«Уже мятеж вздымает паруса...»
«Уже мятеж вздымает паруса...»
Судьба казахов и судьба русских – общая перед лицом загадочного мятежа
Уже мятеж вздымает паруса.
Нам нужен тот, кто б первым бросил камень... –
писал поэт Сергей Есенин в своей драматической поэме «Пугачёв», когда в 1921 году посетил Оренбург – столицу только что образованной Киргизской автономной советской социалистической республики. Он собирал там материал для своего эпоса о давних событиях – восстании под предводительством казака Емельяна Пугачёва, в котором вместе с русскими участвовали и «казаки» тюркского происхождение, тот народ, который сейчас принято называть казахами.
Да, как ни удивительно, но в любом справочнике вы найдёте сведения, что самоназвание казахов – «казак», а иногда искажённо их ещё называли кайсаками. А к моменту образования первой автономной республики (тогда ещё в составе РСФСР) население степей считали киргизами, смешивая степняков с киргизами, живущими в южных горах, что сейчас и признаны собственно киргизами. В отношении степняков же добавляли определение «кайсак», что значит – конник, вольный наездник, свободный человек вообще. Но тогда и русское слово «казак» означает то же самое! И уйти в «казаки», поселиться в степях, для русских людей означало стать вольными людьми. Вот неожиданное сближение таких, казалось бы, разных народов – русских казаков и тюркоязычных казахов. Между тем, после учреждения автономии – с названиями быстро разобрались и уже с 1925 года Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика переименовывается в Казакскую АССР! Но она остаётся ещё до 1936 года в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, и только в том году, в связи с принятием новой «сталинской» конституции, провозглашается Казахская ССР – союзное государство. Сейчас принято ругать Хрущёва за уступку Крыма Украине, но ведь товарищ Сталин оторвал от России огромную территорию (Казахстан сейчас девятая страна мира по площади) и предоставил ей права, равные правам России, как учредителю Союза! Чем это обернулось для России в 1991 году, мы знаем... Но именно тогда искусственно конструируется и вводится окончательно в официальное употребление этноним «казахи», которые до того были "казаками", как сами себя они называли!
Русское население этого обширного края не уступало, а до распада СССР даже превосходило по численности население местное. Так, по переписи 1970 года, русских в Казахстане было 5 миллионов 522 тысячи человек, казахов же – 4 миллиона 234 тысячи человек. Это не удивительно, ведь ещё с 17-18 веков на западе нынешнего Казахстана у реки Урал (прежде ещё Яик) поселились русские казаки, образовавшие Уральское и Оренбургское казачьи войска. Возникли города Уральск (Яицкий городок) и Гурьев. А на севере нынешнего Казахстана у города Петропавловска располагались земли Сибирского казачьего войска. Но самое мощное объединение русских казаков сложилось у Иртыша и в Семиречье – на крайнем востоке современного Казахстана, это были семиреченские казаки со своей столицей в городе Семипалатинске (ныне казахский город Семей). Кроме Семипалатинска там ещё во времена императора Павла был основан город Павлодар – отсюда название. Наконец, уже в середине века 19-го русские отряды пришли и в южный Казахстан и там основали город Верный – будущую Алма-Ату (ныне Алматы). Так судьба русских поселенцев тесно переплелась с автохтонным населением этих степей, потомками легендарных тюркютов – нынешними казахами. В исторической науке сейчас довольно точно определён район, где впервые появились тюрки – родоначальники целой семьи тюркских народов – это западный Алтай, где по баснословному преданию, ещё на рубеже нашей эры монголоидные гунны (хунну), пришедшие из глубин Гоби, встретили европеоидных саков – восточных скифов – и два этих народа смешались, образовав новый тюркский этнос – переходный между монголоидной и европеоидной расами. Действительно, уже современные генетические исследования показали, что в генотипе казахов присутствуют как монголоидные, так и европеоидные гены. Но отсюда также прослеживается и генетическое родство казахов и русских, так как скифские гены есть и в генотипе восточнославянского русского народа, также в древние времена тесно контактировавшего со скифами («Да, скифы мы, да – азиаты мы...» А. Блок).
