Пещерный город Чуфут-Кале: три религии, три культуры
Пещерный город Чуфут-Кале: три религии, три культуры
ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИИ – БАХЧИСАРАЙ
Если вы спросите жителей Бахчисарая, что посмотреть в первую очередь туристу в их старинном крымском городе, вам с гордостью укажут на Ханский дворец. И небезосновательно. Этот музейный комплекс сегодня является визитной карточкой Бахчисарая, и многие только ради него едут в самое сердце Крыма. Ведь это так заманчиво и увлекательно – во время экскурсии ощутить себя частичкой истории тех времен: побывать в покоях крымских ханов, представить, как проходили заседания Дивана (Совета) и хотя бы одним глазком взглянуть на святая святых, женскую половину дворца – гарем.
Вид на Бахчисарай Ворота в древний город
Но мало кто знает, что совсем рядом с Ханским дворцом проходит дорога в другую историю, более раннюю, в пещерный город Чуфут-Кале. И начинается путь, ведущий в средневековый Крым, с пещерного Свято-Успенского мужского монастыря. Так уж исторически сложилось, что именно Бахчисарай стал негласной вотчиной современных крымских татар. Здесь и сейчас много мечетей, частных домов с мусульманской архитектурой, больших кафе и маленьких кафешек с национальными «нотками» в интерьере и подаче блюд. Повсеместно слышится крымско-татарская речь, и то и дело мелькают (где-то простенькие, а где-то расшитые бисером) татарские тюбетейки. Просто поразительно, что на протяжении многих веков в Бахчисарае мирно уживаются две религиозные культуры – исламская и христианская! И Свято-Успенский мужской монастырь тому подтверждение.
СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
В период расцвета Крымского ханства Свято-Успенский монастырь служил главным оплотом православных христиан всего полуострова. Обитель была основана в 8–9 веках монахами и мирянами, бежавшими от преследования византийцев. Монастырь возведен из нескольких ярусов-пещер, поэтому и называется он – пещерный. Этот памятник религиозной архитектуры на сегодняшний день является действующим, и есть даже церковь при монастыре. Полностью вырубленная прямо в скале церковь Пресвятой Богородицы размещается на втором ярусе пещерного монастыря. Паломников и туристов встречает образ Богородицы с младенцем в окружении ангелов и семи херсонесских священномучеников, нанесенный на огромную наскальную фреску.
Располагаясь в столице Крымского ханства, христианская святыня, казалось бы, не раз рисковала быть закрытой и даже разрушенной. Но монастырь избежал такой участи, и более того, всегда был почитаем даже самими мусульманами, хозяевами тех земель. До нас дошли даже такие исторические сведения, что сам хан Гирей, основатель рода Гиреев, отправляясь в военные походы, просил покровительства и заступничества у Святой Богородицы. Только вот непонятно, на что он надеялся, идя с войском против христиан, что Богоматерь примет его молитвы и поможет одержать победу? Но это уже другой вопрос.
ИУДЕЙСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЧУФУТ-КАЛЕ
На самом деле Чуфут-Кале является историческим местом сплетения не двух, а даже трех религиозных культур – христианской, мусульманской и иудейской. В этом мертвом городе средневековья есть и иудейские памятники, и даже название самого поселения с тюркского языка переводится как Иудейская крепость. Этот пещерный город был основан давным-давно предками аланов, которые при помощи византийцев соорудили здесь в 5–6 веках мощные укрепительные стены. Сохранившиеся двустворчатые дубовые ворота «Кучук-Капу» со стороны Южного входа наводят на мысль о неприступности крепости. Но Чуфут-Кале все-таки не устоял перед натиском крымских татар и был завоеван.
Крепость древнего города
Название – Иудейская (Еврейская) крепость, – видимо, дали пещерному городу из-за того, что там проживали крымские караимы-иудеи. На территории поселения и по сегодняшний день хорошо сохранились кенассы – молельный дом крымских иудеев. Постройки имеют прямоугольную форму с черепичной крышей и каменной аркадой. Именно в этой, Восточной, окраине городища Чуфут-Кале когда-то располагались жилые дома и монетный двор, на котором чеканили крымские монеты. Из хорошо сохранившихся зданий можно назвать, пожалуй, дом караимского ученого, писателя и коллекционера А. С. Фирковича, в котором он прожил до конца своих дней.
