Марк Алданов. Писатель-масон

Начало в № 145

Говорят, если бить, то лучше сразу «по физиономии». В писательском мире это тоже бывало, но крайне редко. Максимум кто-то кому-то пощечину давал. А вот оскорбления, что для творческого человека не меньшее зло, звучали сплошь и рядом. Но если писателя называли масоном, то это уже звучало как обвинение. 

Поскольку масонам приписывали и приписывают управление миром, «теневое правительство» всего мирового сообщества, ну а «жидомасоны» организовали революцию в России, и иногда иудеи пили кровь у христианских младенцев. 

Словом, об этом тайном обществе говорят на протяжении не одного века. Правда, Лев Николаевич Толстой совсем по-другому писал о масонах, иногда даже его герои были ими, да бог с ним, с гениальным «стариком». Ведь и сегодня продолжают говорить и писать о масонах со страхом, достаточно заглянуть в Интернет, комментарии же лучше и не читать.

Писатель-историк Марк Алданов тоже был масоном. И можно было бы не говорить об этом отдельно, если бы Марк Александрович был обычным писателем, а не писателем-историком, на которого ложится особое бремя ответственности, так как в исторической тематике, как правило, идет речь о целой эпохе. И объективность тут обязательна. 

Но перед тем, как вернуться к рассказу о самом писателе Алданове, поговорим сначала о том, кто же такие на самом деле «масоны»? 

Итак, слово «Независимой газете».
Масонами не рождаются, Марина Тульская:

«…Вольфганг Амадей Моцарт, как известно, был масоном и даже специально для венской ложи "Милосердие", в которую он входил, написал оперу "Волшебная флейта". Музыку для масонов писал и Бетховен, хотя до сих пор неизвестно, принадлежал ли он к какой-либо ложе. Вольным каменщиком (другое название масонов) был и русский писатель Михаил Осоргин. Читатели больше знают его по роману "Сивцев Вражек" и, наверное, меньше – по повести "Вольный каменщик", которая вышла в свет, когда писатель жил в Париже. В различных тайных братствах состояли Пушкин, Радищев, Карамзин, художники Боровиковский, Левицкий, Билибин, архитектор Баженов. Вообще простой перечень имен русских масонов составил бы толстенный том. О современном российском масонстве говорят редко, хотя в печати время от времени появляются сообщения о конференциях, проводимых любезными братьями (так они называют себя между собой), а иногда публикуются даже интервью с Великими мастерами (руководителями тех или иных орденов). За более подробной информацией о сегодняшнем состоянии российского масонства наш корреспондент обратился к профессору, доктору исторических наук Сергею Павловичу Карпачеву, автору книги "Путеводитель по тайнам масонства", вот уже 10 лет занимающемуся исследованиями в данной области.
Из досье "НГР" Отечественное масонство официально действует в постсоветской России начиная с 1991 года. Большинство лож в России открыты при непосредственной и активной помощи французских братьев. Под юрисдикцией ложи "Великого Востока Франции" образованы: 1991 г. Москва – "Северная звезда", 1992 г. Москва – "Свободная Россия", 1993 г. Москва – "Девять муз" и "Северные братья", 1994 г. Архангельск – "Полярная звезда". В 1996 году все вышеназванные ложи были закрыты. В 1997 г. в столице была образована новая ложа "Москва", возобновилась и работа "Северной звезды". "Великая ложа Франции" создала: 1991 г. Москва – "Новиков", 1992 г. Санкт-Петербург – "Сфинкс", 1992 г. Харьков – "Геометрия", 1993 г. Москва – "Лютеция". Великая национальная ложа Франции создала: 1992 г. Москва – "Гармония", 1993 г. Москва – "Лотос", 1994 г. Санкт-Петербург – "Астрея", Воронеж – "Гамаюн", 1996 г. Москва – "Аврора-5" (ложа для англоязычных братьев). В 1995 г. вышеназванные ложи создали свое национальное послушание – Великою ложу России. В ее системе по всей стране действуют ложи высших градусов: "Усовершенствование", "Сократ", "Капитул-18", "Ареопаг Святой Георгий", "Трибунат Озирис", "Консистория Михаил Гардер".

