Королев: триумфы и трагедии великого ученого

12 января 1907 года родился Сергей Павлович Королев, «отец» советского ракетостроения и космической программы, обессмертивший свое имя запуском первого искусственного спутника Земли и полетом в космос первого человека.

Родился будущий генеральный конструктор космических аппаратов в городе Житомир в семье учителя российской словесности. 
Сергей Королев с детства отличался незаурядным умом и талантом. Небом он заболел в 4 года – после того, как увидел показательные выступления известного российского летчика Сергея Уточкина. С 1923 года юноша стал лектором по ликвидации авиабезграмотости, спустя год – автором проекта легкого самолета.
В 17 лет он поступил на авиационное отделение Киевского политехнического института, а спустя 2 года перевелся в МВТУ имени Баумана, где продолжил учиться под руководством знаменитого авиаконструктора Туполева. К 1929 году на его счету были чертежи двух планеров и легкого самолета СК-4, на котором годом позже было установлено несколько мировых рекордов.
Молодой учёный не только получал дипломы об изобретениях, он лично поднимался в воздух на планерах и самолетах, а в годы работы в Реактивном институте нередко лично участвовал в опасных экспериментах с новым оборудованием. 
В начале 30-х годов Королев заболел космосом, начав работать в Группе по изучению реактивного движения (ГИРД), где были изобретены первые советские жидкостные ракеты.

В 1933 году работами молодого ученого заинтересовались в Наркомате обороны, он был приглашен работать в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). Спустя год Королев уже заместитель директора по научной работе Реактивного научно-исследовательского института МО СССР. 
Этот период в жизни будущего генерального конструктора советских космических ракета был самым трудным. В 1938 году он был осужден на 10 лет по делу о троцкистком заговоре и отправлен в исправительно-трудовую колонию в Сибирь. 
Дело было сложным. С одной стороны, маршал Тухачевский, замнаркома обороны по вооружениям, курировавший Ракетный институт», был в оппозиции к руководству наркомата. И разговоры Тухачевского с сослуживцами-единомышленниками на предмет «смены начальства» действительно велись.
С другой стороны, Сергей Королев был совершенно незаурядной фигурой. Являясь до этого лишь рядовым офицером-летчиком, он при назначении заместителем директора важного оборонного НИИ в одночасье перескочил 6 служебных ступенек. В 26 лет (!) он стал дивизионным инженером, стал носить на петлицах два ромба, как комдив, позже генерал-майор… А ведь кому много дано, с того много и спросится. 
Большинство обвинений против Королева в его деле были связаны с задержками поставок в Красную армию новых реактивных вооружений. Королеву также вменялась в вину неоправданная трата 120 тысяч рублей на разработку крылатой торпеды, насчет которой смежники предупредили конструктора, что не смогут сделать для нее фотоэлементы, необходимые для точного наведения на цель. Из этого следовало, что королевский отдел работал не так, как надо. 
Кстати, из нескольких сот инженеров, работавших в Ракетном институте, арестованы были только семеро. Из них двоих приговорили к высшей мере, остальные были отправлены в исправительно-трудовые учреждения. Достаточно скоро их перевезли в ЦКБ, место, где осужденные инженеры, конструкторы, изобретатели могли и дальше заниматься творческой работой, при послаблении условий содержания.
В 40-м году после пересмотра приговора там же оказался и Сергей Королев, вновь попавший в группу своего наставника по МВТУ Туполева. 

В 1944 году с Королева была снята судимость. Правда, звания генерал-майора инженерной службы ему не вернули, но полковничьи погоны в 1946 году он получил. Впрочем, Сергея Павловича это было уже неважно. 30 августа 1946 года его назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела №3 Специального конструкторского бюро (СКБ) Научно-исследовательского института №88. Спустя 4 года его отдел преобразуется в ОКБ-1, постепенно ставшее главным разработчиком ракетной и космической техники СССР.
Создаваемые под руководством Королева ракеты быстро совершенствовались. Если Р-1, запущенная в 1947 году, могла лететь дальше своего прообраза, немецкой Фау-2, на 20 км (всего 270 км), то дальность Р-2, созданной годом позже, составляла уже 550 км. Ракета Р-5 (1955 год) была уже полноценным оружием средней дальности – 1200 км. А разработанная тремя годами позже Р-7 стала межконтинентальной баллистической ракетой с дальностью полёта до 17 тысяч километров. Она могла доставить за океан до 5 ядерных боеголовок мощностью в 1 мегатонну каждая.
Созданием ракетно-ядерного щита нашей Родины Королев заслужил вечную благодарность потомков, но обессмертила его имя космическая программа. 
Хронологически это выглядело так. Вначале двухступенчатая Р-7 вывела на орбиту в октябре 1957 года первый искусственный спутник Земли, а спустя несколько лет она была поставлена на боевое дежурство в Ракетных войсках стратегического назначения. При этом первые геофизические ракеты КБ Королева создало на рубеже 50-х годов, когда подобная ракетная техника на вооружении Советской армии еще не стояла. 
И, конечно, главным триумфом всей жизни Королева справедливо считается постройка космического корабля «Восток-1», на котором 12 апреля 1961 года на околоземную орбиту поднялся первый космонавт планеты Юрий Гагарин. 
После этого Сергей Павлович начал задумываться о создании орбитальной космической станции «Союз», на которой космонавты могли бы долгое время работать без скафандров. Еще одной мечтой генерального конструктора было освоение других планет Солнечной системы. Однако после смещения Хрущева новое руководство страны было настроено более прагматично, оно уже не горело энтузиазмом вкладывать деньги в космической гонку. 

***

Сергей Павлович Королев скончался 14 января 1966 года, во время хирургической операции на кишечнике. Ему вырезали злокачественную опухоль. Двумя днями раньше он отметил свое 59-летие, его сосуды и сердце были поражены атеросклерозом. Изношенное сердце немолодого ученого не выдержало 4-часовой обширной операции под общим наркозом…
Сергей Павлович Королев совершил за отпущенные ему 59 лет столько, что другим хватило бы на десятки жизней. Он навечно обессмертил свое имя в памяти сограждан и всего человечества.

 

Художник: С. Гуляев.

5
1
Средняя оценка: 2.79426
Проголосовало: 209