Дом А.С. Фирковича Иудейское кладбище
Но это уже пример гораздо поздней караимской застройки – 18 века. Еще одним памятником иудейской религиозной культуры в Чуфут-Кале является древнее караимское кладбище или «Балта Тиймэз». Спрятанный среди деревьев старинный некрополь содержит до десяти тысяч надгробий, самые ранние из которых датированы 13 веком. На могильных плитах все еще можно прочитать надписи на древнееврейском языке и цитаты из Библии.
Караимы
У караимов и до сих пор есть традиция – посещение молодоженами средневекового города Чуфут-Кале, священного для их семей места. Во время экскурсии мне посчастливилось запечатлеть жениха и невесту, отправившихся свершать священный обряд. Девушка была в белом свадебном платье и в белых кроссовках – в другой обуви по камням древнего поселения Чуфут-Кале не пройдешь. А самих караимов в республике Крым (по данным переписи 2014 года) осталось 500 человек, плюс еще 35 проживают в Севастополе. Их численность катастрофически сокращается, как и всех малых народов России. Может кто-то из них является прямым потомком тех самых караимов, когда-то получивших этот средневековый город из рук крымских татар, которые, добровольно покинув его, спустились жить в Бахчисарай. Поражает выносливость жителей древнего поселения. В пещерном Чуфут-Кале было мало участков земли, пригодных для обработки, и очень часто не хватало питьевой воды. Когда каменный желоб древнего водопровода переставал работать, людям приходилось спускаться с горы и набирать воду за пределами города. А спуск и подъем составляет расстояние в два с половиной километра, умноженное на два – вниз и вверх.
МУСУЛЬМАНСКИЙ ЧУФУТ-КАЛЕ
Напоминанием о господстве крымских татар в этих местах служит мавзолей дочери золотоордынского хана Джаныке-ханым – восьмигранное здание с арабской вязью и черепичной крышей. Находится этот памятник на Северо-восточной части плато Чуфут-Кале и датируется 15 веком. Это место упокоения дочери того самого Тохтамыша, который после разгрома Дмитрием Донским хана Мамая становится полноправным правителем степей и собирает на Москву огромное войско в 1382 году.
Мавзолей принцессы
Старинное мусульманское кладбище «Газы-Мансур» – еще один памятник мусульманской религиозной культуры на территории Чуфут-Кале. Захоронения на нем проводились с 15 до 19 века. Раньше на этом месте находился текие дервишей – монастырь мусульманских монахов, державших связь с общиной Чуфут-Кале.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
Глядя на руины мертвого поселения, сейчас даже трудно представить, что и он когда-то жил своей жизнью и, как другие средневековые города, что-то производил, оборонялся от завоевателей. Все это несомненно оставляет тягостное впечатление, особенно когда думаешь об участи жителей города, не раз становившегося местом жестоких сражений. Но поднявшись на плато горы Чуфут-Кале, то есть придя к конечной точке осмотра пещерного города, сразу отходит на второй план то, что раньше тревожило сердце. Такая красота открывается сверху! Завораживающие просторы долины Ашлама-Дере и величие горы Чатыр-Даг погружают в состояние спокойствия и умиротворения, и ты сразу же забываешь и о жертвах средневековых баталий, и о тяжелой участи выживших, и о своей – сколько сил пришлось истратить во время постоянного движения вверх по каменистым тропам древнего города.
Долина Ашлам-Дере Доставка туристов
Сюда, на «блюдечко» горы Чуфут-Кале, стягиваются все туристы – и пешие, и «конные, – чтобы заснять прекрасные виды и отдохнуть перед спуском. Вся дорога пешком по каменистой дороге от Бахчисарая до пещерного города Чуфут-Кале составляет 2,5 километра. Путь не из легких, но он того стоит. Это не просто экскурсия по руинам пещерного города, а путешествие в прошлое, историю, создавшую такие памятники трех религиозных культур: христианской, мусульманской и иудейской.
На плато горы Чуфут-Кале можно подняться не только пешком, но и по параллельной дороге на экскурсионных уазиках без крыши, своеобразных кабриолетах, которые нужно заказывать заранее, внизу. Свой джип лучше поберечь, а на другом автомобиле и пытаться не стоит. Я опробовала два пути, чтобы подняться на машине, и оба раза потерпела неудачу – пришлось разворачиваться. Был большой риск остаться и без колес, и без Чуфут-Кале. А так хотелось здесь побывать! Но дорогу, говорят, осилит идущий. Так и получилось. Чуфут-Кале в итоге был «взят». Пешком.
Фото автора.
Художник: С. Филиппов.