– Сергей Павлович, что представляет собою современное российское масонство?
– В настоящее время в России существуют ложи трех послушаний. Они открыты при непосредственном участии братьев из Франции. Причем открыты теми орденами, которые имеют право организовывать свои ложи в других странах. Это в первую очередь "Великий Восток Франции", "Великая ложа Франции" и "Великая национальная ложа Франции".
Так, 28 апреля 1991 года "Великий Восток Франции" создал в Москве первую в новейшей истории России ложу "Северная звезда". А в конце августа того же года "Великая ложа Франции" открыла здесь же ложу "Николай Новиков", еще через год – ложу "Лютеция". В свою очередь, официально утвердившиеся российские ложи начали формировать свои собственные братства. Таким образом, от "Северной звезды" отпочковались "Свободная Россия", "Северные братья" и "Девять муз", которые просуществовали до конца 1996 года. Тогда же они попытались создать и свое послушание "Великий Восток России", но встретились с серьезными трудностями и фактически перестали существовать.
– Какого рода это были трудности?
– Во-первых, слабая социальная база, во-вторых, отсутствие финансовых средств для нормального функционирования и, в-третьих, безусловно, повлияли чьи-то личные амбиции. Тогда "Великий Восток Франции" закрыл все созданные им ложи и создал в середине 1997 года новую ложу "Москва". Вместе с "Северной звездой" в этих двух организациях числятся 20 человек. Но эти две ложи фактически себя никак не проявляют. А вот ложи, которые возникали под эгидой "Великой национальной ложи Франции" или так называемого регулярного масонства, напротив, нормально развиваются.
– То есть существует несколько разновидностей масонства?
– В настоящее время мировое масонство расколото на две основные ветви: регулярное (англосаксонское), или, как еще его называют, консервативное, масонство и либеральное масонство. Последняя ветвь более социально ориентирована, к ней можно отнести "Великий Восток Франции". В 1877 году на Конвенте он принял решение, что в ряды ордена можно допускать и атеистов. Великая национальная ложа Франции (пример регулярного масонства) с 1992 по 1995 год создала в России четыре ложи: в Москве – "Гармонию" и "Лотос", в Санкт-Петербурге – "Новую Астрею", в Воронеже – "Гамаюн". К 1995 году они смогли создать собственное послушание – Великая ложа России (ВЛР). И это направление получило достаточно серьезное развитие. В настоящее время у этого братства более 20 лож в разных городах России: в Новосибирске, Калининграде, Воронеже и других. В общей сложности в них входят более 200 членов.
Это национальное российское послушание признано более чем 50 орденами регулярного масонства. Правда, у новой ложи в свое время были определенные проблемы: в начале 2001 года представители шести лож откололись и создали Русскую великую регулярную ложу. В настоящее время в ней шесть лож и около 100 членов, но они еще не признаны другими регулярными послушаниями и только начинают борьбу за признание. А пока ложа находится в таком неопределенном положении, то она считается "дикой". Всего в российском масонстве можно насчитать немногим более 300 человек.
– А каков социальный состав российского масонства?
– В основном это бизнесмены, которые и финансируют деятельность лож, ведь только на членские взносы братство жить не может. Немало и представителей гуманитарной и технической интеллигенции: философы, историки, журналисты, инженеры, а также бывшие офицеры, чиновники, врачи.
– Есть ли в России ложи для иностранцев?
– Великая ложа России имеет одну англоязычную ложу для иностранцев масонов, которые живут и работают в Москве. Это "Аврора-5", организованная 23 июня 1996 года в системе ВЛР.
– А как вообще попадают в масонские ложи?
– Обычно по знакомству. У нас в России все ведь по знакомству делается. Например, в масонстве начала XX века четко прослеживаются либо дружеские, либо родственные, либо служебные отношения между братьями по ордену. А сейчас открылся еще один канал – интернет. У той же Великой ложи России есть свой сайт во всемирной глобальной сети.
– Могут ли женщины вступить в масонскую ложу?
– В России – нет. Ведь это рыцарский орден. Хотя за границей существуют женские и смешанные ложи – например, Великая женская ложа Франции. Кстати, "Великий Восток Франции" ее признает. А в орден "Droit humain" ("Человеческое право") принимают и мужчин, и женщин. Так что если вы хотите стать "сестрой", то вам нужно обратиться в те или иные ложи Бельгии, Франции или другой страны, где функционируют эти организации.
– Правда ли, что до сего дня существует какая-то страшная клятва, которую дают при посвящении в масоны?
