Генрих Гендреус: один из «великолепной девятки»
Генрих Гендреус: один из «великолепной девятки»
28 сентября 1943 года двадцатиоднолетний Генрих насмерть стоял на защите стратегически важного плацдарма. Красноармейцев было всего девять, немцев — в разы больше. Тот бой стал последним для многих советских солдат, но Гендреус выжил. Выжил и стал Героем Советского Союза.
Конец сентября выдался 1943 года выдался тревожным и тяжелым. 239-й гвардейский стрелковый полк 76-й гвардейской стрелковой дивизии 61-й армии Центрального фронта в боях на Гомельской земле, вышел к Днепру. Опытные солдаты (правда, большинству из них едва было больше двадцати лет), за плечами которых были кровопролитные сражения на нескольких фронтах Великой Отечественной войны, понимали, что сейчас от них зависит успех всей операции. Но сразу форсировать реку они не рискнули, поскольку красноармейцы не знали о численности врага на том берегу. И поэтому было принято решение занять оборону и немного подождать.
За короткое время солдаты установили пулеметные гнезда и приготовились к появлению врага. Разведка доложила, что, скорее всего, немцы могут ударить с западного направления, поскольку именно там у них сосредоточены немалые силы. Потянулись томительные минуты ожидания, перетекавшие в часы. Бойцы понимали, что рано или поздно, но противник обязательно атакует. Немцы просто не могли оставить их здесь, подставь под удар свой тыл.
И вдруг в тревожной тишине раздался чей-то возглас: «Танки!». Вдалеке показалась вражеская техника, а вслед за ней потянулись и отряды пехотинцев. Встречать врага лобовой атакой было подобно смерти, поэтому командование решило схитрить – пропустить танки неприятеля, а основной удар нанести именно по живой силе. Так и поступили.
Немецкие танки медленно и вальяжно проехали по окопам, в которых укрылись советские солдаты. Но только к траншеям приблизилась пехота, как «заговорили» советские пулеметы. От неожиданности немцы растерялись. Это продлилось лишь мгновение, но на войне – это, в отличие от мирной жизни, огромный срок. Поле оказалось устланным вражескими телами. Кто-то был уже мертв, кто-то – ранен. Выжившие солдаты быстро отступили. Другие бойцы 239-го полка атаковали танки. Они забросали их ручными гранатами. В том коротком бою немцы потеряли более сотни бойцов, а несколько танков получили серьезные повреждения и не могли сражаться. Одним из красноармейцев, который храбро встретил врага, был эстонец Генрих Иосипович Гендреус. Сержант командовал пулеметным отделением полка.
Всего через несколько дней после того боя, 239-му полку вновь выпало серьезное испытание. Все подготовительные работы по форсированию Днепра в Брагинском районе Гомельской области были проведены. Но командование понимало, что бросать в бой весь полк нельзя. Враг их точно заметит и тогда шансы на успех будут равны нулю. Командир батальона решил, что первой переправиться через Днепр группа из девяти наиболее опытных бойцов, которые сумели себя проявить в предыдущих сражениях. От них требовалось форсировать реку, закрепиться на небольшом участке суши и отвлечь на себя внимание противника, пока остальные бойцы будут преодолевать водную преграду. Командиром был назначен гвардии сержант Акан Курманов, кроме него в группу вошли: Генрих Гендреус, Георгий Масляков, Василий Русаков, Иван Болодурин, Алексей Голоднов, Арсений Матюк, Петр Сафронов и Иван Заулин. Каждый из автоматчиков и пулеметчиков понимал огромную ответственность задания. Но никто из них не запаниковал, хотя всем было страшно. Бойцы, по сути, шли в свой последний бой. Но каждый хотел, как можно быстрее переправиться на западный берег Днепра, ворваться в траншею и «бить фашистов».
Командир полка обратился к каждому представителю «великолепной девятки» лично. Он постарался морально поддержать бойцов, приободрить их, внушить мысль, что они не только выполнят боевую задачу, но и останутся живы.
Форсирование реки было назначено на раннее утро двадцать восьмого сентября. Но еще вечером погода начала резко портиться, пошел дождь, который к утру превратился в мощный ливень. Но бойцам это было только на руку. Курманов отчитался перед командиром батальона о полной боевой готовности и получил разрешение на выполнение боевой задачи.
