Как Красная Армия разбила немцев под Москвой не числом, а умением

5 декабря торжественно отмечается один из Дней воинской славы России. 80 лет назад в этот день началось контрнаступление советских войск, в результате которого спустя месяц гитлеровцы были отброшены от Москвы на расстояние до 250 км. 

План контрнаступления был окончательно утвержден Ставкой Верховного Главнокомандования в конце ноября 1941 года. 

Несмотря на то, что ситуация на подмосковных фронтах в ноябре несколько стабилизировалась, а к столице продолжали подходить свежие дивизии, соотношение сил было не в пользу Красной Армии. В живой силе наша сторона отставала в полтора раза, в артиллерии – в 1,8 раза, в танках – почти вдвое. 

Однако советское высшее командование учло другие важные моменты. Например, вражеский фронт к ноябрю оказался сильно растянут – особенно за счет «выступов» ударных танковых групп к северо-западу от Москвы, у Клина , и к югу от столицы, вокруг Тулы. Так, передовые части немцев на Клинском выступе дошли до Ясной Поляны, откуда до границ Москвы было 17 км, а до Кремля по прямой – 29 километров! И ценой такого временного успеха гитлеровского воинства стало значительное растягивание их тыловых коммуникаций.

Сконцентрированный на наиболее слабых участках немецкой обороны синхронный удар 1,25 миллиона советских бойцов в составе трех фронтов (Калининского и Западного, под командованием Конева и Жукова, а также Юго-Западного – под командованием Тимошенко) принес Красной армии полный успех.

Сведение артиллерии крупного калибра в состав полков Резерва главного командования, а также накопление перед началом нашего контрнаступления трехкратного боекомплекта к каждому орудию позволили перед атаками на избранных участках немецкой обороны провести эффективную артподготовку, вплоть до тактики огневого вала. 

Не помог истеричный приказ Гитлера, изданный в средине декабря: держаться любой ценой. Командующий 4-й танковой группой генерал-полковник Геппнер, приказавший своим подчиненным отступить, избегая неминуемого окружения, в январе 1942 года был снят с должности с формулировкой «за трусость и неподчинение приказам», уволен из вооружённых сил без права носить военную форму и награды, а также без права на пенсию. 

Генерал Гудериан, едва успевший спасти от полного уничтожения свою 2-ю танковую группу (армию) под Тулой, также лишился своего поста в конце декабря, после чего почти два года его держали лишь на третьестепенных штабных должностях. Гудериан писал в своем дневнике: «Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными. Мы потерпели серьёзное поражение, которое из-за упрямства верховного командования повело в ближайшие недели к роковым последствиям. В немецком наступлении наступил кризис, силы и моральный дух немецкой армии были надломлены».

Командующий Сухопутными войсками Германии фельдмаршал фон Браухич в середине декабря сам заговорил о своей отставке, не видя дальнейшей возможности претворения в жизнь «наполеоновских» планов Гитлера. Фюрер отставку Браухича принял, 19 декабря самолично возложив на себя обязанности главнокомандующего. В тот же день лишился должности еще один немецкий генерал-фельдмаршал – командующий группой армий «Центр» фон Бок. 

В отношении срока окончания Московской наступательной операции есть разночтения. 

Думается, наибольшего доверия заслуживают оценки, размещённые на официальном сайте Министерства обороны России, согласно которым окончание Московской наступательной операции датируется 7 января 1942 года. 

То же самое касается цифр наших и немецких потерь. Обратимся и здесь к мнению профессионалов из Минобороны: «Все эти факторы, а также понесенные противником потери, особенно в военной технике, отсутствие у него оперативных резервов обусловили изменение соотношения сил и средств сторон. В итоге к концу контрнаступления оно уравнялось по артиллерии, а по людям и танкам стало в пользу фронтов западного направления соответственно в 1,1 и 1,4 раза». 

***

Значение Московской битвы трудно переоценить. По ее итогам противник был отброшен от столицы на расстояние до 250 км с освобождением Московской, Тульской, большей части Рязанской и Смоленской областей. 

В значительной мере был сломлен боевой дух гитлеровской армии. Планы молниеносной победы стали забываться. 

Окончательно отказались от планов завоевания советского Дальнего Востока японские милитаристы. Значительная часть бойцов была переброшена с Дальнего Востока на советско-германский фронт. Активизировались с ленд-лизом союзники по антигитлеровской коалиции, наконец-то, поверившие в то, что Советский Союз Третьему рейху не сломить. 

К середине декабря 1941 года советские оборонные заводы, эвакуированные за Волгу из западных областей страны, вышли на довоенный уровень производства, наращивая его объёмы месяц от месяца. 

А главное, значительно вырос дух советских бойцов, победивших под Москвой превосходящие силы немцев в первую очередь потому, что они защищали свою землю, а не пытались захватить чужую. После трудных лета-осени 41-го с их горькими поражениями и отступлениями, бойцы Красной армии окончательно поверили в возможность бить и побеждать ненавистного врага.

5
1
Средняя оценка: 2.89855
Проголосовало: 207