– Конечно, клятву дают, и текст мало изменился со времен ее создания (XVIII век, Англия). И в ней действительно есть фразы вроде такой: "Пусть я буду рассечен, и... язык мой вырван..." и т.д. Но это не более чем дань традиции. В масонстве вообще присутствует определенная театральность. Высшее же наказание для масона – это исключение из рядов ложи.
– Рассмотрим такую ситуацию: муж вступил в масоны и решил рассказать об этом своей жене. Он имеет право на это?
– Имеет. Раньше даже существовал обряд, когда новообращенному вручали две пары белых перчаток (это один из атрибутов "спецодежды" масонов) и розу. Одну пару перчаток и розу он мог подарить своей жене или избраннице. Масон не имеет права ничего говорить о других, а о себе – пожалуйста.
– Значит, рассекретить себя можно. Кто-то из российских братьев это уже сделал?
– Да. Великий мастер Великой ложи России Георгий Дергачев. Он руководил ложей с начала ее основания – с апреля 1995 года по апрель 2002 года. В сентябре пройдет заседание Ассамблеи ВЛР, где будет избран новый Великий мастер. Ассамблея будет закрыта для прессы.
– Чем сегодня занимаются масонские ложи?
– Как любые другие организации – ведут прием в свои ряды новых членов, решают какие-то организационные вопросы, но самым главным элементом их работы является чтение "зодческих работ" (докладов) по тем или иным проблемам масонства: символика, мистика, нумерология, о тех или иных масонских инструментах – молотке, зубиле, циркуле и т.д. В ложах "Великого Востока Франции", как более социально ориентированных, серьезное внимание уделяется социокультурным вопросам.
– Насколько мне известно, масоны не любят говорить о своем участии в реальной политике. С чем это связано?
– Действительно, и в документах "Великого Востока Франции", и в документах регулярного масонства содержится положение, запрещающее обсуждать на официальных заседаниях лож политические и религиозные вопросы, то есть те, которые могут вызвать наибольшие разногласия среди братьев. Масонская работа нацелена исключительно на гармонию. А вот на агапах (братских трапезах или товарищеских ужинах), которыми обычно заканчиваются заседания в ложах либерального масонства, наоборот, поощряется обсуждение социально-политических вопросов.
Члены братства могут придерживаться любого идеологического или политического направления, им не воспрещается состоять в политических партиях и участвовать в общественно-политической жизни. Хотя, насколько мне известно, в современном масонстве политических деятелей нет. По крайней мере более или менее заметного масштаба.
– Масонские ложи – организации открытые или закрытые?
– Это закрытые общества, хотя и не тайные. Потому что начиная с давних времен реальных тайн почти не осталось. Существует огромное количество литературы по масонству, в том числе та, в которой описаны символы, ритуалы, правила и т.д.
– А как регистрируются масонские ложи в России и как они себя при этом называют?
– Регистрируются так же, как любые организации, в органах юстиции. Например, Русская великая регулярная ложа зарегистрирована под названием "Некоммерческое партнерство общества по искусству обработки камня "Русская великая регулярная ложа". А Великая ложа России недавно зарегистрировалась как "Некоммерческое партнерство общества древних принятых масонов шотландского обряда". Раньше масонские ложи регистрировались как те или иные фонды.
– С давних пор ведутся споры о вольных каменщиках. Вредны они или полезны для общества или отдельно взятой страны?
– Смотря для кого. Для мусульманского фундаменталиста или для ярого националиста масоны – это плохо. Масонство было запрещено в коммунистической России, в фашистской Германии. Сейчас оно запрещено в Иране, Ираке и других странах с диктаторскими режимами. Есть одно исключение – Куба, единственная коммунистическая страна, где масонство не запрещено.
Люди, достаточно толерантные, хорошо воспринимают масонство. Оно объединяет людей, это элемент западной цивилизации и, если хотите, элемент гражданского общества. Что плохого, если человек принимает идеи свободы, равенства и братства, может активно заниматься филантропией, просветительской деятельностью, издавать книги?
– И все-таки почему масоны так не любят афишировать себя и свою деятельность?
– Во-первых, скромность – одна из добродетелей масонства, во-вторых, посмотрите, сколько на улицах людей ходит, которые за бутылку, за 10 долларов готовы отправить на тот свет не только масона, но и кого угодно... Сказываются и традиции, идущие из Средних веков. Да и потом закрытая организация принимает в себя только людей, близких друг другу по духу.
– В современном масонстве что-то кардинально изменилось по сравнению с прошлыми веками? Например, в ритуалах?
