Запоздалая отставка: жалко не Горбачёва – жалко страну…
Запоздалая отставка: жалко не Горбачёва – жалко страну…
25 декабря 1991 года президент СССР Горбачев зачитал по телевидению заявление о своей отставке. Произошло это, однако, лишь тогда, когда он сделал всё, чтобы довести разрушение сверхдержавы до точки невозврата…
Уход в отставку с поста президента Советского Союза Михаила Горбачева традиционно считается датой окончательного исчезновения «шестой части суши». В 19-00 25 декабря состоялось последнее телеобращение Горбачева к народу. В в 19-38 в Кремле был спущен государственный флаг СССР и был поднят российский флаг. Чуть раньше на спешно созванном заседании российского Верховного Совета было принято решение и переименовании РСФСР в Российскую Федерацию.
Всё это было уже техническими деталями. «Освободить помещение» Ельцин потребовал у Горбачева еще 15 декабря, не дожидаясь формального утверждения Беловежских соглашений остальными республиками номинально ещё существующего СССР. В последующие дни Ельцин полностью переподчинил себе Госбанк России и все структуры Межгосударственного экономического комитета (эрзац-правительства Союза ССР).
«Законодательная власть» СССР в лице «реформированного» Верховного Совета против Беловежских соглашений не возражала. Правда, другая палата «обновленного» ВС СССР, Совет Союза, все же нашла мужество выступить против антиконституционного переворота, но эти робкие голоса уже никто не слышал…
К декабрю никакими реальными полномочиями Горбачёв не обладал. О его влиянии на внутреннюю и внешнюю политику говорить уже не приходилось.
Добившийся в 1990 году своего избрания президентом, Горбачёв не сделал ровным счетом ничего, чтобы хоть как-то походить на тех своих коллег, глав государств, которые стали жертвами государственных переворотов. Как, например, президент Чили Сальвадор Альенде, сражавшийся с горсткой последних защитников Конституции в осажденном путчистами дворце Ла-Монеда с оружием в руках и погибший от пуль пиночетовской солдатни на своем посту.
Горбачёв использовал последние 4 месяца своей номинальной власти в напрасных попытках договориться хоть о каком-то символическом посте для себя в «обновленном Союзе». Однако у Ельцина были свои счёты с Горбачёвым – он решил, что тому хватит персональной пенсии, дачи и охраны. В конце концов бывшему президенту СССР пришлось довольствоваться приработком в виде рекламы пиццы.
В последней своей президентской речи на ТВ «гарант Конституции» всячески превозносил свои заслуги в качестве «инициатора демократических реформ».
Злой карикатурой звучат тезисы этой его речи сегодня: «Я твердо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться»
(Никто не обратил внимания на бредовость соединения «независимости составных частей» и «сохранения целостности государства»).
«Судьба так распорядилась, что, когда я оказался во главе государства, уже было ясно, что со страной неладно. Всего много: земли, нефти и газа, других природных богатств, да и умом и талантами Бог не обидел, а живем куда хуже, чем в развитых странах, все больше отстаем от них. Причина была уже видна – общество задыхалось в тисках командно-бюрократической системы. Обреченное обслуживать идеологию и нести страшное бремя гонки вооружений, оно – на пределе возможного. Все попытки частичных реформ – а их было немало – терпели неудачу одна за другой. Страна теряла перспективу. Так дальше жить было нельзя. Надо было кардинально все менять».
(Это – прямая калька с агиток Кравчука перед референдумом о независимости Украины 1 декабря 1991 года).
«Однако то, что сделано, должно быть оценено по достоинству <…> Ликвидирована тоталитарная система, лишившая страну возможности давно стать благополучной и процветающей <…> Поворачивая экономику к рынку, важно помнить – делается это ради человека. В это трудное время все должно быть сделано для его социальной защиты, особенно это касается стариков и детей.
(Сегодня, 30 лет спустя, каждый может оценить это насквозь лживое пустословие).
«Мы живем в новом мире: Покончено с "холодной войной", остановлена гонка вооружений и безумная милитаризация страны, изуродовавшая нашу экономику, общественное сознание и мораль. Снята угроза мировой войны <…> Мы открылись миру, оказались от вмешательства в чужие дела, от использования войск за пределами страны. И нам ответили доверием, солидарностью и уважением».
(Для Запада эта невиданная «открытость миру» стала полной и безоговорочной капитуляцией СССР).
«Хочу от всей души поблагодарить тех, кто в эти годы вместе со мной стоял за правовое и доброе дело. Наверняка каких-то ошибок можно было бы избежать, многое сделать лучше. Но я уверен, что раньше или позже наши общие усилия дадут плоды, наши народы будут жить в процветающем и демократическом обществе».
Недаром говорят в русском народе, что благими намерениями вымощена дорога в ад – это по поводу совершённого Горбачёвым «правого и доброго дела». Если Иуда предал лишь Христа и Его апостолов, то преданными Горбачёвым оказались 113 с лишним миллионов советских людей, проголосовавших за сохранения СССР 17 марта 1991 года. А еще десятки поколений наших предков, сшивавших огромную страну, раскинувшуюся на шестой части суши.
Евангельский Иуда сам вынес себе смертный приговор за предательство. Иуды нынешние рассматривают свою разрушительную деятельность в качестве собственной заслуги. Только перед кем?
СССР оказался разрушенным преступной деятельностью и столь же преступным бездействием его жалкого лидера, к концу своих полномочий ставшего бесправным зиц-председателем государственных развалин. И снова вспоминаются слова Наполеона о том, что «лев во главе стада баранов может добиться куда большего, чем баран по главе стаи львов». На льва нашей общей Родине не повезло.