто бывал Гоголь у Аксаковых и в подмосковной усадьбе Абрамцево. В этом заповедном уголке на берегах речки Вори, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, в 57 километрах от Москвы, всё радовало Сергея Тимофеевича: местоположение, удобный старинный дом в прекрасном парке, купание в Воре, обширные леса, изобилующие грибами, громадный пруд под мельницей с богатой ловлей рыб.
Аксаков называл Абрамцево «премилой деревенькой», «чудом», «раем земным».
Сюда любили приезжать друзья, знакомые погостить, обсудить литературные новости, прочитать новые произведения, послушать музыку.
Во время своих визитов в Абрамцево Николай Васильевич Гоголь гулял по рощам, собирал грибы, а вечерами с напряжённым вниманием вслушивался в рассказы Аксакова о природе, о местах его детства и юности. И каждый раз настойчиво убеждал его перенести всё на бумагу:
«Мне кажется, что, если бы Вы стали диктовать кому-нибудь воспоминания прежней жизни Вашей и встречи со всеми людьми, с которыми Вам случалось встретиться, с верными описаниями характера их, Вы бы усладили много этим последние дни Ваши, а между тем доставили бы детям своим много полезных в жизни уроков, а всем соотечественникам лучшее познание русского человека».
Аксаков послушался мудрого совета. Здесь, в Абрамцеве, он частично написал, а большей частью продиктовал свои великолепные произведения об ужении рыб и охоте, автобиографическую трилогию, воспоминания.
В 1840-е годы зрение Сергея Тимофеевича начало слабеть, и в конце жизни он не мог писать самостоятельно и диктовал свои сочинения дочери Вере.
В 1844 году Аксаков сообщал в письме Гоголю:
«Я затеял написать книжку об уженье не только в техническом отношении, но в отношении к природе вообще: страстный рыбак у меня так же страстно любит и красоты природы… Надеюсь, что эта книжка не только будет приятна охотнику удить, но и всякому, чьё сердце открыто впечатлениям раннего утра, позднего вечера, роскошного полдня».
В августе 1849 года Гоголь в Абрамцеве читал семье Аксаковых первую главу второго тома «Мёртвых душ». Это чтение вызвало у Сергея Тимофеевича «восторг, упоение, полное счастье». Он прохаживался по комнате, подходил к автору, жал его руки и повторял: «Гениально, гениально!»
На другой день Гоголь уехал в Москву, а когда Сергей Тимофеевич написал ему письмо по поводу прочитанного, Николай Васильевич нанял карету и в тот же день вновь приехал в Абрамцево.
***
Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и художественную прозу стал писать, когда ему было уже далеко за пятьдесят.
К вымыслу у него «душа не лежала», а потому в своих книгах Аксаков просто рассказал о том, что лучше всего знал и любил.
«Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка.
«Превосходная книга Аксакова "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии", – отметил Н. А. Некрасов, – облетела всю Россию».
***
Главный труд Сергея Тимофеевича Аксакова – его автобиографическая трилогия («Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника», «Воспоминания») завершена им на склоне лет, в 1856 году.
Это история трёх поколений семьи Аксаковых, изображённой под именем Багровых. Героями его произведений были родственники, друзья, крестьяне окрестных деревень, он сам.
Удивительную трилогию знала вся читающая Россия, пленённая чистотой помыслов её героев, поэтичностью, красотой и богатством народного языка, гражданственностью, глубоким национальным колоритом.
Вот в чём секрет волшебной силы искусства Аксакова. И сколько бы лет ни минуло, всё новые и новые поколения читателей будут обращаться к этой удивительной, бессмертной прозе, рисующей зримые картины давно ушедшей, но такой притягательно-родной жизни нашего Отечества.
***
В качестве приложения к книге «Детские годы Багрова – внука» Аксаков опубликовал одно из самых известных своих произведений – сказку «Аленький цветочек». А в основном тексте книги рассказал историю этой сказки, услышанной от ключницы Пелагеи.
Первоначальным названием сказки было «Оленькин цветочек». И была она посвящена внучке Сергея Тимофеевича – Ольге, дочери Григория Сергеевича Аксакова.
О работе над «Аленьким цветочком» Аксаков рассказывал в письме сыну Ивану Сергеевичу:
«Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я… принялся реставрировать эту сказку».
Сказка «Аленький цветочек» стала для многих читателей самым любимым, самым известным, самым запоминающимся произведением Сергея Тимофеевича.
…Уже в XX веке, подобно множеству других читателей, будущий знаменитый писатель Владимир Солоухин начал знакомство с творчеством Аксакова через волшебство, сказку.
«Неторопливая манера повествования, – отмечал он, – ясность мыслей и чувств, чистота языка и яркость его, несмотря на кажущуюся простоту, огромная художественная выразительность при кажущейся незатейливости – всё это приводит к тому, что книги Аксакова читаются с наслаждением».
***
Скончался Сергей Тимофеевич Аксаков 30 апреля 1859 года в Москве, не завершив всего, что задумал.
…До последних дней жизни Сергей Тимофеевич не утратил живого интереса к жизни, ко всему новому, значительному, что происходило в литературе. И это при том, что он почти потерял зрение, что его одолевали тяжёлые недуги.
И путь Аксакова-читателя и критика представляется удивительным – вся русская литература первой половины XIX века прошла перед ним. Начинал он с чтения Хераскова и Сумарокова, а заканчивал произведениями Льва Толстого, с которым познакомился в последние годы жизни.
А ещё были встречи и беседы с Салтыковым-Щедриным, Тютчевым, произведения которых знали в семействе Аксаковых.
Об Аксакове говорили, что всю жизнь он духовно рос вместе с веком. В своих произведениях Сергей Тимофеевич не стремился к гневному обличению крепостничества: он просто правдиво показывал все стороны жизни того времени в России.
***
Произведения Аксакова живут, радуя читателей. Они издаются и переиздаются в России, переводятся на многие языки мира.
Душевный покой и радость обретает каждый, кто читает произведения Сергея Тимофеевича. И чем больше проходит времени, отделяющего нас от «старика Аксакова» и его эпохи, тем сильнее тревога за судьбу Земли и людей, тем дороже для нас мудрое, чистое, как родник, аксаковское слово.
А его потомки, как и все мы, задумывающиеся о будущем России, стараются следовать заветам Сергея Тимофеевича.
«Эпохи меняются, но главные ценности остаются прежними, аксаковскими, – отмечает одна из потомков писателя Мария Аксакова, – любовь и уважение к семье, к Родине и к русскому языку!»
Художник: К. Трутовский.