– Да, они стали более простыми. Скажем, раньше в отдельных ритуалах масоны должны были скреплять свою клятву кровью, сейчас, конечно, никакого членовредительства не производится. Изменился и язык ритуала, он "приспособился" под современный, поскольку, наверное, трудно все-таки говорить на языке XVIII века в веке XXI. Какие-то направления масонства отмирают, какие-то возрождаются.
Сейчас самым распространенным ритуалом является древний шотландский ритуал. Вообще же используется 5-6 ритуалов: французский, эмулейшн (соревновательный), мемфис-мизраим, имеющий 95 градусов. А за всю историю существования масонства насчитывается 65 ритуалов: бразильский, восточный, знаков зодиака, строгого послушания и другие. Естественно, масоны вынуждены откликаться на веяния современности. Но основные традиции, конечно, сохраняются. До сих пор, например, регулярное масонство действует по Конституции Андерсона, написанной в 1723 году.
– В начале XX века существовала прослойка литераторов-масонов, которые воплощали идеи братства в своих произведениях. А сейчас есть что-нибудь подобное?
– Не знаю. Раньше это было в традициях братства – так или иначе освещать в своем творчестве масонскую тематику. Возьмем, к примеру, знаменитого журналиста начала прошлого века Александра Амфитеатрова. Но я не думаю, что в его произведениях обозначены чисто масонские идеи. Хотя что-то о розенкрейцерах он писал. Кстати, в конце жизни Амфитеатров стал приверженцем... итальянского фашизма.
В произведениях Марка Алданова присутствуют масонские мотивы. Можно вспомнить еще Гайто Газданова, Василия Ивановича Немировича-Данченко – крупного беллетриста, журналиста, брата известного основателя МХАТа Владимира Немировича-Данченко. Между прочим, Василий в начале XX века был более известен, чем Владимир. Еще имена? Историк Трачевский. Павлов-Сильванский, тоже крупный историк начала XX века. У него есть работы, посвященные Пестелю, но писал ли он их под влиянием масонства или нет, прямых доказательств этого пока нет.
– Как вы думаете, масонство имеет будущее? Будут ли, скажем, существовать масонские ложи в конце третьего тысячелетия?
– Трудно сказать, вообще имеем ли мы все будущее... В мировом масонстве давно уже замечены процессы старения. Ведь в эту организацию в основном вступают люди среднего и пожилого возраста, притока молодежи не наблюдается. Идет сокращение численности масонского братства. Например, раньше в Америке было более четырех миллионов вольных каменщиков, сейчас около трех миллионов. Отчасти это происходит еще и потому, что появилась масса других организаций. Поскольку масонство в России представляет собой элемент западноевропейской цивилизации, то, наверное, оно имеет или не имеет будущее настолько, насколько активно Россия будет включаться в эту цивилизацию.
– И все-таки почему люди идут в масоны?
– Наверное, у каждого свои резоны. Вообще у масонов в ритуалах есть предупреждения о том, что ты не должен идти сюда из-за любопытства, из-за каких-то корыстных или карьерных соображений и т.д. Но в реальности все эти мотивации, безусловно, присутствуют. Люди есть люди. Редко кто идет со светлыми, идеалистическими и романтическими целями, которые в масонстве в той или иной степени подразумеваются. Скажем, в масоны часто вступали адвокаты, страховые агенты, которые таким образом искали себе выгодных клиентов...
– Получается, что некоторые братья и сегодня, вступая в ряды масонов, преследуют цель карьерного роста?
– Наверное, кто-то и может продвинуться по карьерной лестнице благодаря масонским связям. Но в масонстве существует жесткая иерархия должностей. Первая – это иоанновские, или символические, или синие, ложи. Тут есть степени ученика-подмастерья-мастера. Различают вольных каменщиков и по должностям, занимаемым в ложе: Досточтимый мастер (руководитель ложи), первый, второй страж, секретарь, оратор и другие. Над иоанновскими ложами возвышается надстройка из братьев высших градусов посвящения. Например, самый распространенный в мире Древний шотландский ритуал имеет 33 градуса. Практически во всех ритуалах записано, что высшие градусы не имеют права вмешиваться в дела низших градусов.
А для того, чтобы стать из ученика мастером, нужно соблюдать правила, соответствующие регламенту, прочитать зодческую работу. Первая работа должна называться примерно так: "Мои первые впечатления о масонстве": здесь речь идет об убранстве храма, о тайнах масонства, об инструментах и т.д. Работа над зодческим докладом, уплата членских взносов являются основанием для повышения "заработной платы", хотя это термин символический, ведь масонство пошло от средневековых строителей…»

