Ной Адамия: советский охотник на фашистов
Ной Адамия: советский охотник на фашистов
Оборона Севастополя – тяжелейшее испытание, которое выпало на долю советских солдат. Среди защитников города был и Ной Адамия – старшина и инструктор снайперского дела 7-й бригады морской пехоты. Он не только лично уничтожал противников, но и обучил несколько десятков солдат снайперскому ремеслу. За военные успехи Ноя Петровича удостоили звания Героя Советского Союза. Но получить награду снайпер не успел.
Чем дальше от нас события Великой Отечественной войны, тем сложнее их понимать и воспринимать. То, что произошло почти 80 лет назад, сейчас кажется просто достоянием истории. И трудно понять, что за сухими фразами и цифрами скрыты судьбы обычных людей. А за словом «подвиг» спрятана ситуация, в которой человек превзошел самого себя из-за стечения обстоятельств. При этом, он мог поступить по-другому и тогда никакого подвига бы не было. Но тот человек нашел в себе силы и мужество.
Все вышесказанное отлично подходит под Ноя Петровича Адамию – уроженца Грузии, который на полях Великой Отечественной войны сражался всего год. Ему не суждено было освобождать Варшаву и Прагу, он не дошел до Берлина и на оставил надпись на стене Рейхстага. Его военная судьба оказалась прозаичней и трагичней – Адамия пропал без вести. Но перед этим он сумел обессмертить свое имя.
Ной Петрович родился 21 декабря 1917 года в селе Матходжи, которое в то время относилось к Кутаискому уезду РСФСР (сейчас же этот населенный пункт относится к Цулукидзевскому району Грузии). Происходил Адамия из простой крестьянской семьи. О его детстве почти нет никакой достоверной информации. Известно лишь, что он окончил среднюю школу в Тбилиси, затем был призван в армию и служил в Военно-Морском флоте. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Ной окончил военно-морское училище в Одессе. А как только на СССР напала Германия, его призвали на фронт.
Поскольку в армии он служил в Береговой обороне зенитчиком-пулеметчиком, то изначально Ноя Петровича определили в командиры взвода пулеметчиков. И вплоть до декабря 1941 года он отважно сражался с противником в составе Приморской армии. А воевать ему выпало в Крыму, а именно: оборонять Севастополь.
В одном из сражений взводу особо много проблем доставляли немецкие снайперы. Они буквально заперли советских пулеметчиков на крохотном пяточке и не позволяли пошевелиться. После того боя Адамия всерьез заинтересовался снайперским ремеслом, поскольку увидел его огромный военный потенциал, что называется в «реальном времени». Своими мыслями на этот счет Ной Петрович поделился в армейской газете: «Немецкие снайперы очень хорошо стреляли. Я заинтересовался: почему я не могу? Попросил командира роты Львова (погибшего позднее), тот научил: определение дистанции, учет силы ветра, влажности воздуха и так далее. В один из дней сел с наблюдателем. Было холодно, немцы бегали, чтоб согреться. Быстро подстрелил с 600 метров шестерых. Подумал: за 2 часа - шестерых, сколько же за день? Взял воды, буханку хлеба, на второй день - 16 гитлеровцев. Потом каждый день не меньше 14 - 15. Всего с того места – 48…»
Очень быстро Адамия выработал свой метод «охоты». Он занимал выгодную позицию и просто ждал, когда какой-нибудь немецкий солдат выйдет из укрытия по нужде. И как только противник пристраивался под куст, снайпер нажимал на спусковой крючок. Ной Петрович это называл «Подорвался на своей мине». В конце концов, немцам это надоело, и они построили защищенный туалет. «Испортили всю охоту», - вспоминал Адамия.
Тогда, весной 1942 года вице-адмирал Филипп Сергеевич Октябрьский провел большое совещание, посвященное снайперскому искусству. Главным докладчиком был, конечно, Адамия. Он рассказал командиру тот случай, который заставил его по-другому посмотреть на снайперское ремесло. А затем поделился и своими успехами на этот поприще.
Достижения Ноя Петровича сильно впечатлили начальство, и его определили в инструкторы снайперского дела 7-й бригады морской пехоты. И за короткий срок он сумел подготовить несколько десятков стрелков. Так образом, Адамия стал одним из главных инициаторов возникновения снайперского дела во время героической обороны Севастополя.
