Самед Гамид оглы Абдуллаев: герой в белом халате
Самед Гамид оглы Абдуллаев: герой в белом халате
Во время Великой Отечественной войны Абдуллаев являлся санитарным инструктором. Он на себе выносил раненых красноармейцев с полей сражений, оказывал первую помощь. Нередко Самеду и самому приходилось брать в руки оружие, чтобы отбить вражескую атаку. Благодаря своей храбрости и мужеству, Абдуллаев стал одним из сорока семи медиков, которые за время Великой Отечественной войны удостоились звания Героя Советского Союза.
Великая Отечественная война стала не только тяжёлым испытанием для Советского Союза, но и делом, объединившим все народы этой огромной страны. Русские, украинцы, белорусы, грузины, киргизы и остальные жители республик, рука об руку сражались с общим врагом. Не остался в стороне и Азербайджан.
По официальным данным около шестисот тысяч азербайджанцев ушли на войну. А вот вернулась лишь половина… А сто двадцать восемь человек стали Героями Советского Союза. Среди них – Самед Гамид оглы (Гамидович) Абдуллаев. Он не был бесстрашным летчиком или храбрым танкистом, хладнокровным снайпером или удивительно точным артиллеристом. Азербайджанец являлся санитарным инструктором в 1339-м стрелковом полку 318-й горнострелковой дивизии 18-й армии Северо-Кавказского фронта.
Медики, которые вместе с солдатами находились на полях сражений, как-то остались, если можно так сказать, на обочине истории. Их подвиги померкли на фоне других и оказались недооценены. И это несправедливо. Медицинские работники внесли точно такой же вклад в победу, как и все остальные участники войны. Например, маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян так отзывался о них: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».
И Самед Гамид оглы полностью подходит под описание, которое дал Баграмян. Абдуллаев родился в 1920 году в небольшом селе Голгаты в Азербайджане (сейчас этот населенный пункт относится к Агдашскому району этой страны, а тогда – к Арешскому уезду Гянджинской губернии). Происходил Самед из рядовой крестьянской семьи. Причем, когда мальчишке было всего два года, не стало его отца. Но, несмотря на многочисленные трудности, он окончил семь классов и стал студентом Агдашского педагогического техникума.
Получив образование, Самед Гамид оглы перебрался село Куснет и стал работать в местной школе учителем. В те далекие времена учитель был чуть ли не самым главным человеком в селе. Он пользовался уважением как детей, так и взрослых. И Абдуллаев был не просто учителем, а наставником и, прежде всего, другом для своим подопечных. К тому же, он отличался веселым, жизнерадостным характером и являлся душой компании. Самед Гамид оглы разбирался в музыке, хорошо пел и умел играть на таре – струнном музыкальном инструменте, распространенном в странах Ближнего Востока. Кроме этого, он занимался охотой и отлично стрелял.
Но в 1939 году педагогическое настоящее Абдуллаева сменилось на армейские будни. Так, в армии, его отправили постигать сложную медицинскую науку в школу санитарных инструкторов, расположенную в Тбилиси. Вернуться домой Самеду Гамиду оглы было не суждено – началась Великая Отечественная война.
Абдуллаев, после прохождения обучающих курсов, отправили на фронт. Несмотря на отличные показатели в стрельбе, его приписали в качестве санитарного инструктора 1339-му стрелковому полку 318-й горнострелковой дивизии 18-й армии. Вместе с ней он сражался с противником на Кавказе, в Крыму и Керченском полуострове. Несмотря на достаточно юный возраст (парню бол всего двадцать один год, когда началась война), Абдуллаев не потерялся среди более взрослых сослуживцев. Он вместе с остальными медиками старался спасти чужие жизни, рискуя своей. В оном из сражений Самед Гамид оглы получил ранение. И уже его самого с поля боя вытаскивали сослуживцы. Санитарного инструктора отправили в госпиталь. Поправив здоровье, он вернулся на фронт.
***
Первые два года войны для Самеда Гамида оглы пролетели незаметно. Чуть ли не каждый день шли бои, тысячи и тысячи солдат получали ранения и им приходилось либо оказывать помощь посреди святящих пуль и взрывов, либо уносить с передовой на себе. Полученный колоссальный опыт помогал Абдуллаеву с решением различных задач. Он научился быстро оценивать состояние красноармейца и в зависимости от этого уже принимал решение. Но иногда санитарному инструктору и самому приходилось брать в руки оружие.