Итак, казахи как единая нация сложилась только в 20-м веке, уже в условиях Советского Союза, ведь во времена вхождения этих земель в состав Российской империи (а процесс этот начался ещё в середине 18 века при императрице Анне Иоанновне, к которой в 1730 году обратился владетель Младшего жуза хан Абулхаир с просьбой о принятии своего народа под руку России) единого казахского государства не было, как не было и единой нации. Степные племена достаточно стихийно были сгруппированы в три протогосударственные объединения – Младший, Средний и Старший жузы. Жуз – это не племя и не государство, а своего рода территориально-этническое объединение родственных племён. При этом интересно, что имелись довольно явные генетические различия – так население Младшего жуза на западе Казахстана было более европеоидным и более связанным с Россией. Эта территория первой и вошла в состав России. Средний же и Старший жузы населяли более монголоидные племена, и то, что и эти земли признали власть «великого белого царя», то есть – российского императора, было вызвано агрессией со стороны Джунгарского (монгольского по составу населения) ханства, существовавшего на землях нынешнего западного Китая. Войны казахских жузов с Джунгарией были очень тяжёлыми, были победы, были и роковые поражения, но это и заставляло владетелей этих жузов искать союза и помощи у России.
Итак, 10 октября 1731 года (недавно было 290-летие этого события) представители всех казахских жузов, собравшись в ставке Абулхаир-хана на реке Иргиз, в присутствии русских послов принесли торжественную присягу на верность Российской империи. В современном Казахстане эта дата благополучно забыта. В жалованной грамоте императрицы Анны Иоанновны было сказано: «Ежели на Вас, кайсаков, будут нападать неприятели, чтоб Вы от того нашим защищением охранены бысть». Конечно, на деле тогда в российское подданство вошёл лишь Младший жуз, а султаны и ханы Среднего и Старшего жузов ещё долго колебались то отпадая от России, то вновь признавая её покровительство.
В наше время в Турции – самой населённой стране среди тюркских государств, возникла и процветает ложная в историческом плане концепция о Великом Туране – якобы прародине всех тюрок. Ярым сторонником этой концепции является нынешний президент Турции Эрдоган, «очень большой друг» России... Особые виды у Эрдогана, как и у всех других пантюркистов, нацелены именно на Казахстан, где как будто и существовал некогда этот мифический Великий Туран! Но здесь проявляется абсолютная некомпетентность этого политика, который по созвучию слов спутал Тюркистан (страну тюрок) с Тураном (страной туров). А «турами» в древнем Иране называли все враждебные Ирану народы, себя же персы (они же иранцы) считали "ариями". Отсюда Иран – Ариан – страна ариев – своих, противостоящая Турану – стране чужих. Туранцами древние иранцы называли северные народы, которыми в то время были не тюрки, а кочевые народы индоевропейского корня, родственные тем же иранцам, но враждебные им. Это были, в основном, племена массагетов и тех же саков, совершавшие набеги на Иран (древнюю Персию времён державы Ахеменидов). Вот «Великим Тураном» и была условно признана территория к северу от иранской границы, где собственно тюрки появились значительно позднее. Ещё армия Александра Македонского, завоевав Персию, вышла с юга на реку Сырдарью и там столкнулась с теми же саками (восточными ираноязычными скифами, что прежде воевали с персами), не обнаружив там никаких тюрок. Потомками того, древнего индоевропейского населения Средней Азии являются нынешние таджики, родственные иранцам. А народа «туров» как этноса никогда не существовало, «тур» у персов означало «чужой», «враг». Туран – «враждебная страна». Отсюда можно сделать вывод: те политики, которые исповедуют теорию «Великого Турана» как прародины тюрок желают, видимо, чтобы окрестные народы считали всех тюрок врагами, презирали и ненавидели их.
