Ительмены

Ительмены, они же камчадалы... Их называют русскими индейцами, на Камчатке они появились тысячи лет назад и являются генетическими родственниками тлиникитов – воинственного индейского племени, населяющего Аляску. Участник Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга Георг Стеллер полагал, что ительмены в древности пересекли замёрзший перешеек между Россией и Аляской на собачьих упряжках. Он отмечал, что даже верховное божество у ительменов и индейцев одно и то же – ворон Кутху. О нём у ительменов имеется целый цикл сказаний.

Монотеизм был чужд ительменам, а отсюда чужда идея личности. Когда нет Бога как личности, нет и самой личности. Личность растворена в общинно-родовой жизни с её поклонением стихиям природы и диким животным. Племенной образ жизни не требовал от ительменов личностных переживаний и личностного осмысления собственного бытия. Ительмен видел себя частью анимистической картины мира. 

Среди других сходств с индейцами Америки – малый волосяной покров тела, смуглая кожа, продолговатое скуластое лицо. Антропологи видят в этом сходство ительменов с тихоокеанскими народами, а не народами континентальной Евразии, имеющими часто монголоидную внешность. 

Когда Аляска была российской, между ближайшими родственниками ительменов, тлинкитами, и русскими шли настоящие войны. Тлинкиты (русские называли их колошами с ударением на первое "о") отличались храбростью и жестокостью и в бою использовали деревянные доспехи, украшенные устрашающими рисунками. Злее самых лютых зверей – так русские отзывались о тлинкитах. 

Часто причиной войн было какое-нибудь малозначительное событие. Например, русский капитан мог не взять на борт тлинкитского вождя по причине отсутствия на судне лишних мест. По понятиям тлиникитов, это равносильно смертельному оскорблению. В отместку они могли убить первого встречного русского. Для русской администрации это было немотивированное убийство. Для тлинкитов – акт заслуженной мести и сохранение чести рода. 

Первые русские исследователи указывали на явное сходство ительменов с американскими индейцами не только во внешнем облике, но и в обычаях, обрядах, одежде. На вид низкорослые, ительмены удивляли своей выносливостью. Могли совершать длительные переходы в зимнее время и делать тяжёлую физическую работу практически без отдыха. На момент знакомства русских с ительменами в XVIII в. последние отличались крепким здоровьем и большой для того времени продолжительностью жизни – до 75 лет. Тем более если учесть, что проживали ительмены в крайне суровых и антисанитарных условиях. 

Русские принесли на камчатскую землю школы, больницы, библиотеки, науку, ремёсла и православную веру. Как это всегда бывает при знакомстве чужих народов, появились новые болезни, к которым у ительменов не было иммунитета. Происходили стычки между казаками и ительменами, особенно во время нахождения там "камчатского Ермака" атамана Атласова. 

После охлаждения российско-украинских отношений по причине госпереворота на Украине в 2014 году тема взаимоотношений русских с народами Севера неожиданно всплыла в россказнях киевской русофобской пропаганды. Силясь внушить гражданам Украины, что Русский мир виноват в уничтожении коренных народов Сибири и Дальнего Востока, и та же судьба грозит украинцам, эта пропаганда упомянула и ительменов, и даже напомнила эпизод с расправой Атласова над ительменским старейшиной. Суровый характер Атласова – не новость для историков. Потому и завели власти на Атласова уголовное дело, и допрашивали с пристрастием. Атласов убил старейшину не потому, что русский, а потому что Атласов. Тиранический характер Атласова привёл к тому, что казаки взбунтовались и сами умертвили атамана. 

Утверждать, будто русские занимались на Камчатке сознательным истреблением ительменов и других малых народов – это бесстыжая ложь. Если ительменов приговорили к уничтожению, зачем их приобщали к цивилизационным благам, исследовали и записывали их фольклор? Зачем познакомили с медициной, школьным образованием и прочими новшествами? 

Ительменский язык, как языки и других малочисленных народов, находится под угрозой исчезновения. Им владеют всего 18% ительменов, преимущественно, старшего поколения. Первый ительменский букварь создали в 1932 году (на латинице), в 1988 году придумали новый алфавит. Ительменский язык имеет несколько диалектов и относится к чукотско-корякским, но генетически ительмены совершенно не родственники чукчам и корякам. Скорей всего, ительмены ассимилировались в языковом отношении с окружающим населением, так что даже их язык принадлежит к той группе, с которой у ительменов нет кровного родства. 

Сегодня ительмены проживают компактно в камчатских селениях Тигиль, Ковран, Хайрюзово, Палана, Мильково. В столице Камчатки их 265 человек, в Магадане – 231. Самый "ительменский" район на Камчатке – Тигильский. Здесь почти каждый пятый житель – ительмен. 

Интересно, что в 1950-х ительменов было чуть больше 1 тыс., к моменту распада СССР – около 2,5 тыс., сейчас их 3 тыс. Отрадно, что численность такого самобытного народа увеличивается. В XVII веке ительменов было почти 13 тыс. Удастся ли достичь такой численности? Вопрос открытый.

 

Художник: Н. Фомин.

5
1
Средняя оценка: 2.84349
Проголосовало: 607