Ольга Банчик: единственная женщина процесса «L’Affiche Rouge»

Ольга Банчик родилась в Кишиневе. Но судьба распорядилась так, что противостояние с гитлеровцами во время Второй Мировой войны она вела на территории Франции. Осенью 2013 года в одном из скверов Парижа была установлена мемориальная плита в честь Ольги Банчик – героини французского Сопротивления. 

В Бессарабской губернии и ее столице – Кишиневе – в начале прошлого столетия накалялась обстановка. Дело в том, что там проживало довольно большое количество евреев и это вызывало недовольство у представителей других национальностей. И в апреле 1903 года была достигнута точка кипения. В Кишиневе произошел один из крупнейших в истории Российской империи еврейских погромов. Тогда, по меньшей мере, пятьдесят человек погибло, а несколько сотен получили травмы и увечья разной степени тяжести. То событие вызвало огромный общественный резонанс, причем как в самой России, так и в Европе, и в США. Писатель Владимир Короленко посвятил погрому очерк «Дом №13», Лев Толстой выступил с заявлением и осудил произошедшее, а певец Федор Шаляпин перечислил пострадавшим свой гонорар. 
И, хотя позже ситуация стабилизировалась, в Бессарабии оставалось неспокойно. В такой напряженной обстановке и появилась на свет Ольга (Голдэ) Банчик. Она родилась 10 мая 1912 года в Кишиневе и происходила из еврейской семьи. 
Семейство Банчик было многодетным, Ольга являлась шестым ребенком. Отец занимался ремеслом, мать – воспитывала детей. Жили тяжело, поэтому Ольге в одиннадцать лет пришлось забыть о беззаботном детстве и начать работать. Она устроилась ученицей в мастерскую, которая занималась набивкой матрасов и пошивом одеял. А всего через год уже трудилась самостоятельно. 
В те годы Бессарабия и Кишинев уже являлись частью Румынии. Тяжелые условия жизни и труда, а также низкая заработная плата вызывали волну недовольства среди людей. И была создано рабочее движение, к которому и присоединилась Банчик. После участия в забастовке девушку арестовали, но вскоре отпустили. 
В 1932 году Ольга присоединилась к молодежной организации коммунистической партии Румынии, после чего перебралась в Бухарест. Здесь она продолжила активную общественную деятельность. И после участия в несанкционированной демонстрации была во второй раз арестована. Девушку на несколько месяцев посадили в тюрьму. А вскоре после освобождения Ольга вышла замуж. Ее супругом стал румынский писатель и политический активист Александр (Аврам) Жар. Вместе они хотели добиться в стране осуществления перемен. Но сделать это было крайне сложно. И, понимая, что действующая власть взяла их под колпак, Александр и Ольга сбежали во Францию. 

*** 

В те годы в Европе набирало обороты фашистское движение. Германия становилась все сильнее, над государствами нависла угроза новой войны. И Ольга с Александром развернули во Франции антифашистскую деятельность. А чуть позже начали помогать испанским республиканцам, сражавшимся с режимом Франко. Супруги нелегально переправляли в Испанию оружие, вели агитационную деятельность. А когда у них родилась дочь, то ее назвали Долорес, в честь Долорес Ибаррури – участницы республиканского движения в Испании во время Гражданской войны. Но Франко сумел победить. А затем вся Европа погрузилась во Вторую Мировую войну.   
Когда Франция пала под ударами гитлеровский войск, Ольга примкнула к движению Сопротивления. В целях конспирации она сменила имя на Пьеретт, а свою дочь отдала на воспитание надежным людям (настоящую фамилию девочки заменили на Жакоб). 
В 1942-м году еврей из Бессарабии Борис Голбан создал на территории Франции группу сопротивления, в которую входили эмигранты. В нее и влилась Ольга. Через год организацию французских вольных стрелков и партизан возглавил Мишель Манушьян (Мисак Манукян). Ольга играла важную роль. Она была связной группы и лично участвовала в самых разнообразных партизанских акциях. Банчик совершала диверсии, распространяла агитационные листовки, изготавливала взрывчатку и распространяла ее среди других участников Сопротивления. 
Но, поскольку во Франции позиции оккупантов были прочны, а местное население нередко оказывало им помощь, то силы движения Сопротивления буквально таяли. И уже к концу 1943-го года организация Манушьяна распалась на несколько отдельных малочисленных групп. Естественно, гитлеровцам стало проще их отыскать и ликвидировать. Гестапо совместно с французской полицией работало максимально четко. 
В середине ноября 1943-го года Ольгу арестовали французские полицейские. И после допроса переправили ее в гестапо. Вскоре гитлеровцы задержали почти всех участников группы Манушьяна, включая и самого лидера. Подпольщиков допрашивали, избивали, пытали. Но они так никого из своих и не сдали. 
21 февраля 1944-го года немцы организовали открытое судебное заседание. И на него были приглашены самые разнообразные французские знаменитости, поскольку гитлеровцы хотели привлечь к процессу как можно больше внимания. Заговорщиков выставили «врагами народа» и приговорили к сметной казни. Всех вскоре расстреляли в крепости Форт Мон-Валерьен, расположенной в предместье Парижа Сюрен. 
Поскольку Ольга являлась единственной женщиной в той организации, то ее не расстреляли вместе с остальными. Банчик переправили в Штутгарт и поместили в тюрьму. Ее казнили 10 мая, то есть в день рождения. Ольге отрубили голову. 