Однако именно с вхождением в состав России, которое совершилось не сразу, и стал формироваться будущий казахский этнос. Именно с вхождением степных племён со всей той огромной территорией «Киргизской степи» (как официально именовалась эта провинция империи), по которой кочевали степняки кайсаки, в единое пространство России и создались благоприятные условия, чтобы из представителей трёх жузов (часто враждовавших между собой) стал формироваться единый народ со своей своеобразной и богатой культурой. Лучшие и наиболее образованные представители нового степного этноса всегда выступали за дружбу и сотрудничество с русским народом. Они многому учились у него и не считали это зазорным. Самым ярким таким деятелем в 19 веке был (этого никто не может отрицать), казахский учёный (тогда, как уже говорилось, этнонима «казахи» ещё не существовало, но я не хочу постоянно повторять стародавние названия кайсаков или киргизов – эти имена ушли в прошлое), исследователь Средней Азии и... офицер русского генерального штаба! – Чокан Валиханов. Имя это известно каждому казаху, а ведь этот удивительный человек, учёный, исследователь, литератор и философ был всегда верным и нелицемерным гражданином Российской империи, служившим ей до последних дней своей жизни. Чокан Чингисович Валиханов (так в русской транскрипции звучит его имя) был сыном казахского султана из аула Кунтимес, находящегося в нынешней Кустанайской области Казахстана, и родился в ноябре 1835 года. Уже то, что он в 12-летнем возрасте был отправлен своим родителем на обучение в Омский кадетский корпус, говорит о тесной связи тогдашних аксакалов казахских племён с Россией и русскими властями. Получив хорошее образование, изучив несколько иностранных языков, а тюркскими диалектами он владел с детства, Чокан Валиханов в чине поручика русской армии участвовал в экспедициях по изучению и освоению Восточного Туркестана, той области, что примыкает к китайской границе, а также выполнял и секретные миссии русского генерального штаба на территории собственно Китая, ходил с караванами в Кашгарию в то время, когда там вспыхивали одно за другим восстания местных мусульман против господства Цинской империи. Помимо задач политических Чокан Валиханов, имея прекрасное русское образование, смог собрать, объективно оценить, перевести на русский язык знаменитый эпос казахского народа о богатыре Манасе, чем внёс неоценимый вклад в развитие национальной культуры своего народа, расширив его исторические горизонты. Труды Чокана Валиханова, можно сказать, превращали разнородное и часто не помнящее о своих исторических корнях население степей в единый народ, ибо народ без своей национальной культуры, без древних преданий и гордости за своих предков – мёртв. Мы, русские, здесь можем только позавидовать казахам – у них есть свой оформленный национальный эпос, а у нас есть только свод былин, которые разнородны и не сведены в единое эпическое сказание о древностях русского народа. Ведь отсюда и идут те бесконечные споры и домыслы – откуда есть пошла русская земля? – и не учредили ли её походя некие пришлые варяги, которых русские пригласили к себе княжить, так как сами ничего не умели... Казахи в этом смысле счастливее нас – они, благодаря трудам таких личностей, как Чокан Валиханов, и других народных сказителей, знают лучше древнюю историю своего народа, помнят свои истоки.
Но надо при этом помнить удивительный факт – Чокан Валиханов будучи казахским народным просветителем, при этом до конца своих дней оставался русским офицером, выполнявшим ответственные и опасные задания как российского генерального штаба, так и исследовательские миссии Русского императорского географического общества, членом которого он был избран. Чокан Чингисович никогда не подвергал сомнению необходимость единства русского и казахского народов, он участвовал в основании крепости Верная на юге Казахстана – городе, ставшем со временем столицей Казахской ССР с именем Алма-Ата. Теперь уже ясно, что эти экспедиции русско-казахских отрядов (ведь не один Чокан Валиханов из казахов был в составе этих отрядов) фактически установили и оформили восточные и южные границы Казахстана, обозначив на будущее ту обширную территорию, на которой и учреждена была впоследствии республика Казахстан. Но это стало возможным только и исключительно благодаря союзу русского и казахского народа в рамках единой Российской империи, а после – Советского Союза. Этот факт неоспорим, он лежит в основе наших вековых связей и всякие попытки разрушить его – наносят прямой ущерб и русскому, и казахскому народам. Благодаря тому, что земли Восточного и Южного Казахстана были взяты под защиту России, прекратилось наступление на эти земли китайско-маньчжурских завоевателей из империи Цин, уже покоривших сильную Джунгарию, и удалось отбить нападения ханов Коканда. Но история всё время повторяется для тех, кто не учит её уроков. И вот уже сейчас, в наши тревожные дни мы слышим, как президент Казахстана Токаев заявляет о нападении на его страну «20 тысяч боевиков» (откуда бы это? – из Турции, из Афганистана?..) и зовёт на помощь... Россию!
Всё это ясно говорит, что никакой суверенный Казахстан без России существовать не может. Он и создан был Россией, но союз России и Казахстана на протяжении прошедшего века подвергался неоднократно тяжелейшим испытаниям. К моменту распада Российской империи, к 1917 году, в Казахстане вспыхнули бунты, вылившиеся в т.н. «среднеазиатское восстание», вызванное тяжёлыми условиями гибельной Первой мировой войны, но более всего – властью самих местных казахских баев и феодальных владетелей. Неудивительно, что некоторые предводители этого народного восстания после большевистской революции в самой России объединились с большевиками и их отряды влились в формирующиеся части Красной Армии. Так, наиболее известный предводитель восставшей казахской бедноты Амангельды Иманов (признанный народным героем Казахстана) в 1918 году вступил в коммунистическую партию и боролся за Советскую власть в Тургайской области. А казнён он был самими же казахами из отрядов т. н. «Алаш-Орды», правительство которой сотрудничало с колчаковцами.