Так Ноя Петровича описал Жидилов в книге «Мы отстаивали Севастополь»: «В нашей 7-й бригаде особенно прославился снайперским искусством главный старшина Ной Адамия. Высокий красивый грузин, одетый в темно-синий офицерский китель с начищенными до блеска пуговицами и подшитым белым чистым подворотничком, он отличался необычайной подтянутостью». Сослуживцы называли его «страстным охотником». Адамия отличался не только «необычной подтянутостью», но еще удивительно острым зрением и тонким слухом. Плюс грузин выделялся своими спокойствием и невозмутимостью. Все эти качества делали его по-настоящему идеальным снайпером. Он мог незаметно для противника пробираться как по лесным чащам, так и по голым горным склонам. И умел выбрать максимально выгодную позицию для ведения огня. На охоту Ной Петрович уходил всегда рано утром и с одним и тем же «набором»: маскировочный халат, запас патронов, фляга с водой и хлеб. При этом, он каждый день выбирал новую позицию и на старую уже не возвращался.
***
Ожесточенные бои с гитлеровцами за Севастополь шли каждый день. Иногда Адамия и его бойцы вели оборонительный огонь, иногда им приходилось совершать вылазки на территорию, занятую противником.
Например, во время очередной вылазки, группу советских снайперов во главе с Ноем Петровичем заметили вражеские солдаты. Начался кровопролитный бой, в котором гитлеровцы начали брать верх. Оказавшись в окружении, Адамия взял вместо привычной винтовки ручной пулемет и начал стрелять. И делал это так профессионально и продуктивно, что за короткий отрезок времени ликвидировал несколько десятков фашистов. Остальные же отступили. И после этого группа снайперов благополучно вернулась на позиции.
Ближе к лету, когда гитлеровцы нарастили силы и стремились во что бы то ни стало захватить город, Адамии все чаще и чаще приходилось брать в руки не винтовку, а именно ручной пулемет. А однажды он ловко справился и вражеским танком, подбив его из специального ружья.
Чуть ли не каждый день Ной Адамия вместе со своими снайперами совершал путь и маленькие, но все-таки подвиги. Каждый уничтоженный гитлеровец, каждый подбиты танк, словно пазлы, постепенно складывались в общую картину под названием «Победа». Правда, в начале лета 1942 года до нее еще было очень и очень далеко.
В одном из боев Ной Петрович и его солдаты сумели выбить фашистов со стратегически важной высоты и закрепились на ней. Но гитлеровцы не собирались отступать. Несколько раз противник шел в атаку, но советские бойцы заставляли их отступить. Только за один тот бой Адамия уничтожит около четырех десятков вражеских солдат и офицеров.
В конце июня 1942 года о Ное Петровиче написала газета «Правда»: «Отважный советский патриот участвовал в боях морской пехоты. В дни Декабрьских боев 1941 года, когда его подчиненные вышли из строя, он сам припал к пулемету и только в одном бою уничтожил 50 фашистов. В дни июньских сражений 1942 года товарищ Адамия со своей маленькой группой смелых и отважных воинов отразил 10 атак превосходящих сил противника, лично подбил вражеский танк и уничтожил 200 фашистов».
Одно из сражений позволило Ною Петровичу продемонстрировать свои военные навыки во всей красе. Он вместе с группой автоматчиков отправился выполнять боевое задание – занять позицию на переднем окопе и сдерживать натиск противника. С первой часть приказа красноармейцы справились. А вот выполнить вторую – было очень сложно. Гитлеровцы упрямо шли вперед, стараясь выбить бойцов из переднего окопа. Пока Адамия отстреливал врагов из снайперской винтовки, его сослуживцы вели огонь из автоматов.
Несколько атак удалось отбить, что называется, малой кровью. Наступило затишье. Но нет, нацисты не отступили, они пошли в обход. Вот только их маневр не удался, красноармейцы их заметили и возобновили стрельбу. В тот сражении Адамия, используя лишь снайперскую винтовку, сумел ликвидировать более трех десятков гитлеровцев, а его автоматчики – около сотни вражеских солдат.
Тогда фашисты начали обстреливать окоп из пушки. Ной Петрович сумел незаметно выбраться оттуда и ползком двинулся к вражескому орудию. Когда он приблизился на расстояние выстрела, вскинул винтовку и за несколько секунд уничтожил весь расчет. После чего вернулся в окоп. А обескураженные неудачей немцы отступили.
За выдающиеся заслуги, храбрость и мужество Адамия был удостоен звания Героя Советского Союза. Вот только получил он свою награду посмертно. В самом начале июля 1942 года во время одного из сражений он пропал без вести. На его счету было около двух сотен лично уничтоженных гитлеровцев и два подбитых танка. Сухие цифры, за которыми спрятана жизнь и трагическая гибель настоящего Героя, который сражался за свою Родину.