Дмитрий Калараш: один из Героев общей Победы
Дмитрий Калараш: один из Героев общей Победы
Дмитрий Леонтьевич являлся талантливым летчиком-испытателем. Но грянувшая Великая Отечественная война перечеркнула планы на мирную жизнь. Калараш ушел на фронт защищать Родину. И вернуться домой к жене и детям ему было не суждено.
В начале 2016 года поисковое объединение «Кубанский плацдарм» проводило работу на склоне горы Индюк, что в Туапсинском районе Краснодарского края. И поисковикам удалось обнаружить остов самолета, времен Великой Отечественной войны. Несмотря на прошедшие годы, крылатая машина довольно неплохо сохранилась. Но не это поразило людей, а то, сколько пулевых отверстий на ней было. Стало понятно, что самолет попал в жесткую мясорубку, из которой не смог выйти победителем. Поисковикам, благодаря сохранившимся табличкам с номерами удалось выяснить, что перед ними – ЯК-7. Самолет, на котором в свой последний бой отправился Герой Советского Союза подполковник Дмитрий Леонтьевич Калараш, погибший 29 октября 1942 года. На тот момент пилоту было всего тридцать лет…
О жизни Дмитрия Леонтьевича и его боевом пути известно если не все, то очень многое. Легендарный пилот, который успел внести большой вклад в Победу. Он родился двенадцатого декабря 1911 года в Киеве (по другим данным – в Молдове). Происходил Калараш из обычной рабочей семьи. Спустя два года семейство перебралось на Дальний Восток и обосновалось в деревне Светлоруссовка, то в Амурской области.
В 1916 году в семью пришло несчастье – умерла мать. А вот то, что произошло дальше – доподлинно неизвестно. По одним сведениям, отец не смог смириться с утратой и отправился к партизанам, которые сражались с японцами во время их Сибирской экспедиции 1918-1922 годов. Детей же Леонтий отдал в приют. Но другим данным – он ушел на войну не из-за потери жены, а из-за чувства долга. Но, какие бы чувства им не руководили, уже в 1919 году Леонтий погиб во время сражения под Благовещенском. Дмитрию на тот момент было лишь восемь лет.
Потеря родителей и суровое детство, прошедшее в стенах детского дома, не словили Калараша. Он окончил «семилетку», поступил в Хабаровский педагогический техникум, подрабатывал бетонщиком. Но получить образование не успел – ушел в армию. Там молодого, активного и умного парня быстро приметили. И определили в Борисоглебскую военно-авиационную школу летчиков. Так начался новый этап в жизни Дмитрия Леонтьевича.
Окончив школу в 1932 году, Калараш оказался в авиационной части Московского военного округа. Как показало время, в армии не ошиблись, Дмитрий Леонтьевич являлся очень талантливым пилотом. И за короткий отрезок он лихо взобрался наверх по карьерной лестнице, начав с должности рядового летчика и добравшись до должности инспектора по технике пилотирования.
Калараш участвовал в воздушных парадах, как летчик-испытатель НИИ ВВС, осваивал новую крылатую технику. Именно он одним из первых сумел «подружиться» со скоростным истребителем-перехватчиком МИГ-3. За что получил орден «Знак Почета». Женился, стал отцом, а потом началась война…
***
Начало войны Калараш встретил командиром 402-го истребительного авиационного полка особого назначения. Будущий Герой Советского Союза генерал-майор Стефановский, который служил вместе с Дмитрием, вспоминал, что едва стало известно о нападении Германии, Калараш одним из первых попросил записать его в добровольцы и отправить на фронт.
Сначала Дмитрий Леонтьевич сражался на Западном фронте. Он сбрасывал бомбы на вражескую технику и войска, отправлялся в разведку, проникая в тыл противника, прикрывал наземные советские части, вступал в одиночные воздушные бои групповые. Сослуживцы вспоминали о том, что Калараш поражал их своим мастерством и мужеством. В небе он был настоящим суровым и безжалостным бойцом, а на земле превращался в доброго и веселого человека, старавшегося всем помочь или подбодрить, как настоящий командир.
Осенью 1941 года поступило распоряжение: отозвать летчиков-испытателей с фронта. И Калараша перевели в 6-й истребительный авиационный корпус ПВО. Но это не означало, что он перестал сражаться. Вовсе нет. В то время враг отчаянно рвался к Москве, и Дмитрий Леонтьевич вместе с сослуживцами героически обороняли столицу. В тех сражениях Калараш продемонстрировал отличные командирские способности. Он грамотно организовывал оборону, мотивировал бойцов, вдохновлял их личным примером. И вскоре получил награду – орден Красного Знамени. На тот момент (середина осени 1941 года) на его счету уже было более 160-и боевых вылетов и несколько сбитых самолетов противника.
