Кто такие «чёрные аисты», и зачем Фёдор Бондарчук «положил» всю 9-ю роту, оставив только одного выжившего?

Зимой 1988 года, 7–8 января, произошёл знаменитый бой 9-й роты 345-го гвардейского парашютно-десантного полка за высоту в Афгане, обозначенную на картах как 3234.
Наши ребята тогда победили при минимуме потерь (шестеро десантников из общего числа в 39 бойцов, 28 получили ранения, 9 тяжёлые). Хотя, конечно, смерть даже одного человека ни с чем не сравнима…
Но давайте обо всём по порядку. Сражение это началось гораздо раньше, и, если бы не было столь тщательной подготовки при таком многократном перевесе сил со стороны афганских моджахедов, всё бы закончилось в лучшем случае, как у Фёдора Бондарчука в его фильме.
В декабре 1987 года правительственные войска Демократической Республики Афганистан были наглухо заблокированы на границе с Пакистаном в городе Хост после того, как оттуда ушли наши войска. В Москве в это время уже думали о том, как вывести наши войска из Афганистана с минимальными потерями как в военном, так и политическом смысле. Контроль над дорогой Хост – Гардез был потерян. Помочь им можно было только воздушным путём.

Командование 40-й армии разработало план войсковой операции по деблокированию города с возвратом под свой контроль дороги к нему.
В этом же 1987 году дорогу к Хосту наши войска деблокировали, а 30 декабря по ней пошла первая колонна с продуктами и медикаментами для города. Всё это было проведено в рамках операции «Магистраль».
В различных точках по всей линии дороги к Хосту были выставлены и оборудованы блокпосты.
Моджахеды предпринимали многочисленные попытки вернуть дорогу под свой контроль.
Десантники во главе с командиром 3-го взвода старшим лейтенантом Виктором Гагариным 24 декабря поднялись на высоту 3234. В сжатые сроки были по возможности вырыты окопы, блиндажи, укреплены огневые точки, проходы с южной стороны были заминированы с узким коридором на случай отступления или подхода помощи. Брустверы выкладывали как минимум в два слоя. Всё это делалось из скального камня. При этом сказывался недостаток кислорода на высоте.

Позиции приходилось укреплять под обстрелами. Противник стрелял так, чтобы не обозначить себя, и всё время готовился к штурму, наращивая силы и прощупывая наши огневые точки.
7 января 1988 года на рассвете была предпринята попытка захватить позиции десантников нахрапом, без какой-либо подготовки. Но получив своё и потеряв в живой силе, бородачи откатились, чтобы уже в три часа обрушить на позиции десантников, на высоте 3234, град из мин и снарядов. При этом обстреле связист ефрейтор Андрей Федотов хотел вынести аппаратуру в безопасное место, Федотов погиб на месте.
Сразу после артподготовки, моджахеды пошли на штурм. По легенде, штурмовали высоту так называемые «Черные аисты» – спецназ боевиков, подготовленный американскими и пакистанскими инструкторами. По данным нашей военной разведки, в атаке принимали участие военспецы из полка «Чехатвал».
«Данные» по «Чёрным аистам» из разряда домыслов. Вызывают как минимум сомнения, иначе зачем было иметь базу «Чёрных аистов» в районе Кокари-Шаршари на границе с Ираном под командованием Исмаил-Хана – полевого командира Исламского общества Афганистана, подчиняющегося военному руководству Ирана.
Вот список операций, в которых якобы были задействованы «Чёрные аисты»:
11 мая 1980 года. Бой у кишлака Хара, в засаду попал и был уничтожен 1-й батальон 66 ОМСБр в ущелье Хара провинции Кунар.
21 апреля 1985 года. Гибель личного состава Мараварской роты в провинции Кунар, 1-й роты 334-го отряда спецназ 15 ОбрСпН ГРУ ГШ.
25 мая 1985-го, бой 4-й роты 149-го мотострелкового полка у кишлака Коньяк в провинции Кунар.
18–26 августа 1986 года. Овладение укрепрайоном «Кокари – Шаршари». Операция «Западня», провинция Герат.
Бой у высоты 3234 у кишлака Алихейль провинции Пактия.
Приписывают участие «аистов» в операции по взятие под свой контроль района Карера в 1986-м. 
В этом случае есть единственное упоминание об «аистах» от одного из участников боёв: 
«Дальше – больше. Чувствую, что уже невмоготу становится, патроны “тю-тю”, огонь по нам шквальный. Связался с Мартьяновым, говорю: “Теперь, Олег, я тебя понимаю”. В феврале 1985 группа Олега была окружена “Чёрными аистами” и практически полностью уничтожена. В живых остались только Олег, замкомандира группы и раненый радист». 

