«Главным предметом должна быть Русь…»

200 лет со дня рождения М.В. Петрашевского  

Ровно двести лет назад родился Михаил Васильевич Петрашевский (Буташевич-Петрашевский) – выдающийся деятель российского революционного движения, один из первых теоретиков и практиков русской социалистической мысли. Сегодня о Петрашевском вспоминают нечасто, и главным образом в связи с Ф.М. Достоевским, посещавшим «кружок Петрашевского» и, вместе с группой других мыслящих людей своего времени, подвергнувшимся так называемой гражданской казни, с последующим отбытием каторжного заключения. Сегодня, когда идеи социализма отодвинуты на обочину общественно-политической жизни, отношение официальной идеологии к деятелям, подобным Петрашевскому, можно охарактеризовать как снисходительно-порицательное: в глазах нынешней самопровозглашённой «элиты» это, в большей или меньшей степени, «смутьяны», приближавшие конец благостной «России, которую мы потеряли», существующей только в воображении тех, кто сегодня сконцентрировал в своих руках общенародное достояние, созданное государством рабочих и крестьян. Однако времена меняются, и сегодня на наших глазах происходит возвращение к жизни идеалов народовластия и социальной справедливости, и вместе с этим обретают актуальность важнейшие образы нашей российской истории, нашего русского революционно-освободительного движения. М.В. Петрашевский был одним из тех, кто, невзирая на смертельную опасность, рискуя свободой и жизнью, встал на путь научного осмысления несправедливости жизни и поиска способов усовершенствования существующего мироустройства в России. Его теоретическое наследие и человеческий образ с течением времени обретают новую актуальность. М.В. Петрашевский и его сподвижники далеко не всегда были едины во мнениях по волнующим их проблемам; иногда они впадали в противоречия и вели жёсткую полемику между собой. Но эти люди были полностью чужды того духа всеобщей продажности, который царит сегодня. Именно их неподкупность, искренность в убеждениях, готовность к самопожертвованию сделали возможной победу пролетариата, выразившуюся в Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.

«…Наше странствие не вчера началось, не завтра оно и кончится. Мы хорошо знаем, что наш путь, хотя и долог, но маршрут хороший у нас; мы на распутьи в глухую полночь, мы не повесим уныло голову в раздумьи, куда итти, не будем поджидать счастливой нечаянности, запоздалого прохожего, чтобы во имя Христа и того, чему не верим, указал нам милостиво путь; не будем сетовать на то, что вёрсты в 500, а не в 250 сажен, а будем, не истомляя своих сил чрезмерной поспешностью, помаленьку неукоснительно подвигаться и с черепашьим шагом, быть может, обгоним быстроногих Ахиллов… Если история делает людей, то люди делают историю. Этим толково заняться – не пирог с кашей есть…». (Из черновика письма М.В. Петрашевского сподвижнику К.И. Тимковскому). 

М.В. Петрашевский родился 1(13) ноября 1821 года в Петербурге, в семье военного врача, действительного статского советника. В биографии его отца, В.М. Петрашевского, был эпизод, когда он был приглашён для оказания помощи смертельно раненому на Сенатской площади декабристом П.Г. Каховским генералу М.А. Милорадовичу. Так тема восстания вошла в жизнь будущего революционера (который в своих воззрениях не был сторонником немедленной насильственной смены государственного строя, сознавая неготовность широких народных масс к моральному принятию её). После окончания Царскосельского лицея и, затем, юридического факультета Петербургского университета, поступил на службу в Министерство иностранных дел на должность переводчика. В идейном плане Петрашевский испытывал интерес к трудам западноевропейских мыслителей – П.Ж. Прудона, Р. Оуэна, Ш. Фурье, Э. Кабэ и др., и этот интерес сохранялся в нём на протяжении всей его короткой, но яркой жизни. Тем не менее, разделяя многие представления западных социалистов-утопистов об идеальном государственном устройстве, Петрашевский шёл дальше них, принципиально отрицая принцип сословности и являясь последовательным сторонником уничтожения самодержавной власти и крепостного права; сторонником безвозмездного наделения крестьян землёй и установления социального равенства всех граждан России без исключения – в правовом и имущественном отношении. 

