В историю на такси
В историю на такси
Эта церковь появилась в моей не слишком молодой теперь жизни четыре года назад в майской дороге из деревни в райцентр рассказом водителя, взявшего меня попутчиком в тот вечер. Слова той молодой женщины говорили, что в родном селе её мужа Заболотье, не слишком удалённом от Шарьи, стоит давняя постройка. Ведшая свой рассказ назвала достопримечательность красивой. К той поре несколько сельских церквей уже были мной видены в уезде. Да и прекрасные храмы Петербурга мне были знакомы. Надо сказать, в Северной столице их берегут, охраняют. В провинции же нередко можно найти заброшенные, полуразрушенные церкви. Только остовы их иногда напоминают о прежних красоте и великолепии. Понятно, что я не хотел упустить эту возможную встречу.
Но вышло так, что в то лето виделись мне иные памятники архитектуры, прекрасные, значительные, важные для меня, как туриста и фотографа. С Покровской церковью в Заболотье я познакомился только в прошлом году. Путь неблизкий (около 40 км от города), и на преодоление его пешком я не решился, хотя был в моей жизни несколько лет назад опыт пешего перехода приблизительно в 60 км за жаркий день. На этот раз я взял такси. С привокзальной площади в пятом часу утра позвонил диспетчеру, обозначил маршрут и спустя немного времени уже садился в отечественную легковушку возле автостанции. Дорога обошлась мне примерно в стоимость автобусного билета до Костромы, но сожалений не было, ведь иногда искусство требовало и больших жертв. Асфальт шоссе сменился после поворота к селу на грунтовку, разбитую, неровную. Но и мне, и водителю, такое состояние дороги было привычно: он оказался родом из одной из деревень того же уезда. Вскоре автомобиль остановился неподалёку от церкви, и я ушёл к ней. С фотоаппаратом.
Построенная в 19 веке, эта церковь никак не была красивейшей из виденных мной, но, конечно, тоже представляла несомненный интерес. Часть корпуса была реставрирована, другая так и оставалась в полуруинированном состоянии. Она-то и была самым важным эпизодом этого здания. Она, напоминавшая колоннами не то античный портик, не то постройку века классицизма, лишённая крыши, повитая прутьями. Но даже так сильно потрёпанная временем, она чертой за чертой хранила остатки былой гармонии.
Деревня просыпалась. Старинную эту тишину возле храма не хотелось нарушать суетой. Вскоре мы уже держали обратный путь в город. Беседа сопутствовала. И о религии и церкви, и о стране. Мне ценно мнение тех, кто уполномочен говорить только собой. Не по распорядку, не инстанциями свыше.
Недалеко от дома, где располагалась обжитая мной квартира, я вышел. Город ещё не побежал по улицам торопливым июньским праздником Дня России. Я привёз с собой запечатлённую встречу с отдалённым прошлым. Счастливый, что сохранил о прошлом хоть что-то. Не нарушил его. Как знать, быть может это и о них, о памятниках истории и культуры, могут долго звучать слова молитвы: «Спаси и сохрани!»