28 героев-панфиловцев: бессмертие подвига – и лживость его очернителей

16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково 28 бойцов дивизии генерала Панфилова, защищавшей Москву, встали на пути полусотни гитлеровских танков, ценой своей жизни уничтожив 18 из них. 

Гитлеровские войска продолжали рваться к Москве. Очередным рубежом обороны Красной Армии, изматывавшей преобладающие силы врага в кровопролитных оборонительных боях, стало Волоколамское шоссе. Защищали его воины 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Панфилова.

Иван Васильевичу, служившему военным комиссаром Киргизской ССР, с началом войны выпала сложная задача – за считанные недели создать из призывников и добровольцев Казахстана и Киргизии боеспособное подразделение. Советский генерал справился с этой задачей на отлично. Его бойцы были обучены не просто стрельбе и элементарным приемам на поле боя – их приучали к мысли, что бояться вражеских танков не надо. «Танк – это просто трактор, только с пушкой», – шутил Панфилов. Эта бесхитростная острота повышала боевой дух вчерашних колхозников.

Подразделение вступило в бой в середине октября, заняв позиции Волоколамского укрепрайона. На протяжении месяца бойцы дивизии успешно отражали атаки втрое превосходящих сил противника, но силы дивизии таяли.

Расстояние от разъезда Дубосеково, ставшего одним из узлов обороны на 16 ноября, до столицы – всего 116 километров. На этих позициях закрепились бойцы 4-й роты 1075-го полка панфиловской дивизии. На них и обрушился удар передовых подразделений 2-й танковой дивизии гитлеровцев. 

В ходе 4-часового боя с двумя волнами вражеских танков 28 бойцов-панфиловцев под командованием политрука Клочкова удерживали оборону до тех пор, пока могли держать в руках оружие. Они погибли почти все, но ценой беспримерного мужества задержали врага, уничтожив 18 его танков.

Очень скоро о подвиге написали в газетах. Наибольшую известность приобрели публикации в «Красной звезде» военного журналиста Кривицкого. 28 ноября вышла статья «Завещание 28 павших героев», а 22 января 1942 года вышла и вторая статья «О 28 павших героях» с их поименным списком.

Миллионам советских бойцов стали известны имена 28 павших героев и подробности их подвига. Крылатыми стали слова политрука Клочкова: «Велика Россия – а отступать некуда, позади – Москва!» И в результате Московской наступательной операции зимы 1941 года немцы были отброшены от столицы на сотни километров.

21 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР защитникам Москвы было присвоено заслуженное звание Героев Советского Союза.

***

Увы, величие этого подвига уже вскоре стало подвергаться сомнениям и даже прямым обвинениям во лжи. Ссылаются на «секретный доклад» Главного военного прокурора СССР Афанасьева (1948 год) по результатам проверки происходивших в ноябре 1941 года событий. 

Многие историки не без оснований считают этот текст либо фальшивкой, либо конъюнктурно состряпанной военными прокурорами заказухой, направленной против маршала Жукова, на то время оказавшегося в опале. 

Внимательные исследователи доклада Главной военной прокуратуры отмечают: записка, адресованная секретарю ЦК Жданову, одному из близких соратников Сталина и влиятельнейшему государственному деятелю, не имеет ни личной подписи прокурора Сафонова, ни даже указания должности юриста, что в документах такого рода является недопустимым.

Доклад изобилует откровенными несуразностями. Например, в качестве «доказательства» в тексте приводится свидетельство местных колхозников, о том, что ими было найдено и похоронено после боев всего несколько тел советских бойцов (но не 28 и даже не 22, погибших непосредственно во время боя). И при этом цитируются показания командира 1075-го полка полковника Капрова о том, что у Дубосеково вела тяжелый бой вся 4-я рота – и из 130 бойцов ее личного состава погибло больше сотни.

Неудивительно, что подобное «расследование» было положено руководством страны под сукно. Если, конечно, документ вообще существовал, а не стал более поздним подлогом. 

Попытки поставить под сомнение подвиг 28 панфиловцев предпринимались и позднее. Например, в статье Э. Кардина «Легенды и факты», опубликованной в 1966 году в «Новом мире». Автор подверг сомнению не только этот эпизод, но и победы Красной Армии под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года, выстрел «Авроры» по Зимнему и прочие, по его мнению, «легенды». 

Что ж, «борьба со сталинизмом», начатая Хрущевым, наверное, этого и требовала. В итоге пришлось вмешаться лично Брежневу, резко осудившему попытки кардиных ревизовать историю страны-победительницы.

«Доклад о 28-панфиловцах» с сейчас с удовольствием используется теми, кто любит рассуждать, что «никакого подвига 28 героев не было». 

Да, в военные годы некоторые не самые важные детали, сообщенные журналистом Кривицким, оказались неточными. Проверить их было очень сложно. Так, сообщивший имена всех представленных вскоре к званию Героев Советского Союза командир 4-й роты капитан Гундилович через несколько месяцев погиб. 

Можно понять и позицию командира полка Капрова, отрицавшего существование именно 28 героев из желания добиться награждения всех павших бойцов 4-й роты. 

Однако историкам известны куда более весомые документальные свидетельства. Соответствующие показания были получены сотрудниками СМЕРШа в ходе расследования по горячим следам в начале 1942 года. Так вот: о подвиге 28 героев-панфиловцев уверенно говорят и комиссар 1075 полка Мухамадьяров, и начальник штаба полка, старший лейтенант Ветров. 

И вообще, званиями Героя Советского Союза руководство страны не разбрасывалось – все они присваивались лишь после серьезной проверки. По-человечески можно понять «ревность» отдельных фронтовиков: «Почему наградили только этих, а не всех?» Однако ряд обстоятельств доказывает, что выделение 28-ми среди их сослуживцев по 4-й роте не было случайным. 

Командир роты капитан Гундилович после боя смог с остатками бойцов отойти на запасные рубежи. Но почему тогда среди 28-ми павших оказался политрук Клочков – комиссар роты, считавшийся вторым командиром, если он должен был находиться рядом с командиром роты? Да просто эта горстка красноармейцев представляла собой противотанковый взвод – отдельное подразделение, обученное и оснащенное для борьбы с вражеской бронетехникой. Они и встали на острие удара. На вооружении у них не было даже разбитых к тому времени пушек – лишь считанные противотанковые ружья, противотанковые гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Со связкой таких гранат бросился в свою последнюю атаку и политрук Клочков.

Фашисты в конце концов захватили наши позиции у Дубосеково, но произошло это лишь после того, как там не осталось ни одного боеспособного советского бойца – все 28 были убиты либо тяжело ранены. 

Почитание бессмертного подвига 28 героев-панфиловцев, защищавших Москву от танков врага и отмеченных званием Героев Советского Союза, продолжает жить в сердцах всех патриотов нашей Родины. 

5
1
Средняя оценка: 2.89899
Проголосовало: 198