АлСиб: 80 лет подвигу

В этом году исполнилось 80 лет со дня открытия воздушной трассы Аляска-Сибирь (АлСиб) для поставок американской военной техники и грузов для Красной армии в рамках программы ленд-лиза. Соглашение о ленд-лизе США и СССР подписали в 1941 году, сама же трасса заработала 1 октября 1942 года.

Маршрут трассы пролегал от Фэрбэнкса на Аляске до Красноярска. Оттуда уже другие лётные бригады доставляли технику и грузы на передовую. Трасса пролегала через эскимосские село Уэлькаль и далее, Марково – Сеймчан – Якутск. Трасса действовала до октября 1945 года, и за это время по ней были перевезены около 19 тыс. т. грузов, более 128 тыс. пассажиров, более 8 тыс. военных и транспортных самолётов и сотни тонн почты.

Это был настоящий подвиг советских лётчиков. Об опасностях этого подвига свидетельствует памятник погибшим авиаторам в Магадане. На серых плитах – несколько десятков фамилий тех, кто навсегда пропал в якутской тундре или сибирской тайге, и тех, чьи останки поисковикам удалось отыскать уже после войны.

Авиационная отрасль военных лет не обладала теми техническими средствами, которые использует современная авиация. Лётчики трассы Аляска-Сибирь теряли ориентацию во время ночных полётов, отклонялись от курса, совершали вынужденные посадки, разбиваясь в пустынной местности среди чукотских льдов и магаданских сопок. Эти люди не воевали на фронте, но подвергались риску не меньшему, чем на передовой. Они не сражались на Курской дуге, не обороняли Москву, не прорывали блокаду Ленинграда, не брали Будапешт и не штурмовали Берлин. Но боевые награды, которыми они были отмечены за свою нелёгкую службу за тысячи километров от Сталинграда, Ржева и Харькова, заслужены ими сполна.

Чукотская газета «Крайний Север» от 22 января 2022 года цитирует начальника окружного Департамента образования и науки Андрея Боленкова: «Тема авиатрассы Аляска-Сибирь изучена не полностью и требует проведения дальнейших исследований. Обращаясь к американским партнёрам, хочу отметить, что поле для плодотворного международного научного сотрудничества на Чукотке гораздо шире. Совет по науке при губернаторе округа готов принять участие в координации научной деятельности и организации проведения совместной работы».

Энтузиасты из США действительно проявляют к истории АлСиба немалый интерес. Члены Ассоциации BRAVO 369 Flight Foundation мечтают повторить подвиг авиаторов времён войны и совершить перелёт по АлСибу. «Мы давно ведём проект по АлСибу. Когда начинали, были в шоке от того, что лишь единицы слышали об этой трассе. В 2015 году мы вместе с русскими лётчиками воссоздали маршрут перелёта и начали работу над документальным фильмом «Секретная миссия, пережитая и рассказанная вновь». Проект получил очень хорошие отзывы в России и других странах, но не в Америке», – приводит газета слова председателя Ассоциации Джефа Гира. Он отметил, что из-за политических проблем между США и Россией и недостатка финансирования перелёт не состоялся, и был перенесён на 2023 год. 

Гир прав. Про АлСиб знают немногие не только в США, но и в России. Про другие республики бывшего СССР и говорить не приходится. Хотя среди погибших авиаторов АлСиба были уроженцы Украины и других советских регионов, их нынешние власти не проявляют к увековечиванию памяти о Великой Отечественной войне никакого стремления. С горечью приходится признать, что сбережением памяти о великом подвиге советского солдата занимается, преимущественно, Россия, в некоторой степени, Белоруссия, а также непризнанные Западом Приднестровье, Южная Осетия, ДНР и ЛНР. Больше никто.

Но на Чукотке помнят про АлСиб. Состоялся тематический телемост Россия – США «АлСиб: трасса героизма и мужества», приветственное слово его участникам направил глава Якутии Айсен Николаев. Телемост объединил свыше 60 участников двух стран.

15 января в Анадыре прошла настольная игра-соревнование «Секретный аэродром». Школьникам предложили почувствовать себя боевыми пилотами и совершить по карте перелёт с Аляски в Красноярск. Руководитель Чукотского регионального отделения патриотического движения «Бессмертный полк» Ольга Расторгуева сообщила, что готовится медиа-проект «АлСиб: день за днём», в ходе которого поимённо вспомнят всех героев трассы – лётчиков, авиатехников, строителей, работников вспомогательных участков, жителей регионов, задействованных в обслуживании трассы. 

В Уэлькале стоит обелиск погибшим героям АлСиба. В национальном чукотском посёлке Эгвекинот готовится реставрация такого же обелиска. Он установлен в 1985 году и нуждается в обновлении. Планируется реставрация и передача в музей военной техники, покоящейся на аэродроме Чаплино. Этот самый северный аэродром России был запасным для аэродрома Уэлькаль. Его построили для нужд АлСиба в 1943 году. Сейчас там находятся лишь остовы нескольких самолётов.

История АлСиба будет неполной без признания гражданского подвига представителей народов Крайнего Севера. Чукчи, эскимосы, эвены, якуты помогали в обслуживании аэродромов, участвовали в поисках разбившихся самолётов и спасении уцелевших лётчиков. Потерпевших крушение авиаторов забирали в ярангу, отпаивали снадобьями, откармливали олениной, лечили народными средствами, дожидаясь возможности передать официальным медикам. 

АлСиб – это общий подвиг всех народов Советского Союза, вплоть до тундровых кочевников и таёжных охотников, и народа Соединённых Штатов Америки, вставших на пути распространения коричневой чумы. Низкий им за это поклон!

5
1
Средняя оценка: 2.79679
Проголосовало: 187