Петрашевский понимал, что теоретическая работа, направленная на поиск форм преобразования общества, недостаточна для достижения результатов без должного знания действительности, жизни народа. Он скрупулёзно изучал произведения великих мыслителей А.И. Герцена и В.Г. Белинского, черпая в них необходимый опыт познания русской жизни. В начале 1840-х годов он планировал издание своего журнала, для публикации как собственных произведений, так и трудов своих единомышленников и сподвижников. Петрашевский подчёркивал, что его журнал предназначен прежде всего для отечественного читателя, для его просвещения и пробуждения в нём национального и человеческого достоинства: 

«Наш журнал русский и для русских, а потом для Европы. Показать общие начала всех наук и обратить наибольшее внимание на те науки, которые имеют наибольшее значение в общежитии и влияние на его развитие, как то: история, словесность, политическая экономия и философия и т.п. Главное же возбудить, разбудить, вызвать чувство народности и самобытности во всех отношениях, главной мыслью, главной идеей, главным предметом должна быть Русь, и это начало должно быть развиваемо во всех направлениях». 

По объективным причинам намерение издавать журнал не осуществилось, но Петрашевский продолжал поиски форм продвижения своих воззрений к читателям. Через какое-то время произошло важное в жизни Петрашевского событие: он стал составителем знаменитого впоследствии «Карманного словаря иностранных слов». Идея такого издания оказалась чрезвычайно удобной для развития тем и вопросов, представлявшихся Петрашевскому важными для просвещения российской читающей публики в вопросах современной политической терминологии и научных понятий. В 1845 году вышел первый выпуск словаря; второй выпуск, изданный в 1946 году тиражом 2000 экземпляров, был конфискован властями (но около 400 экз. всё же было распродано). Издание сыграло существенную роль в развитии общественно-политической мысли России и стало важной вехой в истории русского социализма. 
В 1944-1945 гг. Петрашевский начал проводить у себя на квартире собрания – ставшие знаменитыми «пятницы». Поначалу немногочисленный, в 1947-1948 гг. «кружок Петрашевского» значительно расширился. В первое время существования кружка на нём обсуждались преимущественно теоретические вопросы, касающиеся сущности утопического социализма и других систем социалистического толка. Но уже к концу 1948 года собрания стали приобретать всё более ярко выраженный политический оттенок. Руководитель кружка, М.В. Петрашевский направлял течение дискуссий и споров от теоретической абстракции к практическому состоянию дел в России. В этом проявлялась его сущность патриота, горячего и искреннего сторонника социальных преобразований в своём Отечестве, с целью уничтожения неравенства, несправедливости и угнетения народа царским самодержавием и помещиками. Петрашевский имел богатую библиотеку, в которой было много запрещённых царской цензурой книг, в частности, об истории мирового революционного движения; этой библиотекой свободно пользовались постоянные посетители «пятниц». Результатом всей этой деятельности стало то, что в марте 1948 года по повелению царя министерство внутренних дел приступило к наблюдению за кружком «петрашевцев». В кружок был внедрён агент, который, войдя в доверие к Петрашевскому, систематически предоставлял полиции информацию о каждом из членов кружка.  

В ночь на 23 апреля 1849 г. группа наиболее активных членов кружка Петрашевского в количестве 35 человек была арестована и подвергнута заключению в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 
Находясь под арестом, Петрашевский сохранил полное самообладание и ясность разума. Он нашёл даже способ написать и передать своим арестованным сподвижникам послание с подробной инструкцией: как вести себя, чтобы отвести подозрения от других и уменьшить обвинения. К сожалению, это послание было перехвачено охранниками и не поступило по назначению. Но оно осталось в истории для того, чтобы явить пример того, как должен держать себя человек, ясно видящий свою цель и отвечающий за тех, кто идёт вместе с ним. 

