Как дорога жизни спасла Ленинград

22 ноября 1941 года началось регулярное движение по военно-автомобильной дороге №101, проложенной по льду Ладожского озера. Только в течении первой зимы по ней в осажденный город было доставлено 361 тысяча тонн грузов и эвакуировано на большую землю 550 тысяч ленинградцев.

В начале сентября 1941 года немцы замкнули вокруг Ленинграда кольцо блокады. В городе на тот момент находилось вместе с беженцами более 2,8 миллиона гражданского населения и полмиллиона красноармейцев.

На начало войны запасов продовольствия на ленинградских складах должно было хватить на срок от 52 до 89 дней. Однако к началу осени городских запасов хватило бы от силы на 19 дней. Воздушный мост не решал проблему.

И был выбран путь через Ладожское озеро. Навигация по озеру началась 12 сентября. Однако и немцы быстро поняли важность поставок по озеру, начав подвергать его порты и караваны судов бомбардировкам. Порт Осиновец на ленинградской стороне озера только в октябре немецкая авиация бомбила 22 раза. Несмотря на героизм речников, их устаревшие суда не могли обеспечить окруженный город достаточным количеством продовольствия и топлива. 

С 20 ноября в Ленинграде были введены самые минимальные за всю историю нормы по продуктовым карточкам: 125 г хлеба в сутки для служащих, иждивенцев и детей, 200 г для рабочих и инженерно-технических работников.

Выручили русские морозы. С середины ноября Ладога стала покрываться толстым льдом. И хотя последние баржи и буксиры, лавируя между льдин, продолжали ходить по озеру чуть ли не до конца ноября, уже 14 ноября начальник тыла Ленинградского фронта подписал приказ об организации военно-автомобильной дороги №101 по льду Ладожского озера, прозванной «Дорогой Жизни».

Первые санные обозы с небольшими грузами успешно прошли в обе стороны 19 ноября. 20 ноября в рейс отправился караван полуторок. Но до ленинградского берега дойти не удалось – дорогу преградила крупная полынья, и водители были вынуждены разгрузиться на лёд. Лишь 22 ноября, когда толщина льда достигла 20 см, начались регулярные рейсы. Всего на дороге вначале работали более 2800 единиц транспорта, а к середине зимы их стало около 4 тысяч.

Оказалось, что максимальная скорость, при которой от колебаний при движении автотранспорта не разрушался лед, не превышала 35 км/час. И все равно нередко возникал разрушительный эффект резонанса, когда близко идущий за головной машиной грузовик проваливался под лед. В первые недели на трассе было потеряно около сотни машин с грузами…

К решению проблемы были подключены учёные из Ленинградского физико-технического института. Сотрудник Наум Рейнов изобрел прибор, названный прогибографом: прибор регистрировал колебания льда и подледной воды на протяжении суток. Появились и рекомендации для водителей. Расстояние между идущими машинами должно было составлять не меньше 150 метров, скорость – не выше 35 км/час. 

Приходилось также быть постоянно готовыми к налетам вражеской авиации, к обстрелам дальнобойной артиллерии. Правилом для водителей стало ездить с открытой, а то и полностью снятой дверью, чтобы иметь возможность выпрыгнуть, если машина проваливалась под лед. Морозы стояли под 30 градусов, и ледовый рейс протяженностью в 71 километр был поистине героическим.

Поставки по Ладоге наладились и расширились после назначения в Ленинград в январе 1942 года в качестве представителя Государственного комитета обороны заместителя председателя Совнаркома Алексея Николаевича Косыгина, ставшего главным куратором дороги №101. При Косыгине началась и массовая эвакуация гражданского населения. С 25 января по 11 апреля (дата прекращения эксплуатации ледовой дороги) из города было вывезено 539 тысяч 400 человек. 

Советских воины делали все, что могли для защиты дороги и пассажиров. Трассу охраняли истребители ПВО сначала трёх, а потом четырёх авиаполков (больше сотни самолетов), свыше двухсот зенитных пушек разных калибров, 75 зенитных пулеметов.

Несмотря на лютую стужу, ненадежный лед, вражеские бомбардировки и артобстрелы, «Дорога Жизни» с каждым месяцем работала все эффективнее, доставляя жизненно важные для города грузы. 

Это позволило с 25 декабря повысить нормы выдачи по карточкам с прежних 125 и 200 грамм до 200 и 350 г хлеба. 11 февраля 1942 года они были подняты до 300 г хлеба для детей и иждивенцев, 400 г для служащих и 500 г для рабочих. Поставки по ледяной трассе спасли от голодной смерти сотни тысяч, а, может, миллионы жизней.

Всего в первый 152-дневный период эксплуатации трассы с ноября 1941 по апрель 1942 года по льду Ладоги в Ленинград было доставлено 361 тысяча тонн грузов (из них – 262 тысяч тонн продовольствия) и эвакуировано на «Большую Землю» 550 тысяч человек. А в целом за период блокады из города вывезли больше полутора миллионов человек. 

Эти уникальные достижения в сотрудничестве советского фронта и тыла стали одним из важнейшим факторов срыва гитлеровских планов удушить Ленинград в тисках блокады, а потом и разгрома врага.

 

Художник: Елена Сидорова.

5
1
Средняя оценка: 3.01852
Проголосовало: 216