Можно только догадываться, знал ли об этом воспоминании участника боестолкновения с, прямо скажем, мифическими «Чёрными аистами» Фёдор Бондарчук. В любом случае этот бой больше вписывается в трагическую фабулу фильма «9-я рота», чем сражение за высоту 3234. 
Спецподразделение «Чёрный Аист» имело место быть, но не в том масштабе и не в таком качестве, какое им легендарно приписывают. Вооружённые стычки наших солдат с группами «Чёрных аистов» тем не менее происходили.
Небольшие, в 10–50 боевиков, группы в обмундировании тёмных тонов действительно были хорошо подготовлены и оснащены, с навыками ведения контактного боя. Основное предназначение «аистов» – проводка караванов, наркоторговцев и торговцев оружием. Большинство подтверждённых боестолкновений с ними зафиксировано как раз при таких обстоятельствах, когда было нужно выводить из-под огня караваны с контрабандным грузом. Достоверно установлено, что «аисты» уничтожили как минимум две наших разведгруппы, Онищука и Мартьянова.
Столь многочисленное (по разным оценкам от 200 до 400 бойцов) участие ЧА в штурме позиций наших десантников у высоты 3234 маловероятно. Скорее всего, обычные моджахеды пёрли на высоту в наркотическом угаре, иначе как объяснить их потери с точки зрения участия в штурме спецподразделения с высококлассными, подготовленными боевиками. Это просто красивая легенда, часть которой использовал Фёдор Бондарчук в своём фильме, трактуя события, как это было ему выгодно.

Но сражение за высоту продолжается.
Вторая попытка тоже была отбита. Советским бойцам удалось уничтожить 15 нападавших, и боевики потеряли десятка три ранеными.
В этот раз основное внимание было уделено нашей огневой точке с «Утёсом». При этом геройски погиб командир расчета «Утёса» младший сержант Александров. Его позицию обстреливали из гранатомётов и прочего вооружения с трёх сторон.
Не прошло и часу, как бой разгорелся с новой силой. Был атакован участок обороны, защищаемый взводом старшего лейтенанта Сергея Рожкова.
«Утёса» уже не было, но десантников выручила наша артиллерия, корректируемая Иваном Бабенко. Во время этой атаки погиб рядовой Анатолий Кузнецов. Душманы в очередной раз отступили для перегруппировки и пополнения своих поредевших рядов.
В 19 часов 10 минут бой за высоту начался массированным обстрелом наших позиций. После чего боевики пошли в атаку в полный рост. Встречены были, как обычно. Убегали уже пригнувшись, оставляя трупы на месте их гибели.
Пятая атака началась в 23 часа 10 минут. «Воины аллаха» подготовились к ней более конструктивно. Душманами были разминированы проходы в минном поле, к тому же через мёртвые зоны нападавшие смогли подобраться к нашим позициям менее чем на полста метров. В ход пошли ручные гранаты. Результат был тот же. Моджахеды вернулись на исходную несолоно хлебавши, с большими потерями.
Было предпринято ещё несколько попыток ворваться на позиции десантников. Росло общее напряжение и усталость, а силы уже были на исходе, как и боеприпасы. Положение становилось критическим. 
Последняя, двенадцатая по счёту атака началась в 3 часа ночи 8-го января. Дело доходило до рукопашных схваток. В этих тяжелейших условиях было решено вызвать огонь артиллерии на себя. 

Спасение пришло в самую критическую минуту боя. Вовремя подошедший с тыла разведвзвод во главе со старшим лейтенантом Алексеем Смирновым сходу вступил в бой и обратил ворвавшихся на наши позиции боевиков в бегство. Противник был отброшен и ретировался.
Пополнение боеприпасов, а также огонь полковой артиллерии решили исход всего боя. Душманы после этого ушли.
Весь день и ночь 7–8 января поддержка моджахедам оказывалась со стороны Пакистана. В рядом расположенную долину, за 40 км от позиций 9-ой роты, на протяжении всего суток постоянно прибывали несколько вертолётов. Они доставляли подкрепление и боеприпасы, эвакуируя раненых и трупы моджахедов. Наша разведка, наконец, смогла обнаружить место, куда прилетали вертолёты. По площадке с винтокрылыми был произведён удар из РСЗО «Смерч». Все находящиеся на ней вертолёты были полностью уничтожены или выведены из строя. 
Потери моджахедов были столь катастрофические, что руководство боевиков свернуло операцию и отказалось от дальнейших действий по захвату советского блокпоста у высоты 3234. 
Помощь гаубичной артиллерийской батареи, состоящей из трёх гаубиц Д-30 и трёх самоходок «Акация» была неоценимой. 600 выстрелов боевых расчётов полковой артиллерии во многом решили исход боя, не забудем и про наводчика старшего лейтенанта Ивана Бабенко, который филигранно точно наводил огонь самоходок по наступавшим боевикам.

5
1
Средняя оценка: 3.05498
Проголосовало: 291