Как начиналась Ржевская битва

8 января 1942 года началось наступление частей Красной армии с целью окружения гитлеровской группы армий «Центр», сосредоточенных в районе Ржева и Вязьмы. Хотя полностью поставленную задачу выполнить и не удалось, противник понес значительные потери, была освобождена часть оккупированной советской территории.

Успех декабрьского контрнаступления РККА под Москвой заставил Ставку задуматься о развитии успеха. Речь шла о масштабном наступлении на фронте от Ладожского озера до Черного моря. Важнейшей частью наступления стала Ржевско-Вяземская операция. Главной её задачей было окружение последующий разгром немецкой группы армий «Центр».

Советские войска планировали сходящимися ударами в обход Ржева и расположенной южнее Вязьмы окружить две трети этой армейской группы, перерезать ее снабжение по железной дороге из Смоленска и постепенно уничтожить образовавшийся котел.

Задача была возложена на Калининский фронт под командованием генерал-полковника Конева и Западный фронт, которым командовал генерал армии Жуков. 

Наступление началось 8 января. Быстро наступавшая с севера 29-я армия глубоко вклинилась во вражескую оборону. С юга успешные атаки предпринимал 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Белова. Впервые с начала Великой Отечественной войны широко применялась выброска воздушных десантов – численность десантировавшихся в стратегически важные участки в тылу врага бойцов составила несколько тысяч.

Ко второй половине января передовые части обоих советских фронтов почти замкнули кольцо окружения вокруг гитлеровской группировки. Однако на то, чтобы полностью окружить противника, сил не хватило.

А командование вермахта на помощь своим частям отправило 12 свежих дивизий из Франции, а также дивизии, набранные из свежемобилизованных. Их прибытие для усиления группы армий «Центр» было лишь вопросом времени, и советским войскам пришлось начинать наступление немедленно. 

Слабым местом наступления было относительно недостаточное обеспечение боевой техникой. 33-я армия Западного фронта, которой командовал генерал Ефремов, позже выбравший смерть вместо сдачи в плен, например, практически не имела при себе танковых подразделений! Но даже в тех армиях, где танки были, они были сведены в бригады, а не как у немцев в механизированные корпуса и танковые армии, позволявшие решать намного более масштабные задачи. 

Танковые войска РККА понесли тяжелый урон в первые недели войны в приграничных сражениях, когда счет потерь шел на тысячи наших танков. А новые машины эвакуированная за Волгу оборонная промышленность в достаточном объеме выпустить еще не успела. В сводках о боевых действиях того времени можно найти, например, такую фразу: «Армия начала наступление при поддержке 6 танков КВ-1». Рассчитывать на крупный успех при наличии столь небольшого количества бронетехники не приходилось.

Отсутствие боевых гусеничных машин, способных быстро передвигаться по глубокому снегу, наши войска пытались компенсировать кавалерийскими частями, но их ударная мощь оставляла желать лучшего. В описании героического боевого пути конников генерала Белова нередко встречаются фразы: «Они были за несколько километров от Вязьмы… Они всего несколько километров не смогли дойти до передовых позиций 39-й армии…»

Да, не смогли! Почти то же самое можно было сказать о десантниках. 

Недостаточно быстрый темп наступления советских войск дала возможность противнику организовать эффективную оборону. Ускорилось движение немецких эшелонов с подкреплениями. И к концу января часть наступавших подразделений РККА, как 29-я армия Калининского фронта в зоне Мончаловских лесов, или 33-я армия Западного фронта, оказались в окружении. 

В отношении итогов Ржевско-Вяземской операции относительно точные цифры имеются лишь по итоговым потерям сторон. Изначальная численность личного состава советских и немецких войск перед началом битвы историками обычно обходится. Скорее всего потому, что численность эта постоянно изменялась за счет подходивших подкреплений.

Красная Армия за январь-февраль боев потеряла 272 тысячи бойцов убитыми и около полумиллиона раненными, больными и обмороженными. С учетом того, что по статистике медслужба возвращала в строй до 80% лечившихся в госпиталях, общие потери не выглядят запредельными, особенно для наступающей в условиях зимних морозов стороны.

Немецкие потери в живой силе за тот же период составили свыше 300 тысяч убитыми и ранеными. Общие потери группы армий «Центр» в технике выглядят так: 121529 автомашин, тягачей и мотоциклов, 1300 105-мм легких полевых гаубиц leFH18, 642 тяжелые полевые гаубицы sFH18, 132 10-см пушки К18, 1067 легких пехотных орудий lelG18, 352 тяжелых пехотных орудия SIG33, 3787 противотанковых пушек ПАК-35/36 калибром 37 мм, 475 противотанковых пушек ПАК-38 калибром 50 мм, 24 247 пулеметов, 179 132 лошади. 

Подытоживая, можно сказать, что хотя Калининский и Западный фронты зимой 1942 года не смогли выполнить главную задачу Ржевско-Вяземской наступательной операции, окружить и уничтожить группу армий «Центр», в ходе проведения операции были достигнуты значительные результаты. Противнику был нанесен крупный урон в живой силе и технике, немецкое командование надолго (как оказалось, навсегда) перестало грезить новой попыткой наступления с целью захвата Москвы. 

Кроме того, Красной армией полностью были освобождены Московская и Тульская области, а также несколько районов Калининской и Смоленской областей. 

5
1
Средняя оценка: 2.93617
Проголосовало: 282