Теперь сами судите, совершил ли писатель Марк Алданов какое-то святотатство, принадлежа к масонскому сообществу. Могло ли, в принципе, кроме некоторых мотивов в отдельных произведениях, сказываться его членство в обществе на том, о чем он писал.

Еще раз, почему об этом мы затеяли разговор. Просто люди часто недооценивают роль и значение писателя в обществе, в целом. Между тем, если писатель или публицист не графоман, в его произведениях, независимо от их жанра, обязательно отражаются и социальные слои общества, и само государственное устройство.

В дополнение к нашему разговору, предоставим еще слово Нине Берберовой, которая изучала масонство и масонов того времени, когда жил Алданов.

Нина Берберова о масонстве и Марке Алданове, в том числе:

…Такт и мера в характере Алданова не были врожденными чертами, они были им благоприобретены. Он создал их в себе, он всю жизнь заботился о своей «гештальт», образе, который он проецировал на других, образе «европейца», цивилизованного члена цивилизованного века, так или иначе не позволявшего себе проявлений эмоций дикаря, ошибок дурака, дурных манер и слишком искренних исповедей. Алданов не подозревал, что кое-кто, особенно из «молодых», над ним посмеивается, и продолжал называть Толстого «граф Лев Николаевич», напоминать при каждом удобном случае, что «Иван Алексеевич» получил премию Императорской, а не какой-нибудь советской, Академии за перевод «Гайаваты», что раз «Павел Николаевич» сказал, что это – так, спорить с ним было бы неуважительно. Еще в 1937 г. Алданов нашел тон переписки с Максаковым:

«Я сейчас пишу статью… Можно упомянуть о Вашем устном рассказе, как Вы беседовали в 1917 г. с ген. Алексеевым? Помнится, он признал невозможным сотрудничество с Романовыми».

Алданов, конечно, был в ужасе от визита маклаковской группы к Богомолову, но тем не менее 11 июня 1945 г. он писал из Нью-Йорка А. Титову, что «Василий Алексеевич написал прекрасное письмо об их хождении». В архиве есть письмо Маклакова к Адданову, помеченное 10 мая (года нет), это то письмо, о котором Алданов сообщает Титову.

Маклаков, полуоправдываясь, писал ему:

«Я невольно вспоминаю 41 год – поход Гитлера на Россию для ее „освобождения от большевиков“. У нас никакой силы не было, но нам приходилось решать, на чьей мы стороне. И несмотря на общую ненависть к Советам, зародилось течение, которое в этой схватке стало на стороне Советской России. Никто не был уполномочен решать это за эмиграцию, но, посреди официального германофильства, возникло течение за предпочтение Сов. России – Германии. Оно публично не могло выступать, но сами собой подбирались единомышленники так, чтобы не было огласки; собирались побеседовать за чашкой чая, то у меня, то у Ступницкого, то у других. Несогласные отходили, согласные приглядывались и оставались. Так зарождалась группа, которую сначала связывали с собственными именами, потом она выпустила печатную листовку, которую подписали самозванным именем.