Например, первого ноября 1943 года Самед Гамид оглы вместе со своей горнострелковой дивизией принял участие в форсировании Керченского пролива и высадке на полуостров близ поселка Эльтиген во время Керченско-Эльтигенской десантной операции. Враг оказывал ожесточенное сопротивление, обстреливая красноармейцев из артиллерийских орудий. Дивизия несла тяжелые потери. Многие бойцы погибали еще во время форсирования пролива, а тех, кто все-таки добирался до земли, встречали немецкие пулеметчики и автоматчики.
Писатель А.Казарян в книге «Герои боев за Крым», так описал те события: «Форсировав Керченский пролив, части 318-й Новороссийской стрелковой дивизии закрепились на плацдарме у поселка Эльтиген, названном «Огненной землей». Этот клочок земли в самом деле был огненным. Гитлеровцы непрерывно бомбили его с воздуха, обстреливали артиллерией, держали под огнем пулеметов и автоматов, атаковали под прикрытием танков, силясь сбросить советских воинов в море».
Абдуллаев был на передовой. Свистели пули, взрывались снаряды, а он, в очередной раз рискуя своей жизнью, пытался кого-то спасти. И времени на отдых у санитарного инструктора не было. Чуть ли не каждые десять секунд звучало «Абдуллаев, сюда!» И Самед, подхватив медицинскую сумку, мчался на зов.
В какой-то момент гитлеровцы стали побежать и оттеснять советских солдат к водам Керченского пролива. Любая деталь, даже самая незначительная, могла решить исход битвы. Вдруг Абдуллаеву сообщили, что на оставленном участке находится раненый командир. Немцы уже заняли ту территорию, поэтому никто не отваживался его спасать. Но Самед Гамид оглы решил рискнуть. Он пополз спасать командира. Немцы его заметили и открыли огонь. Позади слышались голоса красноармейцев, которые просили санитарного инструктора вернуться. Но Абдуллаев подобрался к вражеской точке и забросал ее гранатами. После чего сумел отыскать раненого командира, положил его на плащ-палатку и дотащил до расположения советских войск.
Но та битва еще не была завершена. Кровопролитное сражение продолжилось. Шальная пуля ранила Абдуллаева в руку. Но он, оказав сам себе первую медицинскую помощь, остался на поле боя, отказавшись его покинуть. Когда немцы атаковали в очередной раз, Самед Гамид оглы взял в руки автомат и встал рядом с сослуживцами. Навыки охотника, приобретенные в довоенные годы, пригодились санитарному инструктору. Довелось Абдуллаеву поучаствовать и в рукопашной схватке с противником. Известно, что в той схватке санитарный инструктор лично уничтожил несколько гитлеровцев.
Сражения за Керченский полуостров продолжились. И Абдуллаев, как мог, помогал сослуживцам подавить сопротивление врага. Керченско-Эльтигенская десантная операция завершилась лишь одиннадцатого декабря 1943 года. И поскольку она длилась более сорока суток, то считается одной из крупнейших за всю войну. Несмотря на героизм и нечеловеческие усилия, красноармейцам тогда не удалось полностью освободить полуостров от гитлеровских войск. Но все равно, ее можно было считать успешной, поскольку противник стянул туда большие силы. А это, в свою очередь, привело к отказу немецких командиров от контрудара по наступающим советским бойцам 4-го Украинского фронта. Кроме этого, десантникам удалось не только захватить стратегически важный плацдарм на полуострове, но и закрепиться на нем. И спустя несколько месяцев именно оттуда стартовала Крымская наступательная операция.
Вот только Абдуллаев до этого недожил. Бесстрашный санитарный инструктор погиб пятого ноября 1945 года. Похоронили его в поселке Эльтиген (сейчас – это поселок Героевское, который находится в черте Керчи). Указом Президиума Верховного Совета СССР от семнадцатого ноября 1943 года Абдуллаеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Надо сказать, что за всю войну менее пятидесяти медиков удостоились такой высокой награды. И Абдуллаев оказался среди них.
Именем Героя названа школа в родном поселке Самеда Гамида оглы. Также, в городе Агдаш есть, посвященная ему мемориальная доска.