«Вся цель – сделаться нужными увеличить к себе веру… Очных ставок требовать; письменным показаниям не верить; ложных свидетелей бояться; против них протестовать. Не говорить ничего плохого о других. Требовать явки обвинителя… (Будьте верны истине)… Истина! Лучше отвечать на вопросы, предложенные в письменном виде. Требуйте всегда, чтобы вам давали заверенные копии ваших ответов… Не давать влиять на себя или запугивать, быть спокойным. Терпение и мужество. Вмешивать как можно меньше лиц…» («Дело петрашевцев», том I.). 

Масштаб расследования был таков, что, помимо арестованных, допрошено было ещё около ста человек. 23 «петрашевца» были преданы военному суду, из них 21 подсудимый (среди которых был и Ф.М. Достоевский) получил приговор: «Подвергнуть смертной казни расстрелянием». В последний момент смертная казнь была отменена и заменена так называемой гражданской казнью с последующей ссылкой на каторжные работы в Сибирь, в арестантские роты и т.д. М.В. Петрашевскому была присуждена бессрочная каторга. 
Каторгу Петрашевский отбывал в Шилкинском и Нерчинском заводах. С 1856 года находился на спецпоселении. С 1857 года жил в Иркутске, где издавал газету «Амур». И там Петрашевский оставался самим собой – социально активным человеком, нетерпимым к проявлениям несправедливости. Вместе с декабристом Дмитрием Завалишиным выступал против генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Муравьева-Амурского. За свою деятельность против произвола местных властей неоднократно подвергался аресту и ссылке во всё более отдалённые области Сибири. В 1866 году Петрашевский был переведён в село Бельское, Бельской волости, Енисейского уезда, Енисейской губернии, где и умер в своём доме от кровоизлияния в мозг 7 (19) декабря 1866 г. в возрасте 45 лет. Могила М.В. Петрашевского сохранилась до наших дней, на кладбище села Бельское. Его именем названа улица в Ростове-на-Дону, также в Орске и в Одессе есть улицы Петрашевского. 

Таков, вкратце, жизненный путь одного из ярких политических деятелей российского революционного движения. В глухие годы Николаевской эпохи такие деятели, как Белинский, Герцен, Петрашевский и др., осуществили преемственность русского освобождения от самодержавия, стали своего рода связующим звеном между восстанием на Сенатской площади и движением революционеров-«шестидесятников». Политическое и литературное наследие Петрашевского и «петрашевцев» сегодня представляет собой не только историческую ценность, но пример смелости мысли и поступка, бескомпромиссной приверженности идеалам социальной справедливости,  научной честности, пламенного патриотизма и стремления преобразования жизни в России на справедливых основах, с учётом и переосмыслением достижений европейской социалистической мысли. Воззрения М.В. Петрашевского во многом имели общий характер, но главное их отличие от многих других его сподвижников и попутчиков состояло в том, что он принципиально стоял на материалистических позициях, вместе с Белинским и Герценом предвосхищая дальнейшее развитие русской научной социалистической мысли. 
Деятельности М.В. Петрашевского и «петрашевцев» посвящено немало литературы, как научной, так и научно-популярной и художественной. Роман Льва Кокина «Зову живых», книга Вадима Прокофьева «Петрашевский» в серии «ЖЗЛ», книга Бориса Егорова «Петрашевцы», вышедшая в издательстве «Наука»… Есть ещё много других источников, дающих ценные сведения и художественное осмысление яркой личности Михаила Васильевича Петрашевского. Произведения и воспоминания Петрашевского и «петрашевцев» также неоднократно издавались в СССР и доступны для ознакомления и исследования. Жизнь показывает, что идеи социализма не только не утратили своей актуальности, но с каждым днём подтверждают её всё более убедительно. Политический опыт М.В. Петрашевского представляет большой интерес как значительный этап эволюции русского общественно-политического движения.  

5
1
Средняя оценка: 2.79021
Проголосовало: 143