В 1945 г. группа ходила к Богомолову, потом задумала оформить себя в Общество сближения с Советской Россией, чтобы (неразборч.: распасться? закрыться?), как только Советы пошли не по нашей дороге».
Конца письма в архиве нет, нет и подписи, это – машинопись, лицо и оборот, видимо – копия, которую Маклаков оставил себе.

Из их переписки, начатой в 1930-х гг., становится бесспорным, что Маклаков предпочитал встречаться уже в эти предвоенные годы с «друзьями» у близких друзей на дому, или в кафе, или ресторане, но не в здании на ул. Кадэ. Встречались у Фондаминского (Бунакова), у Софьи Григорьевны Пети, в квартире самого Маклакова. До войны Демидов и Зензинов также входили в эту небольшую группу. В 1948 г. Маклаков официально возвращается в ложу, и в 1950 г. круг людей ему близких суживается до 10–15 человек: одни и те же имена начинают повторяться в письмах к Алданову и Алданова к нему. Среди них: Вырубов, Элькин, Тер-Погосян, Титов, Альперин, Керенский. В это же время в письмах обоих возобновляется камуфляж, столь привычный в переписке масонов, и постоянная оговорка о новом завербованном члене группы «хотя он и не масон», или «он, как Вы знаете, конечно, не масон»: «Хотя АА. (Титов) и не масон, его надо привлечь». В это время и Титов, и Вырубов думают о создании некоего «совещания», где можно будет говорить о текущих событиях: «Нет причин, – пишет Алданов в 1956 г., – придавать такому совещанию именно масонский характер». (Но, конечно, без обращения в газеты!). А событий немало, и одно из них – довольно неприятное: на съезде советских писателей в Москве Федин под шумные аплодисменты объявил, что Бунин перед смертью стал советским гражданином. «Все потребовали, – пишет Алданов, – чтобы В.Н. Бунина это опровергла, она не захотела» (Бунин умер за три года до этого). И Алданов не понимает: Почему? Она не скрывала: запретил ей это Зуров.

Теперь и Алданов начинает предпочитать «маленькую группу». На улице Кадэ закончен ремонт, но там стало так неуютно: двери широко открыты, чужие люди входят и выходят, все тайны описаны в книгах, символы расшифрованы, описаны ритуалы и имена опубликованы. Братья в палате (теперь – Генеральная Ассамблея) уже имеют не сотни мест, а всего десятка два. Кое-кто из новоприезжих просится в масоны, но как они оказались здесь, в Париже? Кто знает, что они делали до этого, и где? Некоторых берут в Ученики, но проходит и три, и четыре года, а они все еще не могут пройти в Подмастерья, и в ложах нет Мастеров, и значит, никакого Ареопага создать невозможно. Этого никакой Устав не предвидел: некого послать в Совет, в Консисторию, на Конгресс… Но где этот Совет? И будет ли Конгресс? У кого есть время разучивать ритуальные диалога и делать доклады? И что осталось от свободы, братства и равенства?

Брат Газданов, вышедший недавно в Тайные (3°) Мастера, пишет Маклакову, что никто вокруг него не знает, о чем писать, чтобы получить следующую степень. Им кажется, что церемонии, диалоги и ритуалы хорошо бы было сократить, они только отнимают время. Среди них есть уже «третье поколение» эмигрантов, и братья «второго» кажутся новоприбывшим стариками. Общего разговора не получается: одни окончили французский лицей, едва говорят по-русски, другие – «перемещенные лица» и ничего не окончили. И что делать, если между ними попадутся «власовцы», носившие немецкую форму? Куда их девать?..

И снова возникает любопытное ощущение, читая теперь уже умную писательницу Берберову. 
Никакого оккультизма в рассказе о тайном обществе, были в нем совещания, обсуждения, обмен мнениями. И об Алданове Берберова пишет уважительно.

Впрочем, о Марке Александпровиче писали многие, и писали хорошо. Его называли «джентльменом эмиграции».

Однако отдельного разговора требует рассказ о взаимоотношениях Марка Александровича с Ходасевичем и Буниным, но это в следующий раз...

 

Продолжение следует…

5
1
Средняя оценка: 2.7957
Проголосовало: 186