15 лет каторги за получасовую демонстрацию
15 лет каторги за получасовую демонстрацию
145 лет назад, 18 декабря 1876 года в Санкт-Петербурге прошла первая в стране политическая демонстрация оппозиционно настроенных студентов и рабочих. Из 31 задержанного больше половины были отправлены на каторгу и в ссылку.
Традиционно недолюбливающие революционные и рабочие движения в России деятели при упоминании о тех событиях обычно делают акцент на недостатках первой в России политической демонстрации. Дескать, длилась она всего около 5 минут, и рабочих среди ее участников почти не было – все больше студенты и интеллигенция, и митинга толкового не получилось.
На самом деле, то, что критики склонны именовать «действительно первой массовой политической акцией», похороны студента-революционера Павла Чернышева, состоявшиеся 30 марта 1876 года, называть демонстрацией не совсем корректно. Да, в последний путь будущего доктора, учившегося в Петербургской Медико-Хирургической Академии и ставшего на путь революционной борьбы, проводило от 3 до 4 тысяч человек.
В честь Чернышева, арестованного властями, заболевшего в тюрьме от туберкулеза, что и повлекло безвременную смерть, вскоре было сложено стихотворение «Последнее прости». Стихотворение более известно по сей день как песня-реквием по всем погибшим революционерам: «Вы жертвою пали в борьбе роковой, в любви беззаветной к народу…»
И все же пусть участников похоронной процессии 30 марта и было больше, чем на демонстрации 18 декабря, но похороны есть похороны, и власти и не стали применять тогда репрессивные меры.
А вот события на Казанской площади Санкт-Петербурга в день памяти свт. Николая Чудотворца действительно планировались, как политическая демонстрация. И реакция властей на нее была несравненно более жесткой. Хотя получасовое (все же не 5-минутное!) шествие и коротенький митинг у стен Казанского собора, подготовленный частью руководства партии «Земля и воля», реальной опасности для режима не представляли.
Хотя партийные агитаторы на заводах и фабриках и обещали привести к Казанскому собору несколько тысяч мастеровых, людей пришло на порядок меньше. Всего на площади собралось, по разным данным, от 150 до 400 человек.
На митинге удалось выступить лишь Георгию Плеханову. Говорил он о бесправном положении рабочих и крестьян, о брошенных в тюрьмы, требуя от правительства справедливости. Заключительными словами речи Плеханова были: «Да здравствует социальная революция, да здравствует «Земля и воля»!»
Так или иначе первая в России политическая демонстрация (на ней впервые в истории страны появился красный флаг с надписью «Земля и воля!») была исключительно мирной. Тем не менее участников разогнали силами полиции. При разгоне демонстрации были арестованы 31 человек. Десять из них вскоре были выпущены, остальные же 21 подвергнуты суду.
В подавляющем большинстве случаев к виновным в сопротивлении полиции, не выходящем за рамки обычных драк применялась ст. 31 «Уложения о наказаниях» – предусматривавшая максимум 3 месяца ареста. Однако первым в России демонстрантам по приказу царя, были вменены куда более тяжелые статьи «252 («дерзостное отрицание установленного законами образа правления») и 90 («преступное противодействие властям законным»)
По этим статьям пятерых задержанных приговорили к 10-15 годам каторги, десятерых – к ссылке, троих оправдали. Если учесть, что средняя продолжительно жизни тогда колебалась около отметки в 40-50 лет, 15 лет на каторге для не самых молодых заключенных фактически представляли собой пожизненное заключение.
Трёх несовершеннолетних демонстрантов (в том числе несшего красный флаг 16-летнего рабочего Якова Потапова) приговорили к 5 годам заключения в монастырской тюрьме. Потапова держали в заключении на Соловках.
История с первой в России политической демонстрацией, с последовавшей за этим расправой властей над ее участниками показала: трудящемуся человеку мирным путем добиться справедливости от правящего дворянско-капиталистического класса невозможно. Впрочем, чтобы окончательно убедиться в этом, потребовались другие уроки, в том числе куда более страшный урок «Кровавого воскресенья»…
Художник: А. Белый.