После образования в 1925 году Казакской, а после и Казахской автономии («Казахской» она стала. повторюсь, только в 1936 году) были предприняты попытки «тюркизации» Казахстана, так как по своему национальному составу эта республика явно не дотягивала до какого-то национального образования. Абсолютное большинство населения на тот момент было выходцами из России – в основном русским, но были и украинцы. Это сложилось в ходе «столыпинских» реформ, когда на земли Южной Сибири (что входят сейчас в нынешний северный Казахстан) переселилось большое количество русских и украинских крестьян, распахавших от века не паханные чернозёмные степи, сразу поднявшие в разы производство товарного хлеба в стране. Но местными коммунистами эти трудолюбивые люди были признаны «кулаками», их товарищ Сталин призвал ликвидировать «как класс», и начался сгон с пахотных земель русских хлебопашцев. После чего эти плодородные нивы запустели, так как сами казахи были большей частью кочевниками-скотоводами и обрабатывать землю не приучены. Закономерно – в стране наступил голод, особенно усилившийся после т. н. «джута» – морозов и гололедицы в степи, когда от бескормицы пал скот. Голод в это время – рубеж 30-х годов – свирепствовал и в чернозёмных областях России и Украины, а не только Казахстана – во всех тех землях, что подверглись «ускоренной» коллективизации и ликвидации наиболее трудолюбивого зажиточного крестьянства. Конечно, «перегибы», как тогда говорилось, были исправлены и казахстанцам пришла помощь, но моральные потери, горькая память от всей этой большевистской истории остались на долгие годы и десятилетия, что до сих пор осложняет наши межнациональные отношения. Но это же в какой-то мере подчёркивает и общность судьбы наших народов, испытавших и переживших не раз в своей общей истории общие беды и общие достижения.
Казахстан за годы социалистического строительства из страны казахов-скотоводов и русских-земледельцев стал в большой степени «страной городов», было основано не менее 200 городских поселений, развита промышленность и наука, чему очень помогло строительство космодрома Байконур и космического центра при нём. Именно с казахской земли поднялись на орбиту Земли первые космические корабли, в том числе и первый человек взлетел в космос с казахской земли! Конечно, существование известного семипалатинского полигона, где проводились подземные ядерные испытания, очень осложняло ситуацию и вызывало недовольство народа. Но вспомним, что семипалатинская земля на Иртыше была долгое время землёй расселения русского казачества – Семипалатинского казачьего войска, которое защищало рубежи России и Казахстана от набегов со стороны Джунгарии и Монголии и от продвижения цинских войск из маньчжурского Китая. В годы революции и гражданской войны семипалатинские казаки выступили на стороне белого движения и после победы большевиков это войско, как и другие казачьи войска – Сибирское, Оренбургское и Уральское – были ликвидированы. Прекрасный русский поэт-самородок Павел Васильев описал эту историю в своей трагической поэме "Гибель казачьего войска", за что был репрессирован и расстрелян в годы террора. Русское население этих мест уменьшилось, там стало больше казахов и даже старинный казачий город Семипалатинск ныне переименован в казахский Семей. Но ядерные испытания прекратились ещё во времена СССР и ныне совершенно запрещены. Они сыграли свою роль в создании надёжного ядерного щита для защиты советских народов от возможной агрессии и для предотвращения ядерной войны. Вот сколько исторических узелков сошлось на земле Казахстана! Народ казахов, также как и народ русских, может считать себя народом, определившим судьбы мира. Этим можно гордиться! Это объединяет наши народы.