***
Погода в очередной раз стала надежным союзником советских бойцов. Сильный ливень снизил до предела видимость, а его шум скрывал плеск весел. Красноармейцы с тревогой всматривались вдаль. Вот-вот из-за серой пелены должен был показаться берег Днепра. В передней части лодки находились Масляков и Болодурин, сжимавшие в руках оружие. Но, несмотря на все опасность, каждый из бойцов думал о чем-то своем.
Не стал исключением и Генрих Иосипович. Мысли унесли его в мирное детство. Он родился в сентябре 1922 года в деревушке Зимитицы, что в те времена относилась к Ямбургскому уезду Петроградской губернии (сейчас – Волосовский район Ленинградской области). Детство Гендреуса сложно назвать беззаботным. Его родители-крестьяне рано приучили мальчишку к труду, и он много работал. Происходили они из эстонских переселенцев, которые поселились в тех местах, надеясь на лучшую долю.
Несмотря на многочисленные трудности, Генрих окончил шесть классов, после чего устроился слесарем на завод «Горн» в городе Волосово. А вскоре началась Великая Отечественная война. Гендреуса призвали в армию и уже в июле 1941 года произошло его боевое крещение. Ему довелось сражаться на Белорусском, 1-м Белорусском и Центральном фронтах. И к концу сентября 1943 года он являлся гвардии сержантом и руководил пулеметным отделением 239-го гвардейского стрелкового полка. Несколько раз Гендреус получал ранения, но быстро выздоравливал и возвращался на фронт. Генрих вспоминал свой боевой путь, ожесточенные сражения из которых, казалось бы, невозможно выйти живым. Но ему везло. И поэтому сейчас он не испытывал какого-то сильного страха. Гендреус был уверен, что его время еще не пришло.
Немецкая речь заставила Генриха Иосиповича очнуться. Несмотря на усиленное наблюдение, враг первым заметил их. Раздались выстрелы. Сначала противник вел огонь из винтовок, затем подключил пулеметы, а следом ударил из орудий. Немцы всеми силами пытались помещать высадиться советским бойцам. Лодку кидало из стороны в сторону, а вода, как будто закипела от многочисленных снарядов. Но «великолепной девятке» повезло – суденышко все-таки добралось до берега.
По команде Курманова бойцы спрыгнули в холодную воду и, преодолев последние несколько метров, ворвались в немецкую траншею. Завязалась ожесточенная рукопашная схватка. Семь красноармейцев насмерть бились с гитлеровцами, а Масляков и Болодурин тем временем установили пулемет. После чего открыли огонь по вражеским расчетам. Курмаков с Русаковым сумели захватить одно из вражеских орудий, развернули его и начали расстреливать убегавших немцев. Остальные бойцы хладнокровно добили врагов, пытавшихся оказать сопротивление. Но это было лишь начало кровопролитного сражения.
Бой продолжался весь день. Красноармейцы, заняв оборону, героически обороняли важнейший плацдарм. Но силы были слишком неравны. Спустя какое-то время отряд смельчаков лишился первого бойца – погиб пулеметчик Иван Болодурин. Его место возле орудия занял Георгий Масляков. Вот только и его через пару часов сразила вражеская пуля. Затем бездыханным упал восемнадцатилетний ефрейтор Василий Русаков. Но красноармейцы и не думали сдаться. Они обороняли позиции, невзирая на трудности. Ближе к вечеру погиб и командир группы Акан Курманов. Но остальные были живы и все-таки сумели отразить очередную вражескую атаку. К тому моменту возле их позиции лежало более ста пятидесяти вражеских тел. А немцы не сбавляли оборотов, их командиры не жалели живую силу, надеясь расправиться с советскими солдатами. Но у них не получилось. Пятеро бойцов не только удержали стратегически важный плацдарм, но и позволили беспрепятственно форсировать реку своему полку. Когда красноармейцы высадились на берег, немцы отступили. Воевать с целым полком у них уже не было сил.
Всем бойцам группы были присвоены звания Героя Советского Союза и вручены медали «Золотая Звезда». Удостоился этой награды, конечно и Генрих Гендреус. В наградном листе был сказано: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм».
Храбрый эстонец продолжил свой боевой путь и был демобилизован только в 1946 году. После чего он перебрался в Эстонию, возглавив один из совхозов. А позже он обосновался в Таллине. Генрих Иосипович прожил яркую, насыщенную жизнь. Довелось ему застать и распад Советского Союза. Не стало Героя в апреле 1994 года.