В конце весны 1942 года Дмитрий Леонтьевич, находясь в составе 15-й ударной авиагруппы (позже его перевели в 236-ю истребительную дивизию) сражался с противником в Крыму и на Северном Кавказе. На тот момент он уже являлся штурманом авиационного соединения.
Калараш не только «бил фашистов», он выполнял и ее одну очень важную роль – стал наставником молодых пилотов, которые только прибыли на фронт. Дмитрий Леонтьевич делился с ними опытом, рассказывая о том, как выбирать тактику на бой, как определять слабости противника, как трезво оценивать собственные силы.
Летом 1942 года Калараш сумел спасти жизнь генерала Ивана Климова, который возглавлял 236-ю авиационную дивизию. Они вместе на двух самолетах совершали воздушную разведку в районе Ростова-на-Дону. Внезапно появились вражеские крылатые машины. Завязался ожесточенный бой. Самолет Климова получил серьезные повреждения, загорелась и вошла в штопор. В самый последний момент Климову все-таки удалось катапультироваться. Раненый, получивший сильные ожоги, он приземлился в поле, а немцы не собирались его отпускать. Вражеские пилоты стреляли по нему из пулеметов. Дмитрий Леонтьевич, заметив это, развернул самолет и атаковал противников, заставив их отступить. После этого, посадил свою крылатую машину возле Климова, спустился на землю, отстегнул его парашют и втащил в кабину. Генерал был еще жив. Вдруг послышались выстрелы – немцы вернулись. Под непрекращающимся пулеметным обстрелом Калараш сумел подняться в воздух и вернуться на базу. Климов, кстати, выжил и сумел пройти всю войну.
***
Осень 1942 года выдалась горячей. Гитлеровцы начали масштабное наступление на Туапсинском направлении. Ожесточенные сражения происходили каждый день. Особенно сложно было советским пилотам. Силы противника превосходили их в несколько раз, поэтому немцы чувствовали себя полноценными хозяевами неба. Они бомбили советские наземные войска. А от пилотов требовали лишь одного – навязать противнику борьбу в небе. И летчики старались изо всех сил.
В начале октября подполковник Дмитрий Леонтьевич чуть было не погиб, в очередной раз сражаясь с гитлеровцами. Четыре советских ЯКа прикрывали войска 18-й армии. Внезапно из облаков появилась пара Ме-109. Буквально через несколько секунд, один ЯК-1 оказался подбитым. Его пилот – сержант Савченко – вышел из боя и направил крылатую машину на аэродром. А сражение продолжилось.
Спустя какое-то время советским пилотам удалось разъединить «Мессеры». И Калараш сумел подбить один из них. Немец решил выйти из боя, но Дмитрий Леонтьевич отправился за ним в погоню. Второй Ме-109, видя, что остался один против двух ЯКов, сумел оторваться от них. После чего бросился на помощь сослуживцу. И вскоре уже Дмитрий Леонтьевич оказался в сложной ситуации: несмотря на опыт и мастерство, у него практически не было шансов выйти победителем из дуэли против двух «Мессеров». Но сдаваться подполковник не собирался. Он уверенно вел самолет вверх и постоянно маневрировал. В конце концов, Калараш сумел перехитрить одного из преследователей и зайти ему в хвост. Приблизившись к «Мессеру» на расстояние нескольких десятков метров, он открыл огонь. Вражеский самолет вспыхнул и рухнул на землю. Второй Ме-109 не рискнул продолжить бой и отступил. Правда, Дмитрий Леонтьевич все-таки попытался его догнать, но тот скрылся в облаках.
29 октября 1942 года Дмитрий Леонтьевич отправился в свой, как оказалось, последний боевой вылет. В тот день он, возглавляя группу истребителей, которые прикрывали позиции 9-й Гвардейской стрелковой бригады, уверенно отражал атаки немецких «Мессеров».
Но с каждой минутой бой становился все труднее. Немцы, что называется, пытались взять числом, а не умением. В какой-то момент подполковнику Каларашу и капитану Щирову пришлось вдвоем сражаться с группой Ме-109.
Вскоре Щиров вышел из боя. Под прикрытием Дмитрия Леонтьевича, он посадил самолет и сумел спастись. Подполковник же остался один на один с гитлеровцами. Через какое-то время у него закончились боеприпасы. А затем Калараш получил несколько ранений. Понимая, что спасти машину шансов нет, он катапультировался. Но… получил мощный удар стабилизатором своего же самолета в грудь. Бесчувственного подполковника подобрали на земле красноармейцы и отправили в госпиталь. Но спасти его не удалось. Похоронили пилота в Лазаревском (сейчас – это район города Сочи).
На момент гибели Дмитрию Леонтьевичу было всего тридцать лет. За время участия в войне он совершил более двухсот боевых вылетов и лично уничтожил четырнадцать (по другим данным – одиннадцать) самолетов, а в группе еще шесть.
В декабре 1942 года Дмитрию Леонтьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.