Да если и вспомнить 1991 год, знаменитый мартовский референдум о сохранении единого Союза, то ведь надо иметь в виду, что население Казахстана в абсолютном большинстве – 91% проголосовавших, высказалось за сохранение Союза. Это говорит о многом! Но затем наступило время «суверенитетов», Советский Союз был ликвидирован бывшими «пламенными» коммунистами, враз превратившимися в "рыночных либералов", как раньше их предшественниками были ликвидированы русские казаки и зажиточные крестьяне, и устроен известный "джут" в начале 30-х годов в Казахстане. Но у наших народов общая судьба, и эта общая судьба не исчезла с распадом СССР, мало того, она как раз сейчас, в эти дни, очень остро обозначилась – в связи с последними событиями. Вот что происходило в Алма-Ате (Алматы) ещё 6 января этого года (из ленты новостей):
«6 января 2022 года боевики овладели большей частью Алма-Аты, полностью контролируя важнейшие объекты города и пытаясь получить контроль над последними районами Алма-Аты, оказывающими сопротивление».
«Уже мятеж вздымает паруса...» Но кто организовал этот мятеж, кто были эти загадочные «двадцать тысяч боевиков», о которых сказал президент Токаев? Странно, но об их происхождении никто толком не говорит. Остаётся только догадываться – были ли это боевики «исламского государства», вытесненные из Сирии, может быть – их готовили талибы в Афганистане, но об этом – молчание. Может, оттого что не хотят затрагивать нашего «большого друга» Эрдогана с его пантюркизмом и бредовыми идеями о «Великом Туране»? И куда делись эти загадочные боевики, оснащённые эффективным оружием и даже «снайперскими винтовками», как нам было объявлено? Известно только, что они прорвались сквозь границу – какую границу? Также известно (и об этом говорил Токаев), что они, прежде чем исчезнуть, унесли даже трупы своих «подельников» из моргов, видимо, для того чтобы нельзя было опознать их национальную принадлежность? – значит, это были не казахи?.. Загадки, загадки... и постоянные недоговорённости наших официальных средств информации. Но главное известно – мятеж в Казахстане был спровоцирован стихийным выступлением простых людей, крайне раздражённых резким посленовогодним повышением цен на сжиженный газ, который используется, как автомобильное топливо. Правительство Казахстана, допустившее такой просчёт, отправлено в отставку, но уже было поздно – первый камень был брошен с подачи самих властей! А этого только и ждали заранее подготовленные отряды боевиков. И начались погромы...
Да, мятеж, поднятый в Казахстане матёрыми боевиками, воспользовавшимися стихийным протестом бедного люда против резкого повышения цен, этот мятеж подавлен после двух дней уличных боёв. Очередная «цветная революция» не удалась. Это произошло прежде всего потому, что президент Казахстана Токаев нашёл в себе силы сказать правду, что Казахстан сам не в силах справиться со спланированной террористической агрессией и зовёт на помощь солдат из России, и из других стран Организации договора коллективной безопасности. Россия пришла на помощь и вот что произошло (из ленты новостей):
«Благодаря переброске в Казахстан российских десантников и спецподразделений, всего лишь за 48 часов с момента прибытия в эту страну российских сил, удалось уничтожить несколько сотен боевиков и радикалов, освободив большую часть города от вооружённых преступников. Ситуация такова, что развёрнутые в Казахстане российские силы, быстро оценив обстановку, уже в течение первых часов нанесли отрядам боевиков первые серьёзные потери, заставив их отступать. После этого началось добивание остатков радикалов».
Вот так. Теперь многим, одурманенным местечковым национализмом личностям в Казахстане, не придёт в голову ходить «языковыми» патрулями по улицам казахских городов и травить и унижать русскоязычных граждан. Да и отток русского населения из Казахстана уменьшится в перспективе, если русские люди почувствуют себя защищёнными. Это благотворно скажется и на казахском населении, оно не впадёт в махровый узколобый национализм и этническую изоляцию, это морально, культурно и экономически обогатит народ Казахстана и выведет его на путь развития и прогресса. Вспомним строки великого казахского поэта Абая Кунанбаева:
Пока не знаешь – молчи.
Пока блуждаешь – молчи.
В бесцельных днях и в ночи
Пустых забав не ищи.
Чтоб человеком ты был
И вровень с веком ты был,
Ты пятерых побори
И пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство -
Вот пять врагов твоих, знай.
А разум и доброта,
Упорство, скромность и труд -
Вот пять друзей, согласись.
Увидев зло – отвернись,
К беде пороки ведут.
Добро увидев – о нём
Ты помни ночью и днем...
(перевод М. Петровых)
Будем же помнить о добре, соединяющем наши страны, и забудем о зле. Иного пути у русского и казахского народов нет. Мятеж должен спустить свои «паруса»!
Художник: Тимур Даирбаев.