*** 

После казни подпольщиков, несмотря на поддержку различных известных людей, нацисты столкнулись с возмущением общественности. В экстренном порядке была развернута кампания, которая должна была полностью дискредитировать «Группу Манушьяна» в глазах рядовых людей. Немецкие агитаторы взяли за основу красный плакат (L’Affiche Rouge) с изображениями антифашистов. Их показали в виде коммунистов-террористов, представлявших национальные меньшинства (там были евреи, итальянцы, армянин, поляк, испанец и всего два француза). И «Процесс 23-х», как изначально в прессе назвали суд над Манушьяном и его соратниками, вошел в историю под названием «L’Affiche Rouge».
Под изображением каждого из участников Сопротивления были подписаны его национальность, а также количество диверсий. А сверху красовалась надпись: ««Des libérateurs? La libération par l’armée du crime!» («Освободители? Освобождение армией преступников!»)
В общей сложности, гитлеровцы напечатали примерно пятнадцать тысяч таких плакатов и распространили их среди населения. И это сработало, только совсем не так, как того хотели немцы. Народ воспринял погибших людей не как террористов, а как настоящих героев, борцов за свободу. По воспоминаниям очевидцев, некоторые неравнодушные французы приписывали на плакатах «Они умерли за Францию» и возлагали цветы. 
Уже после окончания войны стало известно о послании Ольги Банчик своей малолетней дочери. Оказалось, что за день до гибели, когда женщина ехала в поезде в Штутгарт, ей удалось написать письмо, адресовав его Красному Кресту. И незаметно для конвоя выкинуть ее в окошко. Клочок бумаги нашли крестьяне и передали по нужному адресу. А спустя некоторое время текст послания оказался в прессе. 
Вот, что было в том письме:

«Моя любимая дочурка, моя сладкая крохотная любовь!
Твоя мама пишет это последнее письмо, моя любимая доченька; завтра в 6 утра, 10 мая, меня больше не будет.
Не плачь, моя любовь; твоя мама уже тоже не плачет. Я умираю со спокойной совестью и твердым убеждением, что завтра твоя жизнь и твое будущее будут счастливей, чем у твоей мамы. Ты не будешь страдать. Гордись своей мамой, моя любовь. У меня всегда перед глазами твой образ.
Я буду верить, что ты увидишь своего папу, у меня есть надежда, что его постигнет иная судьба, нежели моя. Передай ему, что я всегда думала о нем, как я всегда думала о тебе. Я люблю вас обоих всем сердцем. Вы оба мне дороги. Мое милое дитя, твой папа теперь для тебя и твоя мама. Он тебя сильно любит. Ты не почувствуешь утрату матери. Мое милое дитя, я заканчиваю это письмо с надеждой, что ты будешь счастлива всю жизнь, с твоим папой, со всеми.
Целую тебя всем сердцем, много-много.
Прощай, моя любовь.
Твоя мама».

Также в послании была приписка: «Уважаемая мадам! Я прошу вас быть столь любезной и передать это письмо после войны моей маленькой девочке Долорес Жакоб. Это последнее пожелание матери, которой осталось жить лишь двенадцать часов».
Что же касается мужа Банчик, то он выжил. И после войны вернулся в Румынию. Александр Жар продолжил литературную карьеру и политическую деятельность. Писатель резко критиковал цензуру в литературе. Дочь же он забрал к себе. И несколько раз они вместе приезжали в Кишинев к родственникам. 
Имя Ольги Банчик не затерялось в хаосе истории. В 1959 году румынский скульптор Александру Чукуренку создал композицию «Ольга Банчик на эшафоте». И она выставлялась в Национальном музее искусств в Бухаресте. В 1976 году режиссер Франк Кассанти снял фильм «Красная афиша», рассказав историю Банчик и антифашистского движения во Франции. Имя бесстрашной женщины, отдавшей свою жизнь за свободу, носило несколько улиц, школы, стадион в Румынии. Правда, в 1989-м году почти все они были переименованы. Но в 2013-м году в одном из скверов Парижа появилась мемориальная плита в честь Ольги Банчик. 

5
1
Средняя оценка: 2.91469
Проголосовало: 211